Карам Анкоси

Хьрка в культе курдов – езидов.

Хьрка «вязанная шерстяная накидка» играет важную сакральную роль у курдов – езидов, во время исполнения ими обряда – Фарзе братийе «избрание наставника», через который проходят все езиды.

Как пишет Караме Анкоси: «С наступлением времени, езид начинает готовиться для определения своего шейха и пира («Дасте хва аветн.»). Он накрывает стол, готовит обед, приглашает близких и того шейха или пира, которого он намерен себе определить.

Кроме них приглашается другой шейх или пир, который совершает ритуал «Фарзе братие». Этот день в семье отмечается как святой праздник.

Шейх или пир, исполняющий обряд, воздаёт хвалу Богу, молится. После совершения молитвенного ритуала, он спрашивает у хозяина дома: «Чего ты просишь и желаешь?».

Хозяин отвечает: «Я желаю получить духовного брата». Тогда он обращается к присутствующему шейху или пиру с вопросом: «Ты согласен стать его духовным братом или наставником?». Тот отвечает: «Да, я согласен. Но в трех заповедях (буквах), если он их нарушит, я не буду с ним!»

Исполняющий ритуал спрашивает у искателя духовного брата или наставника хозяина дома: «А ты согласен на его духовное братство или духовное наставничество?» тот отвечает: «Да,я согласен.

Но только в трёх заповедях (буквах), если он их нарушит, я также не буду с ним!» Эти вопросы и ответы повторяются три раза. Затем шейх или пир, руководитель ритуала, читает молитву «таркин», поздравляет и благославляет присутствующих.

В конце «Хьрка» (вязаная рубашка – отличительный знак святости и чистоты шейхов и пиров) омывается водой и эту воду дают выпить участникам риуала, шейху или пиру и мьриду. Ритуал «Фарзе братие» завершается обедом, который был заранее приготовлен, а при возможности музыкой и песнями.

Отныне мрид должен следовать советам своего духовного брата и наставника и приносить им ежегодную дань». (Караме Анкоси «Фарзе братие» у Езидов» стр. 11-12. Тбилиси 1996 г. из личной библиотеки автора.)

Как видим у курдов – езидов, весь сакральный обряд по избранию мьридом (мирянин – послушник) своего наставника – пира, основан на неукоснительном и безусловном признании верующими езидами изначальной – Святости Хьрки, шерстяной накидки священника Тьрека.

Учитывая, что прямыми предками курдов являются ведические арии Куру, о чём собственно свидетельствует этноним, следует вывод о том, что культ священного рубища Хьрка езидского священника Тьрека, должен непременно усиливаться по направлению к древности своего возникновения.

Действительно, если ведические арии Куру приносили – Козла в жертву богу изобилия Пушану, то, естественно, и сам культ святости шкуры козла зародился в эпоху «Риг-Веды».

Обожествление Козла или козленка сына Диева – Диуана, предполагает у людей древней эпохи фетишизма и обожествление его атрибутов – шкур и рогов, которые были ритуальными одеяниями Пиров – Тьреков во время исполнения обрядов Воскресения божества весной, та позднее превратились в сценические маски участников древнегреческих трагедий Диониса.

Наличие у античных греков мифа о Золотом руне барашка, спасшего жизнь человеку, а затем, принесенного в жертву Тучегонителю Зевсу — Дьяусу, свидетельствует нам, что сам культ животворящий шкуры агнца существовал у индоарийских племен еще в эпоху Праиндоевропейского единства.

Учитывая, что древнегреческий миф о золотом руне барашка, принесенного в жертву Дьяусу –Зевсу, соответствует напрямую ведийско – арийскому обряду жертвоприношения козла Дьяусу, следует неукоснительный вывод о том, что Эллинское повествование о битве Ясона с противниками во время своего путешествия в Колхиду, а также на поле (дара, курдек.) перед дворцом царя Эета являлось в древности неотъемлемый частью сакрального ритуала.

К этой мысли нас подводит и то, что рукопашная схватка за руно является непременным элементом башкурдского праздника Хабантуй. Обряд жертвоприношения барана, козла или тельца у башкордов Урала в эпоху, последовавшую после принятия ислама, был назван на мусульманский манер – Корбан байрам.

Иными словами, древние индоиранские обряды и игрища у башкордов получили мусульманские имена, сохранив при этом свою древнюю Языческо –Пантеистическую сущность.

Как писал С.Н. Руденко: «Угощение в поле, борьба и скачки устраивались также во время мусульманского праздника Корбан байрам, праздновавшегося башкирами, если последний был летом. Во время этого праздника бывали весьма любопытные состязания».

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Most Popular

To Top
Translate »