О нас

КТО ПОМОЖЕТ КУРДАМ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА?

Image

Маджите ХАТО

Всякая теория превосходства, основанного на расовом различии, в научном отношении ложна, в моральном — предосудительна, а в социальном — несправедлива и опасна, и не может быть оправдания для расовой дискриминации ни в теории, ни на практике. Дискриминация людей по признаку расы, цвета кожи или этнического происхождения является препятствием к дружественным и мирным отношениям между нациями и может привести к нарушению мира и безопасности среди народов, а также гармоничного сосуществования лиц даже внутри одного и того же государства.

Курдский народ является одним из древнейших народов Востока, Его история, культура и искусство на протяжении столетий приковывают к себе внимание исследователей. Историческая трагедия курдов началась с момента насильственного внедрения исламской идеологии, и с того же времени ислам стал орудием насилия над курдской нацией.

Родина курдов -Курдистан — по своим природным ресурсам является одной из богатейшей страной региона, и этот фактор, в свою очередь, послужил причиной захвата и раздела на четыре части территории Курдистана. При этом большая часть Курдистана оказалась в составе Османской империи. Для разделения территории Курдистана и самих курдов также были использованы религиозные противоречия (езидско-мусульманское, суннито-шиитское, мусульмане-христианское) и племенная раздробленность, а также отсталость курдских масс.

Мировое сообщество признало за всеми народами право на создание собственного государства, на свободное осуществление экономического, социального и культурного развития. Однако Турция, Ирак, Иран и Сирия, варварски захватившие территорию Курдистана, никак не желают признать национальные права курдского народа. В результате проявлений расовой дискриминации началось истребление курдского народа. При этом история, язык, культура и само существование курдского народа отрицаются, а памятники курдской культуры уничтожаются или беспардонно присваиваются.

Оправдывая свою шовинистическую политику, расовую ненависть и физическое уничтожение курдского народа, дискредитируя курдское освободительное движение, Турция ссылается на «терроризм» курдов, заявляя, что проводимый геноцид является внутренним делом Турции. На самом деле борьба курдского народа за свободу и независимость не имеет ничего общего с «терроризмом», а является необходимым актом самообороны, проявлением национально-освободительного движения. Курды используют свое право на самозащиту, что, согласно международному праву и резолюции ООН № 3103, является международным конфликтом, а не внутренним делом Турции.

Исторические факты свидетельствуют, что курды придерживались российской ориентации еще с первой половины 19 века, в период русско-турецкой и русско-иранской войн. В этот период, особенно в русско-турецкой войне 1828-1829 годов и в Восточной (Крымской) войне 1853-1856 годов, курды целыми полками и бригадами активно участвовали в военных действиях в составе русской армии, В Крымскую войну была сформирована курдская конница, а затем курдский полк под командованием генерала-майора Джафар-аги, который показывал пример храбрости, вместе со своими подчиненными воюя бок о бок с русскими солдатами против общего врага. Таких исторических примеров российско-курдской дружбы очень много…

Постоянное унижение и многочисленные случаи резни сформировали жизненные ориентиры курдского народа: ориентация на север, на Великую Россию издавна имела огромную поддержку широких народных масс курдов и неразрывно связывалась со свободой и независимостью. Русско-курдская дружба рассматривалась курдами как основополагающее условие в утверждении жизненных ценностей Курдистана, и поэтому родоплеменные пережитки и религиозные разногласия отходили на задний план. Это предопределило и добровольное принятие курдами подданства России еще в первой половине 19 века. Курды и армяне в составе Российской империи были равноправными. Часть курдов, численностью около 100 тысяч, во избежание продолжения геноцида со стороны Турции в конце 19 века вынуждена были поселиться на территории нынешней Армении, а затем и на территории Азербайджана, Позже боевые традиции курдского народа по-новому проявились в период установления власти Советов в Закавказье.

На исконных землях курдов, то есть на территории между Нагорным Карабахом и Арменией, был образован Курдский автономный уезд -Красный Курдистан. Однако в результате необдуманных и неправильных действий Сталина он позднее был ликвидирован, что также является исторической несправедливостью.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов многие Офицеры и солдаты — сыновья курдского народа — отдали свои жизни за освобождение страны от немецко-фашистских захватчиков. Наши братья участвовали и в освобождении стран Центральной и Юго-Восточной Европы, Курдские солдаты и офицеры также приняли активное участие в разгроме Квантунской армии милитаристской Японии.
30 мая 1968 года Президиум Верховного Совета СССР принял постановление № 2709, согласно которому курдам, как и всем гражданам Союза, предоставлялось право проживания в любой точке СССР. Советские курды, которых по состоянию на 1990 год насчитывалось от 800 тыс. до 1 млн, человек, наравне со всеми другими народами СССР, в духе дружбы и братства добросовестно и честно трудились на благо развития общества. Но сегодня, когда СССР больше нет, для курдских национальных меньшинств возникла тупиковая ситуация. Большинство из них оказались за пределами Российской Федерации. На территории государств СНГ курды оказались брошенными на произвол судьбы. В некоторых регионах их жизнь подвергается опасности.

В результате разгула национализма и при прямом попустительстве властей часть курдов вынуждена была покидать обжитые места и из стран СНГ переезжать на постоянное место жительства в Россию. Оставшаяся часть курдов, в силу материальных затруднений и отсутствия других возможностей, не могла осуществлять свои гражданские права. Против их воли им навязывали получение местных паспортов и при этом не спрашивали, хотят ли они этого или нет. Таким образом, после распада СССР часть советских курдов для России автоматически стала считаться иностранными гражданами, хотя на самом деле бывшие соотечественники — советские курды — продолжают признавать себя гражданами России.

Всеобщая декларация прав человека провозглашает, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах, и что каждый человек должен обладать всеми правами и свободами без какого бы то ни было различия. Однако в некоторых регионах, где не достигнуто межнациональное согласие, курды на местах остаются безработными и в тоже время абсолютно лишены прав и возможностей национального развития. В частности, в Грузии и в Азербайджане абсолютно не обеспечиваются правовые и организационные условия для удовлетворения национально-культурных и социальных интересов курдского народа.

Сейчас все курды из государств СНГ, как наши бывшие соотечественники, желают переехать на постоянное место жительство в Россию. Однако в силу сложившейся ситуации, да еще в связи с введением визового режима и ограничением передвижения, сложностью регистрации в России, беспомощные курды на местах остаются безнадежно разочарованными. Сегодня курдский народ особенно нуждается в поддержке всех честных людей планеты. Мы хорошо понимаем, что во многих местах земного шара существуют «горячие точки», где льется кровь. Да и России вполне хватает своих внутренних неурядиц, но, тем не менее, проблема многострадального курдского народа заслуживает большего внимания. Необходимо также отметить, что еще при Советском Союзе проблемам курдов уделялось определенное внимание.

В частности, Верховным Советом СССР была создана официальная комиссия по проблемам курдов, К сожалению, ее работа не была доведена до конца, но все же создание этой комиссии и определение отправных точек недвусмысленно подтверждают существование проблемы и постоянное внимание к ней со стороны властей.

После распада СССР, в соответствии с Федеральным Законом «О международных договорах Российской Федерации», Россия официально стала его правопреемником и тем самым взяла на себя ответственность за все вопросы, не решенные в период существования Советской власти. Проблема курдского национального меньшинства — одна из них.

Говоря о СССР, курды всегда подразумевали Россию и,хот» в результате распада СССР часть советских курдов невольно оказалась за пределами Российской Федерации, они действительно по-прежнему признают себя гражданами России. Считаю, что курдское национальное меньшинство бывшего СССР также должно являться объектом государственной национальной политики России. Российская Федерация, основываясь на конституционных принципах единства и целостности, равноправия и этнического самоопределения всех народов, построения и развития открытого гражданского общества, демократизма и гуманизма, в соответствии с Федеральным Законом «Об основах государственной национальной политики Российской Федерации» должна со вниманием отнестись к проблемам бывших соотечественников и на международном уровне правильно разрешить вопрос прав курдского национального меньшинства, представители которого оказались за пределами Российской Федерации и из стран СНГ не могут свободно выехать на постоянное место жительство в Россию.

В связи с этим думаю, что для правильного разрешения судьбы бывших соотечественников, представителей национальных меньшинств, в результате распада СССР оказавшихся за пределами Российской Федерации, необходимо принять новое законодательство, устанавливающее для них, в том числе и для курдов, право на свободный въезд в Россию и выбор места жительства.

Маджите ХАТО юрист

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Most Popular

To Top
Translate »