Курдистан

Езиды Ирака добиваются конституционных прав

Езиды Ирака добиваются конституционных правAFP 23 мая 2005 г. Шайхан, Ирак — В горном храме, расположенном в самом центре иракского Курдистана, пилигримы из числа езидов пришли помолиться своему ангелу-павлину.

По мере того, как Ирак идет к принятию нового пост-саддамовского политического порядка, езиды решили воспользоваться моментом, чтобы закрепить свои права в новой конституции.

«Дискриминация в отношении езидов должна быть прекращена, и наши политические и религиозные права должны быть признаны в конституции», — заявил наследный глава конфессии Мир Тахсин-бег корреспонденту АФП.

Одетый в желтую рубашку с блестящим коричневым галстуком, этот считающийся «принцом тьмы» человек широкой улыбкой приветствует посетителей на своей богатой вилле, расположенной к северу от Мосула. Два курдских милиционера охраняют вход в его резеденцию.

«Как курды и как езиды мы подвергались двойному преследованию при Саддаме Хусейне», — говорит 40-летний владыка, который является и светским и религиозным главой своих подданных.

Свергнутый режим арабов-суннитов уничтожил десятки тысяч курдов, в том числе и езидов во время компании Анфаль в конце 1980-х годов.

Режим Саддама Хусейна преследовал курдов из-за их стремления сохранить свою этническую идентичность и еще в большой степени он преследовал езидов, которые к тому же рассматривались как язычники.

Езиды исповедуют доисламскую религию, которая, как считают некоторые была основана в 12 веке шейхом Ади, хотя многие ученые прослеживают ее истоки из зороастризма древней Персии.

Шейх Ади родился в Дамаске, но скончался в городе Лалеше в 12 км от Шайхана, где находится его могила которая стала самым святым для езидов храмом.

Община езидов по-прежнему в основном проживает в северных предгорьях к северу от Мосула и в горах Синджар на границе с Сирией.

Но последователей этой веры, насчитывающей 100 тысяч адептов, можно найти везде, где есть курдская диаспора, в соседних Сирии и Турции, а также в бывших советских республиках Кавказа.

Езиды не верят в ад или рай.

«Извините меня, но я не могу произносить это слово в слух потому что это священное слово. Это – глава ангелов», — сказал Мир Тахсин-бег. «Мы верим в Бога и в (главу ангелов), — пояснил он.

Езидам запрещено есть салат-латук и носить одежду синего цвета.

Защищающие изо всех сил свои традиции езиды не позволяют чужим принимать их веру.

В их вере есть шесть уровней посвящения (касты) – принцы, шейхи, старцы, пророки, аскеты и верующие, последние составляют около 70% езидов.

Браки между представителями разных сословий запрещены.

Сейчас трое езидов являются членами парламента Ирака, они были избраны от Курдского альянса, который занял второе место на январских выборах, а также двое являются членами Курдского регионального парламента, заседающего в Эрбиле.

Положение этой общины существенно улучшилось после Войны в заливе 1991 года, когда курдские повстанцы создали автономный район, включающий три северные провинции, в том числе и езидские центры Лалеш и Шайхан.

Но, по словам главы службы безопасности храма в Лалеше, езиды не хотят рисковать снова подвергнуться преследованиям.

«Нашу религию преподают в школах с 1991 года в тех деревнях, которые мы вернули себе назад после того, как нас выгнали из них во время кампании арабизации», — говорит Дерман Рачё, 52 лет. – «Сейчас нам нужна конституция, которая гарантирует нам, что мы можем быть иракцами и езидами».

Рачё охраняет храм в Лалеше, где два скульптурных павлина, которые представляют «главу ангелов», стоят и охраняют вход.

Молящиеся снимают свою обувь и проходят внутрь, где семь кусков ярко раскрашенной материи прикреплены к колоннам, они олицетворяют семь ангелов.

В центре основной залы мужчины, женщины и дети молятся, связывая и развязывая узелки на лентах, свисающих с могилы шейха Ади, основателя их религии.

Во дворе храма двое мужчин и две женщины, все одетые в белое, принявшие обет безбрачия, зажигают 366 лампад.

«Это, чтобы мы не забывали души наших святых и пророков», — поясняет Пир Чаро, 32 лет, старший над этими служителями.

Большинство езидов говорят на курманджи, это наиболее распространенный среди курдов диалект их языка, но не все курды-сунниты считают езидов такими же, как они, курдами.

Когда корреспондент АФП задал вопросы нескольким курдам-суннитам об езидах, то услышал в ответ, что они не разделяют с езидами трапезы, поскольку считают эту общину «нечистой».

«Наши родители говорили нам, что мы можем принимать пищу в домах христиан и даже евреев, но только не езидов», — сказал один курд.

Полный вариант статьи Вы можете найти на сайте Kurdistan.ru

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Популярные

To Top