Пир Дима

Езидизм живительный источник курдского народа

Езидизм живительный источник курдского народа

Уважаемые читатели! Недавно гостем редакции был молодой, но уже приобретший широкую известность представитель езидского духовенства пир Дима (Бари). Он родился 1 августа 1978 года, окончил Грузинский аграрный университет и в настоящее время учится на арабском отделении факультета востоковедения Тбилисского института стран Азии и Африки. Женат. Древний род пиров Сени Бари выходцы из северной части Курдистана, жили в селе Хаджали Вапского вилайета. В начале Первой мировой войны геноцид, проводимый Османской империей, заставил их, как и многих курдов, искать спасения в Российской империи. Позже семья переселилась в Грузию.

Уважаемый пир Дима! Не могли бы Вы более подробно рассказать об истории возникновения езидизма?

Езидизм является одной из древнейших монотеистических религий. Эта уникальная религия формировалась и развивалась в течение тысячелетий. Основой еэидских верований изначально послужило поклонение четырем мировым элементам, четырем стихиям: воде, огню, воздуху и земле. В каждой из этих стихий предки езидов видели силу Бога. Кроме стихий и явлений природы, объектом их почитания являлись небесные светила. Поклоняясь Солнцу, наши предки поклонялись Богу, ибо солнечный свет в езидизме считается отблеском сияния Божьего лика. В одном из езидских гимнов написано:

«Клянусь восходящим Солнцем,

Золотистым светилом восходящим.

Шамс (Солнце) это сияние Бога».

Вода является источником жизни; до сих пор у езидов считается страшным грехом осквернять воду. Трудно переоценить важность огня для жителей гор и степей, ведь и сейчас правоверный езид просит позволения у Бога погасить костер, произнося: <

Езиды говорят, что добро и зло составляют единое целое, являясь качествами всемогущего Бога, подобно огню, который не только согревает, но и сжигает. Не зная зла, люди не познают добра, и если бы не было ночи, мы не знали бы, что такое день. Из-за этих воззрений многие называли езидов поклонниками падшего ангела. Езиды не упоминают имя дьявола, так как считается, что, упоминая его, человек признает зло.

Как Вы считаете, в чем основные различия между езидизмом и зороастризмом?

Что касается сравнения езидизма с зороастризмом, то, исследовав обе религии, мы приходим к выводу, что они имеют схожие ритуалы и элементы, но, тем не менее, обе религии достаточно различны. В отличие от езидизма, Зороастр призывал своих последователей бороться со злом, уничтожать пресмыкающихся и насекомых. Благодаря ему изменилось отношение к богам, и возникло новое учение. Все вышесказанное не соответствует концепции езидов. Они призывают: «Не противься злу, ибо тем самым мы подливаем масло в огонь, вследствие чего он получает новые силы>>. Пресмыкающиеся, в частности змеи, являются священными тварями. Змея это символ мудрости, и убийство ее считается грехом. Предки курдов-езидов были коренным населением Месопотамии, и, восприняв часть иранской культуры, во многом обогатили ее, что прослеживается в езидских воззрениях, содержащих больше исконных черт Месопотамии, чем приобретенных.

Что Вы можете сказать о священных книгах езидов?

До нас дошли несколько письменных памятников езидов. Это священные писания на арабском языке «Мisun», хранящиеся у пиров езидских священников, а также «Книга откровений «Джельва»» и «Черная летопись «Масхафа Раш»», написанные на курдском языке. Наиболее интересными являются последние, так как выполнены они езидской письменностью. Езидская письменность относится к восточной ветви сирийского письма, происходящего, наряду с несторианским и якобитским, из древнеарамейского. Являясь консонантным письмом, езидская письменность создавалась подобно семитскому алфавиту. Время ее создания этого алфавита не установлено. Временем написания «Джельвы» считают XIII век, ее автором, как полагают, был Шейх Хасан, один из езидских святых, племянник Шейха Ади. «Джельва» содержит послание Малак-Тауса езидам,переданное через посланника. <<Масхафа Раш>>, рукопись которой сохранилась, относят к более поздней эпохе 17-19 вв. Содержание ее не соответствует езидской концепции, из-за чего она не признана езидскими богословами. Езидские священники утверждают, что подлинная книга была похищена противниками езидов, а вместо нее была предложена переписанная и фальсифицированная книга.

Какие кастовые деления существуют в езидизме?

В начале XII века езидизм претерпел реформу, проведенную великий учителем езидов Шейхом Ади Мусафиром. Он внес новшества в езидскую организацию. Езиды делятся на два сословия якнав (миряне) и дунав (духовенство). Дунавы разделились’ на шейхов и пиров, браки между которыми категорически воспрещаются. Шейхи делятся на три основные касты: Адани, Катани и Шамсани. Каждая из них включает в себя отдельные роды и семьи . Известно несколько десятков родов. пиров: Джарва, Исебиа, Хасмаман, Барии, Дербес, Хани, Хаджиали и др. Сан шейха и пира передается по наследству. Кроме этих, существуют иные саны: кочак, факир и др. Во главе езидов стоит светский и духовный глава монарх, эмир. Есть религиозный глава, духовный отец езидов Баве Шейх Ахтиаре Марге, резиденция которого находится на родине курдов-езидов в южной части Курдистана (Северный Ирак).

Не могли бы Вы рассказать, какие места почитаются курдами-езидами как святые?

Езиды ежегодно направляются в паломничество к древнейшему храму Лалеш в Курдистане, где покоится Шейх Ади. Храм имеет оригинальную архитектуру, отличающуюся от храмов других конфессий. Купол заостренной формы символизирует солнце и его лучи. Помимо этого, в каждом езидском селении Курдистана построены храмы-башни. Несторианские монахи Курдистана относят Лалеш к христианской эпохе, что не соответствует истине. Орнамент на Стенах Лалеша указывает на то, что святилище издревле являлось храмом солнцепоклонников. А в эпоху арабских завоеваний храм был передан христианским монахам, которые превратили его в монастырь. В XII в. Шейх Ади, по договоренности с настоятелем монастыря Иоанном, добился возвращения езидского храма законным хозяевам.

Какие праздники отмечаются курдами-езидами?

В нисане (апрель) празднуется Красная среда (Carsema sor) начало года, день Малак-Тауса. В этот день курды-езиды пекут куличи и красят яйца в красный, желтый и зеленый цвета, что символизирует краски жизни, приносят дамой полевые цветы. В апреле» езиды не справляют свадьбы, так как апрель считается святым месяцем. Езиды бывшего СССР справляют в марте Новый год и пекут новогодний кулич (К1оса sere sale). В конце июля начале августа после сорокадневного поста, соблюдаемого вывшими рядами духовенства, празднуется Чле авине (Cile havine). 6-13 октября дни паломничества, дни посещения Лалеша. В конце ноября начинается 3-х дневный пост, посвященный светоносному ангелу Шамсу. На следующей неделе 3-хдневный пост посвящен покровителю семьи Ходане мале (Xudane malxe). Через 3 недели 3-х дневный пост, посвященный лучезарному Езиду (Ezide sor), и праздник Аида Езид.

В первые дни февраля начинается праздник Чле звестане (Cile zivistane) которому предшествует сорокадневный пост, совершаемый, подобно Чле авине, высшими рядами духовенства. В середине февраля 3-хдневный пост, посвященный Хидру и Ильясу. На 4-й день празднуется разрешение поста Аид. К средним векам относится существование независимых езидских княжеств Шейхан и Дасен. Столицей Шейхана был город Бадр, столицей Дасена Дахук. В XVIII в. после разгрома езидов эмиром Сорана Мир Мухамадом Равандузи эти княжества утратили независимость.

Беседу вел Ишхан МИРО СВОБОДНЫЙ КУРДИСТАН июнь 2002 г.

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Most Popular

To Top
Translate »