Обзоры

КУРДСКАЯ ГАЗЕТА ЗАКРЫЛАСЬ ПОСЛЕ 73 ЛЕТ СУЩЕСТВОВАНИЯ

КУРДСКАЯ ГАЗЕТА ЗАКРЫЛАСЬ ПОСЛЕ 73 ЛЕТ СУЩЕСТВОВАНИЯКурдская газета “Риа Таза” (“Новый Путь”), выходившая в Ереване и игравшая видную роль в курдской печати на всем протяжении своей 73 -летней истории, прекратила свое издание на 4.800-м номере. Газета вновь закрыта, на этот раз по экономическим причинам, после того, как на протяжении ряда лет она не выходила из-за репрессивных мер. Ожидается, что курдские организации начнут кампанию за то, чтобы газета получила возможность возобновить свой выход.

“Риа Таза”, первый номер которой вышел в марте 1930 года, первоначально была предназначена для курдов, живущих в Советском Союзе. Закрытая впоследствии режимом Сталина, “Риа Таза” возобновила свой выход в 1955 г., после паузы в 18 лет, и на сей раз на кириллице. К латинскому алфавиту она вернулась после 2000 года. Советский союз рухнул, но “Риа Таза” осталась. Мир изменился, все перевернулось вверх дном, но “Риа Таза” не изменилась. Она просто уменьшилась и стала выходить на четырех страницах. “Риа Таза” пережила свой золотой век в 80-е годы, затем для нее настала трудная полоса из-за финансовых обстоятельств, и наконец она прекратила свой выпуск после 4.800-го номера.

Как выпускалась “Риа Таза”, которая издавалась по-курдски на протяжении 73 лет, со всеми их положительными явлениями и минусами? Каково было ее содержание и внешний вид? Какую роль сыграла она в курдской журналистике? И почему ее пришлось закрыть?

Америке Сердар, бывший последним редактором газеты, и доктор Рызган Реджави, преподаватель персидского языка в Ереванском университете, также работавший в газете в последние годы, проливают свет на ее 73-летнюю историю.

Если мы оглянемся на первые годы газеты, с чего начинались ее публикации?

Америке Сердар: Прежде всего следует понимать, что газета функционировала как орган Коммунистической партии. Она служила Коммунистической партии и вела ее пропаганду, а кроме того, существовала очень сильная цензура. Действительно, в течение советского периода ничего нельзя было назвать просто черным или белым. Хотя я и не читал первые номера газеты, я думаю, что статьи были посвящены жизни и культуре курдов. “Риа Таза” была газетой всех курдов в Сорветском Союзе, и распространялась везде, где они жили.

Почему газета была закрыта?


А.С.: Была закрыта не только “Риа Таза”, но и Курдская Педагогическая академия. Тот факт, что “Риа Таза” (в первые годы) выходила на латинском алфавите, был представлен как оправдание для ее закрытия. Так нам это объясняли. Но за этим стоит тот факт, что курды Армении, и в особенности их интеллигенция, были сочтены агентами Запада. По этой причине, они усилили политику репрессий против курдов. Они закрыли “Риа Таза”, бывшую органом ВКП(б), в 1937-м. Были запрещены многие книги, изданные тогда на латинском алфавите. Одновременно было приостановлено курдское образование, также осуществлявшееся на латинице; потом ее место официально заняла кириллица, и после этого курдские публикации вновь появились, уже на кириллице. Это относится и к “Риа Таза”. “Риа Таза” начала выходить вновь в 1955 году под редакцией Мирое Асада. В первое время, “Риа Таза” являлась своего рода школой для курдской интеллигенции.

Какой политики относительно курдской проблемы придерживалась “Риа Таза” в своих различных номерах?

А.С.: Так как после 1950-х она выходила на кириллице, ее не могли читать, даже если бы она попала за пределы СССР. Время от времени освещались некоторые проблемы, например курдов в Европе или Южном Курдистане. После того, как в 1970-х события, связанные с поддержкой курдов в Южном Курдистане, оказали воздействие на “Риа Таза”, и борьба курдов за свободу стала обсуждаться. После 1984 г. начала освещаться борьба курдов за свободу в Северном (турецком) Курдистане, и газета подробно говорила о политике отвержения и уничтожения, проводившейся против курдского народа, а также о его борьбе за свои права.

Другими словами, там, где цензура была ослаблена, у “Риа Таза” появился собственный подход. Особенно это относится 1980-м. В то время газета издавалась еженедельно. Штат насчитывал более двадцати человек, тираж – 4.000, и она расходилась во всех областях СССР, где жили курды.

Какую роль играла “Риа Таза” в курдской журналистике на протяжении 73 лет своего существования?

А.С.: Как я уже отмечал, связи с нашей страной (Курдистаном – ред.) до последнего времени были прерваны. В результате, мы не имели достаточного влияния на курдскую журналистику и события, происходящие в Курдистане. К тому времени, когда наши отношения развились, основные шаги курдской журналистикой уже были предприняты. Относительно этих событий, мы отставали. Это заставило нас думать, что курдская журналистика не нуждается в такой бедной и неорганизованной газете, как наша. Наша газета ограничивалась Арменией. До последних лет, курды, живущие в других странах, не были способны читать нашу газету. Но и в этом случае, “Риа Таза” — символ курдской журналистики. Мы не должны забывать, что “Риа Таза” — самая долгоживущая из курдских газет.

Как курдские газеты Курдистана и эмиграции и курдская журналистика в этих областях воздействовали на “Риа Таза”?

А.С.: Курдистанская революция и тамошнее движение очень сильно воздействовали не только в отношении подъема самосознания, но также и подходе и содержании “Риа Таза”. По мере того как развивались наши связи с внешним миром, и, в частности, начала оказывать влияние на Кавказ революция на Севере (в Турецком Курдистане), эта ситуация получала отражение и в наших публикациях. Национальное единство и борьба курдов были темами нашей газете. В то же время, мы использовали в качестве терминов русские, армянские и арабские слова. Когда же отношения с нашей страной (Курдистаном) развились, мы начали избегать иностранных слов и использовать курдские. Кроме того, курдские учреждения обеспечивали для нас финансовую помощь в течение многих лет; возможно, если бы мы не имели этой помощи, наша газета закрылась бы еще лет десять назад.

МЫ БЫЛИ ОСТАВЛЕНЫ ВНЕ СОБЫТИЙ

Когда вы пришли в газету?

Ризган Реджави: Миройе Азад являлся редактором “Риа Таза” на протяжении 34 лет. С 1989 г. полтора года редактором проработал Титал Мурадов, затем эту должность занял я. Я начал работать с 1962 года. Вначале я переводил, позже стал вести колонку, а в 1991 году стал редактором. И оставался на этой должности вплоть до прекращения выхода газеты. После краха советской системы, у газеты начались финансовые проблемы. Государство больше не поддерживало “Риа Таза”, и в результате выпуск газеты пришлось прекратить. “Риа Таза” отставала от всех событий, которые происходили в мире. В 1990-м в штате газеты было 25 человек, теперь их только три, и их никто не финансирует. Раньше газета была официальным органом всех советских курдов. Она имела высокий тираж и выходила еженедельно. Но в последние годы она печаталась только в 500 экземплярах и выходила один раз в месяц. И кроме того, она расходилась только между курдами, живущими в Армении.

Хорошо; но почему же “Риа Таза” закрывается в то время, когда происходит развитие курдского языка и журналистики? Она отстает от событий?


Р.Р.: Основная проблема – это проблема финансов. Государство не обеспечивает достаточной поддержкой, так что мы можем существовать только благодаря курдским учреждениям и патриотам. В течение ряда лет, организации Северного Курдистана обеспечивали поддержку и снабжали нас необходимым техническим оборудованием. В течение последних двух лет, нас финансово обеспечивали организации Юга. Но в последние два месяца этой помощи также не стало. В результате, мы потеряли возможность издавать газету далее.

“Ениден Озгюр Гюндем”

P.S.

БСЭ: «Риа таза» («Новый путь»), республиканская газета Армянской ССР на курдском языке. Выходит в Ереване с 1930 2 раза в неделю. Тираж (1974) 4 тыс. экз.

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Most Popular

To Top
Translate »