Татьяна Федоровна Аристова

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ КУРДОВ (1)

Image

Татьяна АРИСТОВА

ОДЕЖДА МУЖЧИН

По форме меховые головные уборы встречались различные: расширяющиеся кверху, конусообразные, круглые и т. д. Летом в равнинных жарких районах Азербайджана и Армении папахи часто заменялись белыми платками. В 70 — е годы XX в. в курдских селениях все больше распространение получили кепи и ушанки. Прочное сохранение в быту головных уборов можно объяснить национальной традицией курдов: считалось, что головной убор — честь мужчины, его гордость. Едва новорожденный мальчик выучивается ходить, как на него надевают кепку, с которой он не расстается даже дома, сидя за столом.

Из верхней одежды в отдаленных селениях Азербайджана, частично Армении, мужчины старого поколения носили архалух — вместо пиджака — и абу — вместо теплого пальто зимой. Эти элементы курдской одежды бытовали преимущественно в горных районах. Некоторые колхозники, в основном работники животноводческих ферм, предпочитали самодельные лапти чарых как наиболее удобную обувь, обуваемую на шерстяные вязаные носки. Во второй половине XX в. в курдские селения, главным образом, в соединенные автосообщением с районными центрами, все больше проникал мужской городской костюм. Вся молодежь и большинство стариков носили современную городскую одежду. Мужчины, живущие в городах, одевали исключительно европейский костюм.

В служебное время курды -рабочие носили спецовки. Одежда курда — рабочего отличалась от одежды курда — колхозника некоторыми деталями, зависящими от характера его работы. Так, в комплексе современного костюма курда — рабочего города Тбилиси, как и рабочего — грузина, помимо белья, брюк, рубашки, ботинок, кепки, входили отдельные разновидности короткой спецодежды, К одежде курдов — подсобных рабочих в тбилисских магазинах вместо коротких спецовок добавлялся темный, длинный халат до колен, с длинными рукавами, закрытым воротом, застежками на спине и узеньким поясом.

Выходным костюмом рабочего, как и служащего, являлась фабричного типа одежда, сшитая из дорого материала: шевиота, бостона, трико и т. д. Молодежь Тбилиси предпочитала надевать черный костюм с белой рубашкой. Современный костюм постепенно вытеснял старинный мужской костюм и среди старого поколения, в первую очередь, живущего в городах. В их одежде сочетались элементы современного костюма с национальными.

Подводя итог сказанному, можно сделать следующие выводы: из национальной одежды, характерной для курдов Закавказья во второй половине XIX —нач. XX вв. и бытовавшей до 80-х годов XX века, особо устойчиво сохранялась женская одежда. Наиболее полно она сохранялась в Армении и Грузии как среди сельского населения, так и городского. В Азербайджане комплекс национальной одежды не бытовал.

Курдский мужской национальный костюм во всех трех республиках Закавказья примерно в 30 — х гг. XX в. вышел из употребления. Мужчины носили костюм городского типа. В отличие от женской одежды, мужской костюм городского типа проникал вначале в среду мужчин среднего возраста, а затем в среду подростков.

В противоположность курдской женской одежде, бытовавшей в Армении и Грузии, отдельные элементы курдского мужского национального костюма наиболее устойчиво сохранились среди сельского населения Азербайджана. Национальный мужской костюм курдов Армении имел много общего с костюмом армян из Западной Армении (Турции). На атом примере подтверждаются материалы о переселении большинства курдов в Армению из районов Вана, Карса.

В городах Закавказья, в частности в Тбилиси, Ереване, во-первых, произошло полное заимствование мужского городского костюма (среди служащих -курдов), во-вторых, освоен спец костюм рабочего, и, в-третьих, наблюдалось сочетание некоторых элементов национального костюма с современным.

Татьяна АРИСТОВА, доктор исторических наук

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Most Popular

To Top
Translate »