Обзоры

«Аль-Асад и курды: ЗАКОН ДЖУНГЛЕЙ»

ImageВышедшая недавно в свет книга курдского журналиста, кандидата филологических наук Радвана Бадини, стала важным документом о событиях, происшедших в марте этого года в Сирийском Курдистане. Эта работа дополнена историческим, юридическим анализом, хронологическими данными и претендует на право стать первой научной монографией о сирийских курдах на русском языке.

Доктор Радван, чем объясняется название книги?

В 1998 году в одном из русских журналов я увидел статью «В ярославских лесах появились курды». Автор писал о дипломатическом кризисе между Турцией и Россией в связи с изгнанием

Абдуллы Оджалана из Сирии и возможном местонахождении его на российской территории, в частности, под Ярославлем, где проживают многие его сторонники. Выбрав такое название, автор той статьи, очевидно, хотел указать необычность появления курдов в ярославских лесах. Ведь до сегодняшнего дня слово «курд» ассоциируется с жизнью в горах, и если учитывать, что слово «Аль-Асад» (название клана президента Сирии ) в переводе с арабского означает «лев», то увиденное мной в Сирии иначе, чем «законом джунглей», где доминирует право сильного, назвать нельзя. Вот уже 42 года курды Сирии (сегодня около 300.000 человек) продолжают быть «иностранцами» в своей стране. Их регионы превращены в арабские колонии, идет мощный процесс насильственной арабизации, одним словом, по отношению к курдам царит закон джунглей.

Событиям 12 марта посвящена только часть вашей книги. Чем это вызвано?

Центральное место в книге занимают события, связанные с массовыми волнениями. Все остальные разделы освещают историческое и юридическое состояние проблемы. Возможно, нет необходимости разъяснять курдскому и арабскому читателю эти моменты. Но здесь это было оправдано, так как сведений о курдах Сирии очень мало. После 27 лет отсутствия я попал в свою родную страну как иностранец. Мне было очень интересно отметить развитие национального самосознания, встречаться с людьми, политическими деятелями, с которыми я ранее был знаком, видеть эволюцию людей, идей, обществ.

Этим и объясняется структура книги?

Вся книга посвящена одной идее, это единое целое. Освещение дается от событий к историческому анализу. Это так называемый способ перехода повествования от частного к общему, от кульминации к истории курдского вопроса в Сирии. Ученые, приглашенные на мою пресс -конференцию, подтвердили, что это первая монография на русском языке по данной проблеме. Я же считал своей задачей поставить вопрос о самоопределении курдов Сирии с юридической точки зрения, учитывая грубое нарушение их гражданских и политических прав. Именно это и является законным основанием для вынесения обсуждения курдского вопроса в Сирии на международную трибуну.

Какие критерии дают международным организациям основание рассматривать курдскую проблему в Сирии?

Их несколько. Есть различные мнения юристов по данному вопросу. Несмотря на то, что их рассмотрение тесно связано с интересами ведущих государств, большинство юристов единогласно сходится в определении трех моментов, при которых право на самоопределение очевидно и не дискутируется. Это:

а) жесткие репрессии, которым подвергаются культурные права национальных меньшинств;

б) физические расправы, угрожающие данной группе;

в) грубое нарушение гражданских и политических права, лишение гражданства, запрет иметь политических представителей.

У разных народов свое видение и свои методы решения проблемы. В отдельных странах они сопровождаются жертвами и насилием, например, в Косово, в Восточном Тиморе. В развитых демократических странах это протекает мягко и безболезненно. Здесь принципы солидарности и демократии являются достижениями всех составляющих обществ, в том числе и национальных меньшинств, которым создаются дополнительные условия для развития их культуры и языка. Современные правовые государства представляют группам территориальную автономию, а также максимально стремятся удовлетворить их желания в границах единого государства. По пути предоставления автономии своим национальным меньшинствам пошли такие страны, как Испания, Великобритания, Канада. В Финляндии, например, автономный статус имеют Аландские острова. Народ саами в трех скандинавских странах .(Норвегии, Швеции и Финляндии) получил право самоуправления на своих веками обжитых территориях. Статус автономии приближается к статусу практически независимого государства, определяются границы, создаются структуры самоуправления, даже ограничиваются процессы демографических изменений в пользу сохранения исторического облика этих наций.

Почему Ваша книга впервые издана на русском языке?

Вернувшись из Сирии в кон це марта этого года, я решил опубликовать книгу на одном из европейских языков, хотя мои черновики написаны по арабски. Летом, будучи у себя дома во Франции, договорился с одним издательством выпустить книгу на французском. Я думаю, что это осуществится после Нового года. Я оставлю дверь открытой для предложения перевести книгу на любой язык, поэтому мой выбор, русского языка отчасти закономерен. Во первых, в России курдология продолжает свои лучшие традиции, во вторых, ощущается нужда в изданиях по современной курдской проблеме, Я очень жду тот день, когда читатели смогут прочесть эту книгу на английском и французском языках.

К каким выводам Вы пришли?

То положение, в котором жили и живут курды Сирии, то бесправие, которое царит в Сирийском Курдистане, дают полное основание требовать, чтобы этому был положен конец. События 12 марта явились ответом народа на политику подавления национальных и гражданских прав курдов. Поэтому, если сформировать мои выводы в виде необходимых политических рекомендаций, то следует особо оговорить те действия сирийских руководителей, которые строго осуждаются как общечеловеческой этикой, так и международным правом, а именно — культурный геноцид, массовую расправу по этническим мотивам, массовое переселение этнической группы для изменения демографического характера региона, лишение гражданских и политических прав. Осуждение подобных фактов международной общественностью облегчило бы решение задач курдского движения и помогло сформировать общественное мнение вокруг справедливых требований курдов, дав нужный толчок курдскому движению в Сирии в сторону сближения и объединения с демократическими силами в стране, регионе и в мире.

Беседу вел Бавэ ШИЙАР.

10 ноября 2004 г. в Москве состоялась презентация книги живущего в России сирийского журналиста, курда по происхождению Радвана Бадини «Аль — Асад и курды: закон джунглей». Однако поводом для встречи Р. Бадини с представителями прессы был не только выход данной книги, но и события весьма отдаленные по времени. «Цель данной пресс — конференции — ознакомить общественность с проблемой сирийских курдов и изложить драматические события 12-15 марта 2004 года так, как это было на самом деле» — говорится в пресс-релизе.

В курдском городе Камышло во время футбольного матча между местной курдской командой «Джихад» и арабской командой из города Дейр -Зор около 3000 болельщиков — арабов допустили грубые антикурдские выходки. В результате давки на стадионе погибло трое детей. В этот же день в схватке с полицией погибло 20 человек и 150 было ранено.

Уже к вечеру того же дня потасовка футбольных болельщиков переросла в курдское восстание. Власти отреагировали резко и беспощадно, объявили комендантский час во всем районе, провели массовые аресты. В подавлении восстания, наряду с подразделениями регулярной армии и полиции, принимали участие и племенные арабские формирования. По сведениям организации «Международная амнистия», число убитых в столкновениях превысило 100 человек, раненых -400. В результате выступлений более 2000 человек было арестовано. Автор книги, юрист и журналист по образованию, прекрасно владеет всеми аспектами курдской ситуации в Сирии — историческими, культурно — духовными, правовыми.

Автор дал довольно подобный анализ конфессиональной принадлежности сирийских курдов. Как оказалось, 96% сирийских курдов в религиозном отношении мусульмане — сунниты. Однако, по словам Радвана Бадини, в целом в сознании курдов национальные ценности преобладают над религиозными, и религиозная идеология не играет столь важной роли, как в некоторых других странах Ближнего Востока.

Курды слишком хорошо чувствуют на себе последствия политики, проводимой под религиозными, лозунгами и находящей всяческое оправдание и обоснование в мечетях. Итак, есть все основания регулярно отслеживать информационные потоки на сирийском направлении, ибо эта страна вполне может стать еще одним эпицентром национально — политических и религиозно — политических коллизий на Ближнем Востоке. Книга представляет интерес не только для специалистов, но и для широкого круга читателей.

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Most Popular

To Top
Translate »