Обзоры

НАЦИОНАЛЬНОСТИ В АРМЕНИИ

Грануш Харатян

По последней переписи населения, проведенной в Армении в 1988г., неармянское население республики в процентном соотношении составило 6,7% от общего числа, которое составило 3.305.000 человек. Следует однако отметить, что перепись населения 1988г. происходила во время эвакуации части населения зоны землетрясения[1], а также в процессе эмиграции и миграции (в республике, начиная с марта 1988г. накапливалось армянское население Азербайджана и уезжало азербайджанское, и частично курдское население Армении).

Таким образом, этно-языковой состав и даже количественные показатели переписи населения 1988г., возможно, изначально носили в себе долю искажения. Так или иначе, перепись населения 1988г. зафиксировала этнический состав и численность национальных меньшинств в республике следующим образом: азербайджанцы-85.000 человек (2,6%), курды-56.000 человек (1,7 %), русские-51.600 (1,6%), украинцы –8.3000 (0,3%), ассирийцы-6.000 (0,2%), греки –4.7000 (0,1%), все остальные вместе взятые — 9.400 человек (0,2%). В группу так называемых «всех остальных’ входят евреи, грузины, белоруссы, поляки, немцы, литовцы и т.д.

В прошедшие после переписи 11 лет Республика Армения пережила (и продолжает переживать) политические, экономические, социо-культурные потрясения, в силу чего имел и продолжает иметь место отток населения из страны. Глубокие демографические изменения затронули как основной этнос республики – армян (по экспертным оценкам республику временно или навсегда покинула треть от общего числа граждан), так и национальные меньшинства. Так, на данном этапе в Армении не проживают азербайджанцы, не считая нескольких женщин, которые замужем за армянами. Политизация этнического поведения, присущая многим народам бывшего СССР начиная с момента перестройки, в частности ярко выраженный процесс этнического самовыражения, а порою – самоутверждения также повлияли на палитру этнического пространства страны. Например, названное ‘курдами’ этническое меньшинство теперь представлено двумя этно-культурными группами под этнонимами ‘курды’ и ‘эзиды’. Этно-культурная группа эзидов, говоряших, как и курды, на языке курманджи, восстановила зафиксированную еше при переписи населения 1926г. свое этническое название ‘эзид’, игнорированное в советское время. Часть же курдов-мусульман уехала из Армении вместе с азербайджанцами. Определенные демографические изменения претерпели также другие этнические меньшинства. В частности, из страны уехало часть греков –в Грецию, русских – в Россию, украинцев, евреев, ассирийцев и др. В настоящее время считается, что национальные меньшинства Армении составляют примерно 3% от общего числа населения страны.

Общие демократические перемены, изменение бывшей атмосферы социальной защищенности, ухудшение социально-экономической ситуации, тревога по поводу миграции, активизация подчеркнутого национального, а порою и националистического поведения, и вместе с тем усиливающиеся по всему миру универсализационные процессы разного характера, новые дипломатические отношения Армении с разными государствами и т.д. – все это отразилось на формах проявления этнической самоорганизации и самосохранения национальных меньшинств Армении. Большая их часть как бы самоорганизовалась в виде разного рода общественных организаций: национальных, религиозных, благотворительных и др. Некоторые из них имеют по несколько организаций (эзиды – 4, греки – 7, евреи – 3, русские – 8, по 2 общественные организации имеют ассирийцы, курды, украинцы, белорусы, а немцы, поляки, грузины представлены в мозаике национальных общественных организаций через одну).

Каждый из этих народов пришел в Армении своим путем. Этот факт отразился на их расселении (компактно-дисперсно, город-село). Некоторые из них оказались здесь, разделив судьбу армян. Так, греки, ассирийцы, эзиды в теперешнюю часть Армении переселились вместе с армянами в силу тех политических причин, которые вынудили армян покинуть их исконные земли и найти убежище в малой части их исторической родины. Например ассирийцы, долгие столетия компактно проживающие в Иране по соседству с армянами, покинули Иран после русско-персидской войны 1826-28гг. и вместе с армянами переехали в Восточную Армению. Поселились они в Араратской долине в 3-4 деревнях, но постепенно часть из них переселилась в города, в частности в Ереван. В селах Армении ассирийцы занимаются земледелием, в городах — в основном интеллектуальным трудом. В быту они отчасти сохранили родной язык, но в силу того, что школьное образование у них велось на русском языке, они в основном русскоязычны. Многие из них на разном уровне владеют также армянским языком, в основном — разговорным. Ассирийцы – христиане – несторианцы, монофизиты. Сознание принадлежности к определенному, практически национальному направлению христианства долгое время поддерживало ассирийцев в их этническом самоопределении. Однако после распада СССР и появления возможности открыто проповедовать религию ассирийцы встали перед фактом религиозного выбора: им не удалось найти священника-несторианца, и русскоязычность ассирийцев естественным образом привела их к принятию православного духовника.

Ассирийцы достаточно открыты, они охотно заключают межнациональные браки, в частности наблюдается активность ассирийско-армянских браков. Среди ассирийских общественных организаций идет активный поиск путей национального самосохранения, новый стимул получили справление национальных праздников, в одной из школ города Еревана в одном классе ввели курс изучения ассирийского языка, ассирийский язык изучают также в ассирийских селах. Общественно-национальные организации ассирийцев Армении подключились в движение, ратующее за признание геноцида ассирийского народа.

Исторические связи греков и армян имеют очень глубокие корни. Эти два народа в Западной Азии претерпели наибольшие притеснения со стороны тюркских властей, в том числе – резню 19-20 веков. Общность судьбы сделала их как бы естественными союзниками, и выбор греков територии Армении в качестве родины имеет много историко-культурных причин. Греки также, как и ассирийцы, появились в Армении из исконно обитаемых ими земель, однако греки – выходцы из теперешней Турции. Это в основном понтийские греки, обосновавшиеся на территории Восточной Армении начиная с конца 18 века. Они заселили восточные районы Армении /Гюмри, Ахтала, Шамлух, Кобер, Ягдан/, в частности занимались земледелием и добыванием руды. Однако часть греков обосновалась также в городах. Выбор греками школьного образования, в отличие от ассирийцев, естественным образом пал на армянский язык, и двуязычие греков прежде всего является армянско-греческим. Среди греков также наблюдаеся высокая степень межэтнических браков, встречаются больше армяно-греческие браки.

Греки — православные христиане. Православие греков, однако, скорее является средством этнического самоутверждения.

За последние несколько десятков лет многие греки Армении переселились в города, и ныне греки в основном, примерно 3/4 из них, горожане. Многие греки в Армении имеют высшее образование, это – врачи, инженеры, ученые. Городские греки постепенно переходили на образование на русском языке. На данном этапе среди греков Армении наблюдается греческо-армянско-русский трилигвизм. Семь греческих национально-общественных организаций, зарегистрированных министерством юстиции Армении, пытаются найти формы этнического существования греков в Армении. Ими организовываются фольклорно-танцевальные группы, группы обучения греческого языка и т.д. Им помогает греческое посольство. Между тем часть греков, спасаясь от социально-экономического кризиса республики, за последние несколько лет уехало в Грецию. Некоторые из них, скорее всего, покинули Армению навсегда, другие периодически приезжают сюда. Они также материально поддерживают оставшихся в Армении родственников.

Самый эндогамный народ в Армении – эзиды. Эзиды проживают в Армении достаточно компактно. На данном этапе эзиды – самое большое национальное меньшинство Армении. По экспертным оценкам их число достигает 40.000 челаовек. Это в основном сельское население, занимающиеся сельским хозяйством, в частности – отгонным скотоводством-овцеводством. Общественная структура эзидов отличается кастовостью, брачная эндогамия распространяется не только на этнос, но также на сословность-светские и духовные касты: браки заключаются исключительно между представителями одного сословия. Как общественные, так и семейные отношения строятся по принципу подчинения старшему. Принципы семейно-общественного поведения закреплены комплексом этико-моральных принципов шарфадианской религии, названной также эзидизмом, откуда и этноним группы – эзиды. Таким образом быть или не быть религиозным для эзидов означает быть или не быть эзидом вообще: здесь слито воедино этно-конфессионалность группы, которая, помимо специфического ведения хозяйства – отгонного скотоводства-овцеводства служат факторами этнической идентификации эзидов. Шарфадианство достаточно толерантно по отношению к христианству, эзиды охотно ходят в христианские храмы, поклоняются христианским святым, но оно резко отрицательно относиться к мусульманству.

Эзиды также, как и армяне, подверглись гонениям в Турции и переселились в тепершнюю часть Армении в начале 20 века, спасаясь от резни со стороны турков и курдов-мусульман. Эта общность исторической судьбы их сильно привязывает к армянам и к Армении: абсолютное большинство эзидов, проживающих в Армении, считают Армению своей родиной и все перспективы этно-культурного развития связывают с Арменией. Здесь выходит официальная газета эзидов, ведутся ежедневные 30-минутные радиопередачи на эзидском языке. Язык школьнго образования эзидов – армянский. Соответственно билингвизм эзидов – эзидско-армяский.

Второе по численности этническое меньшинство – русские, ведут начало проживания в Армении с 19 века. Первые переселенцы, так называемые молокане, поселились в Армении в 1886г. ‘Молокане’ название формированной в России в 17-18вв. сектантских групп, поселив которых в Закавказье Царская Россия преследовала две цели: закрепление вновь присоединноных к Росси теритирий через заселемие этих территирий русскини, и избавление от сектантов. Среди сектантов, поселившихся в Армении, было также некоторое количество этнических мордва-молокан, поселившихся как совместно с русскими, так и отдельно (село Шорджа). Вмвесте с ними в Армении поселились также русские – православные. В конце 19в. На територии Армении уже существовали 23 русские села, из которых 17-сектантских, 6-православных. Это было исключительно сельское население, достаточно замкнутые общины, эндагамные, занимающиеся земледелием, скотоводством, ремеслами, живущими нармами молоканской морали, которая работу, богатство, физическую и нравственную чистоплотность поднимало в ранг добродетели.

За последнее столетие, однако, русское насление Армении прибавилось в пользу православных и городских, что предопределило внутриобщинные отношения русского населения Армении. Оно практечиски разделилось на две части, каждая из которых жила своей внутреннией жизню.

Русское население Армении до недавного времени языковой проблемы не имело: в Армении, как и в других республиках СССР, русский язык считался одним из официальных, и незнание армянского языка больших затруднений не вызывала. Русские, переселившиеся в Армении в течении ХХ-го века, горожане, занимающиеся в сфере промышленности и интелектуального труда. Межнационльные браки среди русских имеют самый большой процент, причем преобладашт случаи выхода замуж русских женщин за армянами. Экономический кризис в республике, закрытие предприятий, колапс в социальной жизни, общая тенденция повышения национальных ценностей и т.д. послужили причиной эмиграции части русского населения из республики. Небезинтересно, что в лице русского национального меньшинства некоторые советские культурно-идеологические традиции находят своих продолжителей. Так, помимо русских религиозных праздников русские в Армении продолжают отмечать 7-е наября – праздник, посвященный октябрской революции, 1-2 мая, официальный праздник советской идеологии, посвященный тругящимся, 23 февраля-день Красной Армии и т.д., таким образом как бы косвенно подтверждая ‘русскость’ советского образа жизни.

Немцы, евреи, белорусы, поляки, грузины, в качестве этнических меньшинств в Армении представлены малыми группами. Это очень специфические группы, так как в их этнияеские общины естесственным образом вливаэтся члены их семей. Дело в том, названные национальные образопвания Однако их стремление к этическому самосохранению выражена достаточно ярко. Этому в последнее время сильно способствует возможность активных связей как со своими историческими родинами, так и дипломотические связи и открытие немецкого, грузинского и других посольств в Армении. Следует подчеркнуть, что названные национальные меньшинства в количественном смысле частично пополняются членами семей не даноого национального меньшинства, в частности – армянами. Этому процессу способствует имевшееся место эмиграция из Армении: члены семей, например.

Уникальна грузинская община. Она состоит из 110 человек, причем это-почти исключительно женщины, замужем за армянами. Все они знают родной грузинский язык, у большей части грузинок второй язык-русский.

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Most Popular

To Top
Translate »