Карам Анкоси

«ФАРЗЕ БРАТИЕ» У ЕЗИДОВ (предписание о духовном брате и наставнике) — Карам Анкоси

ImageЕзиды исповедуют древнейшую религию. Вероучение езидов — езидизм, езидство — зародилось в глубокой древности задолго до появления иудаизма, христианства, мусульманства и буддизма, в регионе очагов мировой цивилизации, в создании и развитии которых езиды принимали непосредственное участие.

Последователи езидской веры рано признали существование Единого начала и объявили себя монотеистами. Основа езидского верования — это поклонение единому Богу, небесным светилам, Земле, Воде, Огню и другим природным силам.

Езиды имеют очень богатую и разнообразную по содержанию мифологию о сотворении мира, жизни апостолов, божеств, святых, архангелов и т.д.

Езидскому вероисповеданию присущи первобытная чистота и святость, справедливость, простота обрядов, любовь и уважение к чужому. Главная проповедь езидов гласит: «О, Бог, сперва дай счастье и благо …72 народам, а потом, нам, езидам!»

В древности езиды имели собственную письменность, на которой были написаны многочисленные религиозные книги. В эпоху жестоких столкновений с мусульманским миром религиозные книги езидов были уничтожены, а святые храмы разрушены. В условиях насильственной ассимиляции со стороны ислама число последователей езидской религии сократилось. Езидские богословы были вынуждены переименовать названия своих божеств, апостолов, святых на мусульманский лад и таким путем спасти веру предков от исчезновения.

Чтобы закрыть езидам дорогу в исламские учебные заведения, изучение грамоте было запрещено им езидским духовенством. От имени Бога учеба было объявлена страшным грехом. В этом деле немалую роль сыграли также определенные круги шейхов, которые преследовали свои корыстные цели. Не разрешалось записывать на бумаге основы езидской религии, молитвы, мифологию. Все это стало передаваться устно от поколений к поколениям. От этого запрета пострадали, прежде всего, сами же езиды. Многие из предписаний езидского вероучения, их традиций и обрядов со временем были утеряны, сокращены или же просто позабыты.

В течении всей своей многовековой истории езидам пришлось вести жестокую кровавую борьбу за сохранение религии. Ради спасения своего вероисповедания им не раз приходилось оставлять родные места и переселяться в чужие страны.

Особенно тяжелым стало положение езидов в Османской империи (Турция). В конце Первой мировой войны, из-за религиозных гонений со стороны мусульман многочисленные езидские племена из районов Вана, Баязида, Карса, Сурмали, Эрзерума, с разрешения царской России, с боями перешли на территорию Армении и Грузии. Потеряв Родину, езиды стали беженцами на чужбине. Здесь их разоружили, а военные отряды были распущены.

В последнее десятилетие заметно активизировалось переселение езидов из Турции и Закавказья в страны Западной Европы, особенно в Германию.

На территории бывшего Советского Союза верующие езиды не имели возможности создать хотя бы минимальные условия для исполнения и проповеди своих религиозных обрядов, что отрицательно сказалось на религиозном самосознании езидов. Новое поколение, выросшее при коммунистическом режиме очень мало знает о сущности и истории своей религии. В результате молодые люди, попадая под влияние сектантов — баптистов и иеговистов, посещают христианские церкви, принимают крещение. Заметен отход и отчуждение многих езидов от обрядов и предписаний своего вероучения, что вызвано, главным образом, отсутствием езидской религиозной литературы. Вместе с тем замечается большой интерес и спрос на книги об езидской религии.

«Езидская библиотека» организуется для удовлетворения интереса езидской молодежи и будет периодически издавать отдельные брошюры по основам езидской религии, устройству езидского общества, езидским обрядам и т.д.

Эти издания не будут носить научного, критического характера. Цель «Езидской библиотеки» — простым, доступным языком коротко рассказать езидам о предписаниях их древнего вероисповедания, ради спасения и сохранения которого предкам сегодняшнего поколения езидов пришлось подвергнуться многовековым гонениям и страданиям, потерять Родину.

Учение о религии езидов еще в древности приобрело свои определенные и четкие черты. Езиды имеют свою собственную систему религиозных предписаний, представлений и обрядов, которые отличаются своеобразием и далеки от других религий. Езидская религиозная система формировалась на основе древних суеверий, пережитки которых до сих пор замечаются у езидов.

Езиды верят в Единого Бога. Но в не меньшей степени, поклоняются также старинным, родоплеменным божествам и другим религиозным культам. Такое многообразие езидского вероисповедания повлияло на общественное устройство езидов. Вследствие этого езиды имеют своеобразную религиозную иерархию и кастовую систему деления общества.

В вероучении езидов много запретов, что вызвано, главным образом, заботы о сохранении чистоты религии. Знание этих запретов, обязательных религиозных предписаний, заветов — «Фарзе дин» — необходимо каждому езиду. Верующие должны руководствоваться ими в своей повседневной жизни.

Часть наиболее важных запретов вероучений езидов составляет культ обязательного религиозного предписания — «Фарзе братйе», что в переводе на русский язык означает — «Предписание о духовном брате и наставнике». Содержание «Фарзе братйе», его суть определяют лицо и характер езидского общества.

Культ «Фарзе братйе» играет значительную роль в религиозном учении езидов. Езиды должны строго придерживаться всех его заповедей.

В соответствии с предписанием «Фарзе братйе» все езидские общество делится на две части — духовенство («Тарикат» — духовные наставники) и паству («мрид» — последователи, ученики. «Мрид-хана имеет собирательное значение»).

Обе эти части езидского общества выступают, каждая в отдельности, как строго замкнутые касты. Переход из касты «тарикат» в касту «мридхана» или, наоборот, из касты «мридхана» в касту «тарикат» невозможен. Каждая их этих каст закрыта для другой. Принадлежность к той или иной касте определяется по рождению.

У езидов служителями религиозного культа, духовными лицами становятся не после получения соответствующего духовного образования, как это имеет место у христиан и мусульман. В езидском обществе права исполнять функции служителей религиозного культа переходят по наследству от родителей к детям, сколько бы их не было.

Поэтому дети родителей из касты «тарикат» являются тариками, а дети из касты «Мридхана» — мридами.

Каста духовенства «тарикат», также, делится на несколько отдельных, строго замкнутых частей — шейхов и пиров.

Шейхи не могут заменять пиров, а пиры, со своей стороны, не могут заменять шейхов. У каждого из них есть свои обязанности, которые должны строго выполняться в соответствии с предписаниями вероучения.

Принадлежность к шейхам или пирам также передается по наследству. Шейхи не могут стать пирами, но и пиры не могут стать шейхами.

Шейхская часть езидского общества — «Шехани» — делится на 3 рода: Адани, Катани и Шамсани.

К роду Адани принадлежит семья шейхов Шехисн.

К роду Катани относится семья шейхов Шехубакр.

Род Шамсани составляют четыре семьи шейхов: Шамс, Фарха-дин, Седжадин, Насредин.

Шейхе Раш (среди езидов они больше известны под именем шейхи Джинтаяр) относятся к роду Шамсани. Шейхи Раш, чьи очаги считаются святыми, способны исцелять от разных недугов, особенно от душевных болезней. В отличие от других шейхов, они не имеют своих мридов. Езиды считаются их «Кочаками» или «Бармал». Шейхам Раш-Джинтаяр не дано читать религиозные молитвы и гимны (стихи) над покойником или в других случаях.

Каждая из выше перечисленных семей шейхов отражает служение культу отдельных божеств, которые в древности являлись самостоятельными богами.

Пирская часть езидского общества — «Пирами» распадается на несколько десятков семей пиров, список которых прилагается в конце. Главной из них является семья пиров «Аснаман», членов которой

езиды именуют «Пире чеел пира» — пирами сорока пиров.

В соответствии с учением езидской религии, каждый езид, независимо от того, кем он является -тариком (шейх, пир) или мридом, должен иметь как своего шейха (духовного брата), так и пира (духовного наставника).

Подобно представителям касты «Мридхана», имеющим своего шейха и пира, шейхи, со своей стороны, также имеют своего шейха и пира. И пиры имеют своего шейха и пира. Вследствие этого каждый шейх или пир в тоже самое время является мридом своего шейха и пира.

По предписанию «Фарзе братйе» ни один езид, будь то мужчина или женщина, не должен остаться без своего духовного наставника (пира) и духовного брата (шейха бре ахрате).

Учение езидской религии разрешает езиду оставаться без своего шейха или пира лишь в течение 40 дней. За это время последователь езидского вероисповедания должен обязательно совершить ритуал «Фарзе братйе» и этим определить своего шейха и пира.

Духовное братство и духовное наставничество переходят по наследству от отца к детям.

В той же семье шейхов и пиров, в которой родители имеют своего шейха и пира, дети должны определить своего шейха и пира. Езид-мрид не имеет право заменить семью своего шейха или пира («Даете хва бгвеза» — заменить руку). Это обязательное предписание, и его нарушение считается грехом. Езиду не разрешается свободно, по своему усмотрению, выбирать своего шейха или пира. Это уже исторически сложившаяся традиция, которой необходимо придерживаться.

В том случае, если семья шейха или пира вымерла и не осталось наследников, мрид данной семьи вправе определить своего шейха или пира из другой семьи, но обязательно из того же рода, к которому принадлежала семья его шейха или пира.

Все езидское общество разделено по родам и племенам между шейхами и пирами, которым их мриды платят ежегодно религиозную дань.

«Фарзе братйе» связывает по духовному принципу каждого езида друг с другом и этим создает своеобразную структуру езидского общества, взаимосвязанного и неделимого, со своими строго определенными функциями.

Ритуал исполнения «Фарзе братйе» очень интересен и богат по форме и содержанию. Достигнув зрелости, езид начинает готовиться для избрания своего шейха и пира («Даете хва авети»). Он накрывает стол, готовит обед, приглашает близких и того шейха или пира, которого он намерен себе определить. Кроме них, приглашается другой шейх или пир, который совершает ритуал «Фарзе братйе». Этот день в семье отмечается как святой праздник.

Шейх или пир, исполняющий обряд, воздает хвалу Богу, молится. После совершения молитвенного ритуала, он спрашивает у хозяина дома: «Чего ты просишь и желаешь?» Хозяин отвечает: «Я желаю получить духовного брата». Тогда он обращается к присутствующему шейху или пиру с вопросом: «Ты согласен стать его духовным братом или наставником?». Тот отвечает: «Да я согласен. Но в трех заповедях (буквах), если он их нарушит, я не буду с ним!» Исполняющий ритуал спрашивает у хозяина дома, искателя духовного брата или наставника: «А ты согласен на его духовное братство или духовное наставничество?» Тот отвечает: «Да, я согласен. Но только в трех заповедях (буквах), если он их нарушит, я также не буду с ним!» Эти вопросы и ответы повторяются три раза. Затем шейх или пир, руководитель ритуала, читает молитву «таркин», поздравляет и благословляет присутствующих. В конце «Харка» (вязанная рубашка, отличительный знак святости и чистоты шейхов и пиров) омывается водой, и эту воду дают выпить участникам ритуала, шейху или пиру, и мриду. Ритуал «Фарзе братйе» завершается обедом, который был заранее приготовлен, и, по мере возможности, музыкой и песнями.

Отныне мрид должен следовать советам своего духовного брата и наставника и приносить им ежегодную дань, приглашать их к себе во время праздничных и траурных событий, решать, советуясь с ними, все жизненные и религиозные вопросы.

«Фарзе братйе» состоит из трех заповедей:

1 .»Диска дане» (сосуд красителей)

2.»Дарба Харка» (сила «хар-ка»)

3.»Шарбке (куске) зерин» (золотая кружка)

Самым значительным из них является предписание «Диска дане». Оно запрещает езидам вступать в брачные или любовные связи с иноверцами, то есть с представителями других религий и народов.

Обусловлено это тем, что, согласно езидской религии, езидскую веру принимать нельзя. То есть, в отличие от других вероисповеданий, стать езидом невозможно. Езидское религиозное предписание гласит, что езидами рождаются только от матери и отца езидов.

В случае, если отец или мать не являются езидами, то есть, если было допущено нарушение езидской заповеди о запрещении брачных или любовных связей с не езидами, дети, рожденные от таких связей, не считаются езидами, и езидское общество не признает их как езидов.

Запрет на брачные или любовные связи езидов с не езидами, представителями других вероисповеданий народов — святое предписание езидского религиозного учения. На этом законе основана и держится езидская вера и, следовательно, езидское общество.

Второй запрет «Фарзе братйе» — это «Дарба харка». Он определяет религиозную структуру внутри езидского общества и степень взаимозависимости всех его частей, и считается важнейшим предписанием в религиозном учении езидов.

«Дарба харка» обусловливает чистоту крови и состава езидских религиозных каст, их отдельных частей, регламентирует их функции, указывает на святость клятв и молитв.

Езидское религиозное учение предписывает отношениям между шейхом и пиром, с одной стороны, и мридом, с другой стороны, божественную святость и требует сохранения между ними не только духовной, но и физической чистоты.

Поэтому предписание «Дарба харка» строго-настрого запрещает брачные связи между духовенством («тарикат») и паствой («мрид-хана»).

Непоправимым грехом считаются брак или любовная связь между духовным братом («шех бре ахрате»), духовным наставником

(«пир-оста, мараби») и учеником, последователем («мрид»).

На основе этого у езидов запрещены также брачные и любовные связи между членами духовных каст — Шехани и Пирани, то есть между шейхами и пирами. Наряду с этим имеются ограничения и внутри самих этих каст.

Запрещены брачные и любовные связи между шейхскими родами Адани, Катани и Шамсани. Брачные связи допускаются лишь внутри самого рода.

Шейхам из семьи Шехисн (Адани) разрешается заключать браки только между собой, с представителями этого рода.

Шейхи семьи Шехубакр (Катани) заключают браки только с представителями семьи Шехубакр.

Шейхам семейств Шамс, Фар-хадин, Насредин, Седжадин разрешается жениться и выходить замуж лишь между собой, то есть между представителями рода Шамсани.

Подобные же ограничения существуют и в отношении пиров. Представители семьи Аснаман обязаны заключать браки только с представителями этой же семьи.

Запрещен брак пиров из семьи Исебайа (Есебайа) с пирами семей Бу, Бат, Гаргара, Малкавез, Ал, Аткате, Дава, так, как пиры Исебйа являются духовными наставниками — пирами перечисленных семей пиров.

Указанное положение объясняется особенностью езидского вероисповедания. Езидские шейхи и пиры, выступая в роли духовного наставника, одновременно сами также имеют своего как шейха, так и пира, становятся в отношении к ним в положении мрида и выполняют все предписания, существующие для мридов.

Шейхи из рода Адани (Шехисн) являются духовными братьями («Шехе бре ахрате») шейхов из родов Катани (Шехубакр) и Шамсани (Шамс, Фархадин, Седжадин, Насредин). В данной ситуации шейхи из родов Катани и Шамсани выступают мридами шейхов из рода Адани.

Со своей стороны, шейхи из родов Шамсани являются духовными браться шейхов из рода .Адани. В таком случае уже шейхи их родов Адани (Шехисн) становятся мридами шейхов из рода Шамсани.

Шейхи из рода Катани (Шехубакр) являются духовными наставниками («Мараби») шейхов из рода Шамсани.

Кроме того, у всех шейхов имеются свои пиры («оста, Мараби»), мридами которых они являются. Пирами шейхов из рода Катани являются пиры из семьи Исебйа (Есебйа), пирами шейхов из рода Шамсани являются пиры из разных семей, пирами шейхов из рода Адани являются пиры из семьи Ас-паман. Раньше пирами шейхов рода Адани и Шамсани являлись пиры из семьи Аджи Мхамаде Безу-рат, наследники которой перевелись.

Третье предписание «Шарбке (куске) зерин» означает Веру. Оно призывает езидов следовать заветам своей религии, поклоняться своим культам, твердо веровать им, придерживаться традиций и ни в коем случае не изменять своему вероисповеданию, познать сущность и глубину учения об езидизме, которое является богатством езида. Это святость Клятвы сохранить себя в чистоте, не причинять другому вреда, добрые дела, быть добрым, чутким и отзывчивым к состраданием другого, не оскорблять и не унижать другого, быть справедливым.

Нарушение предписания «Фарзе братйе» считается у езидов страшным грехом. Езид, который не придерживается этих заветов и преступает их, объявляется вероотступником. Нарушение заповедей «Фарзе братйе» влечет за собой строгое наказание. Езида, нарушившего эти требования, изгоняют из общества, с ним прерывают всякие отношения и даже убивают.

Культ «Фарзе братйе» является ключом в мире познания езидского вероисповедания, помогает разобраться во всей сложности структуры и организации езидского общества.

Карам Анкоси

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Most Popular

To Top
Translate »