Курды

Курды

Самоназвание ? курд, или курмандж. Народ в Юго-Западной Азии. Общая численность 18 миллионов человек (1992); по другим оценкам ? до 30 миллионов. Расселены компактно в Иране (5,6 миллиона человек), Турции (7,5 миллионов человек), Ираке

 (в основном на юге страны, в Курдском автономном районе; 3,7 миллиона человек), Сирии (свыше 745 тысяч человек), небольшие группы ? в других странах Азии и Европы. Более 200 тысяч курдов живут на территории бывшего СССР ? в Закавказье, Средней Азии и Казахстане.

Курды относятся к индо-средиземноморской расе большой европеоидной расы. Курдский язык принадлежит к западной (курдской) подгруппе иранской группы индоевропейской семьи. Диалекты: северные (курманджи, заза) и южные (сорани) и др. Распространены арабский, персидский, турецкий, русский, армянский, азербайджанский языки. Письменность на арабской графической основе, в Турции и Сирии на латинской графической основе, на территории бывшего СССР ? на русской графической основе. Большинство курдов ? мусульмане-сунниты (есть шииты); имеются также приверженцы синкретических культов (езиды и др.).

Курды ? автохтонное население исторической области Курдистан (от персидского Lстрана курдов¦, территория в Западной Азии, в пределах Ирана, Турции, Ирака, Сирии, главным образом в Курдистанских горах). До начала 20 в. курды объединялись в союзы племен, делившиеся на мелкие родо-племенные группы. В 14-18 вв. находились в номинальной зависимости от Ирана и Османской империи. В Турции, Иране, Ираке, Сирии подвергались национальной дискриминации. Попытки властей лишить курдов национально-культурных прав приводили к многочисленным восстаниям в Курдистане.

Курдский национализм возник в 1890-е гг., когда Оттоманская империя доживала последние дни. Заключенный в 1928 г. Севрский договор, навязавший урегулирование и колониальный раздел Турции после первой мировой войны, обещал им независимость. Три года спустя лидер Турецкой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк разорвал этот договор.

Ряд курдских восстаний в 1920-е и 1930-е были подавлены турецкими войсками, и вооруженная борьба курдов в Турции не велась до 1984 г., когда Курдская рабочая партия взялась за оружие под руководством Абудллаха Оджалана. Тогда курды в Турции не были признаны как отдельный народ и им было запрещено говорить на своем языке в общественных местах; в 1991 г. этот запрет был снят, но все еще запрещены образование, печатные издания и радиовещание на курдском языке. Более 29 тысяч человек (оценочные данные) были убиты в ходе конфликта в Юго-Восточной Турции.

В Азербайджане в начале 20 в. была образована самостоятельная административная единица Курдистан, включавшая в себя 4 района, но просуществовала она недолго ? с 1923 г. по 1929 г.

В Иране в 1946 г. курдам удалось создать поддержанную СССР Республику Махабад, однако уже в следующем году иранский монарх Мохаммед Реза Пехлеви сокрушил новорожденное государство.

В 1919, 1923 и 1932 гг. по британскому мандату, полученному от Лиги Наций, были подавлены восстания курдов в Северном Ираке. После второй мировой войны иракские курды во главе с Мустафой Барзани начали выступать против власти Багдада. Их боевики ? Lпешмерга¦ (Lте, кто встречает смерть лицом к лицу¦) ? продолжали борьбу после того, как иракская монархия была свергнута в 1958 г.

В 1970 г. им удалось добиться от багдадского правительства официального признания их языка и права на самоуправление в курдских районах, но выполнение соглашения было сорвано ? отчасти из-за распределения доходов от нефти и исключения нефтепроизводящей области Киркук из состава Курдистана.

К 1974 г. вновь началась открытая война, в результате которой в Иран бежало более 130 тысяч иракских курдов. Восстание потерпело крах в 1975 г. после того, как Иран прекратил предоставлять помощь курдам в обмен на пограничные уступки от Ирака в проливе Шатт-аль-Араб.

Ирано-иракская война 1980-1988 гг. предоставила курдам еще один шанс использовать региональные конфликты в своих интересах. Революционный переворот в Иране позволил им создать неприступную для правительственных войск зону, но они не смогли долго удерживать ее.

Курдский вопрос вновь стал предметом газетных заголовков в марте 1988 года, когда 5000 иракских курдов были убиты в результате газовой атаки, предпринятой правительственными войсками против города Халабджа. Правительства других стран практически не отреагировали на этот инцидент и не проявили стремления оказать помощь курдам.

Северный Ирак вышел из-под контроля Багдада после войны в Персидском заливе в 1991 г., и американская военно-воздушная база в Турции теперь защищает курдский регион, который Вашингтон считает важным противовесом президенту Ирака Саддаму Хусейну.

Две соперничающие фракции иракских курдов, одну из которых возглавляет сын Мустафы Барзани Масуд, осенью 1998 г. подписали мирное соглашение, заключенное при посредничестве США, которое предусматривает избрание парламента и создание регионального правительства после долгих лет борьбы между двумя группировками. Это соглашение не оправдало надежд на создание сепаратистского государства, против чего выступают Багдад и Анкара.

Преобладают традиционные занятия: полукочевое скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот), земледелие (зерновые, садоводство, табак).

Традиционное летнее жилище кочевников ? шатер из нескольких рядов жердей, покрытых шерстяной материей. Зимним жилищем в горных районах Курдистана (также у закавказских курдов) служили землянки или полуземлянки с земляным куполообразным или плоским перекрытием, имеющим светодымовое отверстие в центре. Балки перекрытия опираются на столбы. Жилища земледельцев в предгорных и равнинных районах и городах одно-, двухэтажные, глинобитные или каменные, прямоугольные в плане, с плоской крышей. Хозяйственные помещения примыкают к жилому, нередко имея общий вход.

Традиционная одежда мужчин имеет несколько вариантов. Общие элементы ? широкие шерстяные шаровары, бязевая рубаха с разрезом на груди и длинными рукавами, к которым пришиты куски материи (факиана), пояс (пэштэн), шерстяной жилет, а в холодное время шерстяная куртка или длинная войлочная накидка, головной убор (колав), сверху обмотанный большим платком, обычно с кистями. Обувь (клаш) надевают на шерстяные вязаные носки. Женская традиционная одежда ? шаровары, длинная рубаха, платье ? рубаха с факиана, жилет, пэштэн; у курдов Турции, северо-западно Ирана, Сирии и Закавказья ? юбки и передники.

Преобладает мясо-молочная пища. В земледельческих районах распространены блюда из пшеницы, риса, острые приправы из овощей, в Ираке, Сирии ? из бамии, в горах ? из съедобных растений.

Фольклор-песни, танцы, в т. ч. хороводные с предводителем хоровода и др. Развито ковроделие, производство шерстяных изделий, металлической посуды, чеканка по металлу, резьба по дереву.

Литература:
Вильчевский О. Курды. — М.-Л., 1961.

Библиография по курдоведению / Сост. Ж.С.Мусаэлян. — М., 1963.

Никитин В. Курды. — М., 1964.

Аристова Т. Ф. Курды Закавказья. — М., 1966.

Аристова Т. Ф. Отражение этнических процессов в традиционно-бытовой культуре курдов Азербайджана и Туркмении // Этнические процессы у национальных групп Средней Азии и Казахстана. — М., 1980.

Курдские пословицы и поговорки / Сост. О. Джалил, Д. Джалил. — М., 1972.

Руденко М. Новогодние обрядовые празднества у курдов // Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор. — Л., 1974.

Маджид Ариф. Одежда и украшения курдов Ирака // Полевые исследования Института этнографии АН СССР, 1975. — М., 1977.

Орбели И. А. Фольклор и быт Мокса. — М., 1982.

Hansen Н. Н The Kurdich woman’s life Kbh. — 1961.

Ментешашвили А. М. Курды. Очерк общественно-экономических отошений культуры и быта. — М., 1984.


Источники:
Народы мира. Историко-этнографический справочник. — М., 1988.

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Most Popular

To Top
Translate »