Ханна Омархали

ЗОРОАСТРИЗМ — Ханна Омархали

ЗОРОАСТРИЗМ - Ханна Омархали

Ханна Омархали. Зороастризм / Религии мира: Учебное пособие под ред. М.М. Шахнович. Изд. 2-е дополн. – СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2005.- 289 с.
ISBN 5-288-03746-9

c. 103

Зороастризм – древнейшая из мировых религий откровения – была религией трех Иранских империй, существовавших почти непрерывно с VI в. до н.э. по VII в. н.э. и господствовавших на большей части Ближнего и Среднего Востока.

Носители религии называют ее бехдин (beh-din – ‘лучшая вера’). После завоевания Ирана арабами в VII в. и насильственного обращения зороастрийцев в ислам, они приобрели статус зиммиев. Группу зороастрийцев, переселившихся в X-XI вв. в Западную Индию, принято называть парсами, а зороастрийцев Ирана – гебрами.

Индоиранская культура и зороастризм. Место возникновения зороастризма до сих пор точно не установлено (Бактрия, Хорезм, Мидия). Значительное количество языковых, религиозных и исторических свидетельств позволяет говорить, что когда-то носители древнеиндийской и древнеиранской культур, составляли единое целое. Древнеиндийская культура нашла свое выражение в Ригведе, иранская – в дошедших до нас частях иранской Авесте – священной книге зороастрийцев. Зороастризм корнями восходит к индоарийской религии. Учение протоиндоиранцев включало в себя почитание вод рек и водоемов как богинь (Апас), которым молились и совершали возлияния (авест. заотра), а также почитание огня (Атар; др.-инд. Агни). Огню, также как и воде, ежедневно совершались приношения (называемые индоарийцами яджна, иранцами – ясна), состоящие из трех элементов. Религиозные приношения огню состояли из сухих дров, благовоний и немного животного жира; воде – из молока и сока, выжатого из веток растения хаомы (др.-инд. сомы).

Наряду с божествами культа (Атар, Апас, Хаома и Гэуш-Урван – «Душа быка»), которым поклонялись индоиранцы, было много богов, связанных с теми или иными природными явлениями, например, боги неба (Асман) и земли (Зам), солнца (Хвар) и луны (Мах), два божества ветра (Вата и Вайу), олицетворение мифической реки (Харахвати-Арэдви-Сура; др.-инд. Сарасвати – «Обладательница вод»). Глубоко почитали дух договора Митру, впоследствии ассоциировавшимся с огнем и солнцем, и Апам-Напат («Внук вод»), получившие звание асура, или по-авестийски ахура. Вокруг Митры группировались меньшие «абстрактные» божества, например, такие как Арштат («Справедливость»), Хамварэти («Доблесть»), Сраоша («Послушание») и др. Вер-

c. 104

ховным божеством, стоящим выше Митры и Апам-Напат и управляющим их действиями, был Ахура-Мазда («Господь мудрости»). Порядок всего существующего мира, как считалось, поддерживается законом природы, называемым индоарийцами рта, и соответствующим ему в авестийском языке словом аша, имеющим также и этический смысл. Противопоставлением Аша является ложь (Авест. друг; санскр. друх).

Иранцы верили, что мир разделен на семь областей – каршваров, расположенная в центре и самая большая из которых – Хванирата – населена людьми. Вершина высокой горы – Хары – возвышается в центре Хванираты, с нее стекает мифическая река Харахвати, текущая в большое море, которое по-авестийски называется Воурукаша.

Индоиранцы называли своих богов «бессмертный» (авестийское Амэша, ведическое Амрта) и «сияющий» (авестийское Даэва, ведическое Дэви). Иранцы также употребляли еще одно название – Бага. Существовала вера в жизнь после смерти, где душа (урван), которая, задерживаясь на земле на три дня после смерти, спускалась в подземное царство мертвых, в котором правил Йима (др.-инд. Яма). Верили в существование моста – Чинвато-пэрэто («Переход-разлучитель»), по которому должна была переправиться душа.

Пророк Заратуштра (греч. Зороастр) происходил из рода Спитама, был сыном Поурушаспы и Дугдовы. Даты жизни Заратуштры точно установить невозможно, однако, большинство ученых предполагают, что пророк жил между X/XI-VI в. до н.э. С рождением пророка связано много легенд, одна из которых повествует о том, что Заратуштра был единственным ребенком, который, появившись на свет, не заплакал, а засмеялся.

Заратуштра – единственный основатель религии, который был одновременно и священнослужителем и пророком, получил откровение в возрасте тридцати лет. Это событие описывается в религиозных текстах следующим образом: однажды на рассвете Заратуштра отправился к берегу реки за водой для приготовления хаомы в связи с весенним празднеством. Когда он набрал воды и возвратился на берег, ему явилось сияющее существо – Воху-Мана («Благой помысел»), который привел Заратуштру к Ахура-Мазде и пяти другим сияющим существам (Амэша Спента), от которых он и получил свое откровение.

Заратуштра не только поклонялся Ахура-Мазде (так как тот считался величайшим из трех ахур), но и провозгласил его Творцом всего благого, единственным несотворенным Богом, существующим вечно. Заратуштра применял название «даэва» только к разрушительным божествам, противоборствующим нравственным ахурам, в Индии же, как и у части иранских племен, наоборот, именно даэвы почитались как боги. В дальнейшем зороастризм восстановил культ некоторых отвергнутых Заратуштрой божеств, например, Митру, Хаому, Анахиту.

c. 105

Авеста – корпус дошедших до нас священных канонических текстов зороастризма. Полный свод религиозных текстов, согласно одной из версий, был записан в I тыс. до н. э. на золотых досках, по другой версии, был записан золотыми буквами на бычьих кожах. По преданию, Авесту сжег Александр Македонский. Язык, на котором записана Авеста, уже в первой половине 1 тыс. до н. э. употреблялся только для чтения молитв и проведения ритуалов. До письменной фиксации текст передавался изустно; устная передача религиозных гимнов и основ вероучения является праиндоевропейской. Авеста состоит из пяти книг: «Вендидад» (ср.-перс. «Видевдад», авест. «Ви даэво датэм» — «Кодекс против дэвов»), состоит из 22-х глав и содержит подробные ритуальные предписания, а также элементы мифологии. Другая книга, состоящая из 24-х глав и содержащая молитвенные песнопения, называется «Висперед» (авест. «Виспе ратаво» — «Все владыки»). Одной из главных книг Авесты является уже упомянутая «Ясна» («моление», «ритуал», от авест. йаз — «почитать»), состоящая из 72-х глав (авест. хаити, хатай). В нее входят 17 глав – «Гаты» («Песнопения») – великие гимны, сочиненные самим Заратуштрой, – самая древняя по языку часть Авесты. В отличие от остальных частей Гаты метризованы и отличаются особой сложностью изложения, очень богаты намеками, эпитетами, имеют древнюю поэтическую форму и сложный стиль. Многие из них посвящены Ахура-Мазде. Другие книги, входящие в Авесту, «Яшт» («Почитание»), гимны отдельным божествам, и «Малая Авеста» (ср.-перс. «Хвартак Апастак», новопер. «Хорда Авеста»), включающая краткие молитвенные тексты. Зороастрийскими религиозными текстами считаются также некоторые сочинения, изложенные на пехлеви, например, Бундахишн, Дадестани Меноги Храд, Арда Вираз Намаг, Задспрам и др.

Вероучение. Ахура-Мазда изначально добрый и совершенный; все плохое не может исходить от него. Учение Заратуштры называют дуалистическим, в связи с тем, что в зороастризме признается противопоставление двух исконных начал – добра и зла: весь мир, как духовный, так и материальный, подразделяется на доброе и злое начало. Силы добра возглавляет Ахура Мазда (позже Охрмазд), а силы зла его близнец – Ангра-Маинйу («Злой Дух»; позже Ахриман). В зороастризме человеку отводится крайне важное место, поскольку именно человек – единственное создание, способное на моральный выбор, играет решающую роль в сражении. Каждый человек в этой жизни обязан сделать основной выбор между Добром и Злом. Основными средствами в борьбе со злом являются добрая мысль (хумат), доброе слово (хухт) и доброе деяние (хуваршт). Когда Зло будет в конечном счете побеждено, динамический мир, который мы знаем, придет к концу, преобразованный в статическое и идеальное состояние существования. В Конце Времен появится Спаситель, и усопшие будут физически воскрешены. Зороаст-

c. 106

рийские представления о небесах, аде и конечном мире, преобразование которого будет осуществлено Спасителем и будет сопровождаться Воскрешением, вероятно, внушили подобные идеи в более поздние религии, такие как христианство и ислам.

Ахура-Мазда заменяет собой ряд арийских божеств, а их функции выступают как абстрактные выражения его сущности. Согласно зороастрийскому учению, Ахура-Мазда сотворил при помощи Святого Духа (Спэнта.Маинйу) шесть более низких божеств, которых Заратуштра видел во время откровения. Вместе с Ахура-Маздой они составляют семь божеств, именуемых Амэша-Спэнта («Бессмертный Святой»), названия которых впервые встречаются в Ясне Хаптангхаити (Ясна 39.3). Остальные меньшие божества именуются язата. В древней иранской религии существовала тенденция связывать абстрактные божества с явлениями природы так тесно, что иногда соответствующее явление рассматривалось как олицетворение самого божества (например, в случае с Митрой или Апам-Напатом). Так, семь Амэша-Спэнта считаются покровителями и защитниками семи добрых творений, а именно: неба, воды, земли, растений, скота, человека и огня. Вера в создание Богом семи архангелов, в последствие ответственных за мир и также связанных с элементами, является отличительной чертой и йезидизма. Бессмертным святым, указывающим путь к другим и первым явившимся Заратуштре, является Воху-Мана («Благой помысел»), покровитель «кроткой, милосердной коровы», его союзник Аша-Вахишта («Лучшая праведность») – покровитель огня. Затем Спэнта-Армаити («Святое благочестие»), связанный с землей, Хшатра-Ваирйа («Желанная власть») – владыка небес, Хаурватат («Целостность») – покровитель воды, и Амэрэтат («Бессмертие») – растений. Им молились и почитали как отдельных богов.

История мира, согласно зороастрийскому учению, делится на три эры, или три периода, первый из которых представляет собой акт творения, называемый на пехлеви Бундахишн («Сотворение основы»). Ахура-Мазда сотворил мир в два этапа. Сначала все было сотворено в духовном состоянии (пехлеви – меног), когда Ангра-Маинйу безуспешно попытался атаковать. Затем Ахура-Мазда придал всему материальный вид (гетиг), который оказался, в отличие от духовного, уязвимым для сил зла. Тогда Ангра-Маинйу атакует мир и портит все семь благих творений, созданных Ахура-Маздой. Миф повествует о том, как Ангра-Маинйу врывается в мир через нижнюю сферу каменного неба, выныривает из воды, которая становится соленой. Потом он ринулся к земле, и там, куда он проник, образовались пустыни. Потом Злой Дух погубил растение, быка и первого человека. Огонь он испортил дымом. Однако Амэша-Спэнта объединяются и обращают злодеяния Ангра-Маинйу на

c. 107

благо. Так, из семени быка и человека, которые были очищены Луной и Солнцем, появились животные и люди.

Период, когда Ангра-Маинйу атаковал мир, знаменует начало второй эры, а именно эры Гумезишн («Смешения») – смешения добра и зла. Ангра-Маинйу создал армию сил зла и тьмы, которые помогали ему бороться с благими божествами. В эре Смешения, в которой мы сейчас живем, человек должен помогать божествам в борьбе со злом путем почитания Ахура-Мазды, шести Амэша-Спэнта, следованию морально-этических норм – благой мысли, благого слова и благого дела и т.д. Миг, когда зло будет побеждено, называется Фрашокэрэти (пехлеви Фрашегирд), после чего начнется третья эра – Визаришн («Разделение»). Добро вновь будет отделено от зла, а мир вернется в совершенное состояние.

Видимо, в ахеменидскую эпоху сформировалось учение о спасителе мира, которых будет трое: Ухшйат-Эрэта («Растящий праведность»), его брат Ухшйат-Нэма («Растящий почитание»). Когда конец мира приблизиться, в одном озере, в воде которого чудесным образом сохраняется семя пророка, искупается девушка и зачнет от пророка, от которой родиться мальчик по имени Астват-Эрэта (Саошйант), который и поведет людей на последнюю решающую битву со злом.

Заратуштра был первым, кто учил, что душа человека, расставшись с телом, будет судима за деяния, совершенные ею при жизни. Вера в «Мост-разлучитель» в его учении приобрело значение места, у которого будет происходить суд над душой и каждый человек может надеяться на существование в раю, куда она сможет попасть в зависимости от ее нравственных достоинств, а не количестве жертвоприношений. Суд возглавляет Митра, по обеим сторонам которого восседают Сраоша и Рашну, держащий весы правосудия. Если добрые деяния при жизни человека перевешивают на весах, и душа заслуживает рая, то ее встречает прекрасная девушка (совесть человека) и помогает ей переправиться через мост. Если же злые дела перевешивают, то душу встречает отвратительная ведьма на мосту, который становится узким как лезвие клинка, и сталкивает душу с моста в ад. Если же деяния человека уравновешиваются, то душа отправляется в место, которое называется Мисван-гату («Место смешанных»), где их существование лишено радости и печали. Однако полное окончательное блаженство души праведников достигнут только после Фрашегирд, когда вновь обретут свое тело. За всеобщим воскресением наступит Последний Суд, после которого все праведники и грешники будут окончательно отделены друг от друга. Божество Аирйаман, вместе с богом огня Атар расплавит весь металл в горах, который потечет на землю раскаленной рекой. Все люди должны будут переправиться через эту реку, для грешников она покажется расплавленным металлом, а для праведников «парным молоком». После этого река из расплавленного

c. 108

металла потечет в ад, где уничтожит Ангра-Маинйу и все зло. После этого Ахура-Мазда и Амэша-Спэнта совершат последнее богослужение и жертвоприношение. Все люди, испив мистический напиток – «белую хаому», станут такими же, как и Бессмертные Святые. А Вечное блаженство настанет в этом мире, а не в отдаленном раю.

Символ веры (Ясна 12) зороастрийцев называется Фраваране и произносится верующим ежедневно. Начинается Символ веры следующими словами: «Признаю себя поклонником Мазды, последователем Зороастра. Отрекаюсь от демонов-даэва, принимаю веру Ахуры. Поклоняюсь Амэша-Спэнта, молюсь Амэша-Спэнта.» В зороастризме признается необходимость ежедневной пятикратной молитвы.

Обряды и праздники. Солнечный календарь зороастрийцев включает в себя 360 дней; Ахемениды заимствовали его, добавив к году 5 дней. В зороастризме существуют шесть религиозных основных пятидневных празднеств, благодаря которым, отчасти, и была сохранена древнейшая религия откровения в мире. Новый Год – один из главных праздников – символизирует воскрешение мира. Первоначальный осенний Новый Год восточных иранцев продолжил существовать как зороастрийский праздник Мехраган (Mehragan), который имеет аналог в йезидизме (Джажна Джемайе). Эти праздники вместе с Новым годом возникли в честь семи творений и покровительствующих им Амэша-Спэнтам. Позднее они стали известны как гахамбары (gahambar). Их названия сохранились в младоавестийских формах: Маидйой-зарэмайа (Maidyoizaremaya ‘Середина весны’) отмечался в честь Хшатра-Ваирйа и в честь сотворения неба; Маидйой-шема (Maidyoiљema ‘Середина лета’) – праздник в честь воды; Паитишахйа (Paitiљhahya ‘Уборки зерна’) в честь земли; Айатрима (Ayatrima “Празднество возвращения домой скота с летних пастбищ”) – праздник в честь растений; Маидйаирйа (Maidyairya ‘Середина года’) – праздник в честь животных; Хамаспатмаэдайа (Hamaspatmaedaya) – в честь создания первого человека праздновался в последний вечер года, накануне весеннего равноденствия. «Новый день» следовал непосредственно за ним. Посвящался праздник Ахура-Мазде и его созданию – человеку с изъявлением особого почитания фраваши – душам умерших праведников.

В зороастризме человек должен поддерживать чистоту не только окружающего мира, в особенности огня, земли и воды, но также заботиться о своей внутренней и внешней чистоте, в результате чего возникло множество законов и средств очищения. Самым нечистым и злым считалось мертвое тело, вокруг которого, по представлениям зороастрийцев, все больше собирались злые силы. Поэтому к телу приближались только особые люди – носильщики трупов (насассалары), которые, по возможности, относили тело на особое место в первый же день смерти. Поскольку для зороастрийцев земля, вода, огонь и растения считаются священными элементами, чистоту которых надо поддерживать, то, начиная со времен средневековья, трупы оставляли на специ-

c. 109

альных «башнях молчания» — дахмах. Мертвое тело оставляли на съедение птиц и диких зверей, а очищенные на солнце и ветру кости собирали и хоронили в земле (поскольку в День Суда люди приобретут свое тело). Сейчас зороастрийцы стали использовать кладбища. Существовало жреческое сословие, которое выполняло как сложные обряды очищения, так и обряды посвящения, свадебные и похоронные обряды. Жреческое звание являлось наследственным. Должность верховного жреца магупати появилась ещё при Ахеменидах. Звание мобадан мобад – верховный жрец возникло во время Сасанидов. Был также жрец-наставник (хербад).

В раннем зороастризме, по-видимому, не было священных зданий и алтарей, а празднества отмечались на открытом воздухе.

Почитание огня является особенной чертой зороастризма. Различается 5 видов огней: во всех вещах, в телах людей и животных, в растениях, в пламени и в молнии. Уже при Ахеменидах (особенно при Сасанидах) получили распространение храмы с алтарями огня. Три великих священных огня – Адур-Фарнбаг в Парсе (жрецы), Адур-Гушнасп в Мидии (воины) и Адур-Бурзэн-Михр в Парфии (пастухи и земледельцы).

Символом зороастрийцев является священный пояс авйанхана или кусти (пояс, который сплетают из шерстяных нитей числом 72, по количеству глав Ясны), который повязывается поверх белой нижней рубашки – стахр пайсанха (‘расписанная звездами’) или чаще называемой судра. Кусти – священный защитный пояс, соединяющий человека с Творцом – оборачивают три раза вокруг талии поверх рубашки. По-видимому, с самого начала три его витка означали трехчастную этику зороастризма благая мысль, благое слово, благое дело. Очевидно, обычай надевать на мужчин при инициации плетеный шнур в знак принятия в религиозную общину является еще индоиранским.

При жизни пророка зороастризм не получил широкого распространения. В Западном Иране, в Мидии проповедники зороастризма встретились с жреческим племенем магов, из которого происходили священнослужители не только у мидян, но и у персов. Исследователи полагают, что новые взгляды вcтретили со стороны магов противодействие. В 549 г. до н.э. под предводительством Ахеменида Кира II (Великого) (559-530) восстали персы и произошло завоевание Мидии, и основание Персидской державы. Из Бехистунской надписи известно, что при Дарии I (522-486) Ахура-Мазда официально утверждается верховным божеством. При Сасанидах (ок. 224) зороастризм стал государственной религией.

В настоящее время по приблизительным подсчетам зороастрийцев во всем мире около 200 тыс. Большинство приверженцев этой религии живут в Индии, потом в Иране и Пакистане, а также небольшие зороастрийские общины живут на Цейлоне (Шри Ланка), в Великобритании, Канаде, США, в Австралии, Гонконге и Син-

c. 110

гапуре. Несмотря на то, что число зороастрийцев с каждым годом уменьшается в связи с их некомпактным проживанием, заключением браков вне общины, а также отходом верующих от религии, они активно создают зороастрийские ассоциации, проводят конференции и всемирные конгрессы, направленные на установление контактов между общинами, обсуждение и решение религиозных проблем и сохранение древнего вероучения. В Иране, Таджикистане и России стали создаваться новые зороастрийские общины, не имеющие отношения к настоящему зороастризму, однако некоторые зороастрийцы склонны признавать их, чтобы воспрепятствовать упадку своей религии.

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Most Popular

To Top
Translate »