Езидские центры

«Рйа таза» — самая долгожительная газета в истории курдской периодики

В марте 1930 года в Ереване вышел первый номер республиканской газеты «Рйа таза» («Новый путь») на латинской графике, созданной в 1929 году курдским писателем Арабом Шамиловым и ассирийцем Исааком Марогуловым. Она была единственной курдскоязычной газетой в бывшем СССР. В истории курдской периодики «Рйа таза» — единственная государственная газета. Она была органом ЦК КП Армении, Верховного Совета и Совета министров Арм. ССР.

«Рйа таза» — единственная курдская газета, награжденная правительственной наградой – советским орденом «Знак почета». На начальных порах в газете работали Аджие Джнди, Амине Авдал, Атаре Шаро, Геворг Парис, Вардан Петоян, Рубен Дрампян.

В начале 1938 года издание «Рйа таза» временно было прекращено в связи с намерением перевести курдскую письменность с латинской на русскую графическую основу с мотивировкой облегчения приобщения курдов к литературе и культуре русского народа и других народов СССР. Этот перерыв длился долго – до 1955 года.

Задачи газеты «Рйа таза» определялись в приветствиях ЦК Компартии и правительства Армении, опубликованных в ее первом номере. Первые несколько номеров вышли за подписью редколлегии. После этого был назначен главный редактор – армянский писатель, хороший знаток курдского языка, выходец из Турции Грачья Кочар. После него газету вновь возглавил армянский писатель, также владеющий курдским языком, Арутюн Мкртчян. Это было обусловлено тем, что среди курдов в то время не было профессиональных журналистов. Но с 1934 года редактором стал уже курд – Джардое Генджо.

В феврале 1955 года газета «Рйа таза» вновь стала издаваться. Она уже печаталась на основе русской графики (кириллицы). С этого года до 1989г. редактором газеты был Мирое Асад. С 1989 до половины 1991 года редактором был Титале Афо, а с того времени до сих пор редактором является Амарике Сардар.

В новом составе работали такие известные представители курдской интеллигенции, как Аджие Джнди, Амине Авдал, Качахе Мрад, Али Абдулрахман, Араме Чачан, Шакрое Худо, Шарафе Ашир, Карлене Чачани, Титал Мурадов, Микаеле Рашид, Агите Худо, Ахмаде Апо, Гасане Кашанг, Бабае Каляш, Приске Мгои и др.

«Рйа таза» была первой курдской газетой, которая была органом государства. В последующем в Армении было 4 государственные газеты, которые являлись органом ЦК Компартии, Верховного Совета и Совета Министров Армянской ССР – на армянском, русском, азербайджанском и курдском языках.

Если в 30-е годы тираж «Рйа таза» не достигал 1 тысячи экземпляров, то в конце 80-х гг. он составил около 6 тысяч. Кроме Армении она распространялась в Азербайджане, Грузии, Казахстане, России, некоторых странах Европы, Канаде, США. В некоторых союзных республиках (Азербайджане, Грузии, Казахстане) газета имела своих внештатных корреспондентов. После провозглашения Арменией независимости (1991г.) газета потеряла свой официальный статус и стала независимой. Если раньше, в 30-х гг. «Рйа таза» издавалась в неделю 1 раз, в 50-е гг. до 1991 года – в неделю 2 раза, то после 1991 года – в месяц 1 раз. Это обусловлено отсутствием финансирования.

С 2000 года «Рйа таза» издается на латинской графике и распространяется силами сотрудников только в пределах Армении. Распространяется бесплатно ввиду отсутствия нормальной почтовой доставки в пределах республики и низкого материального положения курдского населения, проживающего в основном в сельской местности. В настоящее время тираж составляет 500 экземпляров, она малоформатная, 1 печатный лист. В настоящее время в редакции работают 4 человека: Амарике Сардар, Гришае Маме, Рзгане Джанго и Мразе Джамал. В связи с отсутствием финансов за последние годы количество изданных номеров значительно сократилось. Так, в 2005 году было издано только 2 номера. И это стало возможным лишь благодаря спонсорству и поддержке некоторых курдов-патриотов и доброжелателей.

Т.к. до независимости газета была официальным органом партии и правительства, на ее страницах большое место занимали официальные материалы, пропаганда коммунистической идеологии, жизнь колхозов и совхозов, передовиков производства и т.д. Но вместе с тем газета не забыла и о национальной культуре. Конечно, «Рйа таза» являлась отражением того времени, духа и цензуры. После того, как «Рйа таза» стала независимой и избавилась от многолетней цензуры и официальности, она целиком стала писать о жизни и культуре нашей общины, о национально-освободительном движении курдов в разных частях Курдистана.

Велика роль «Рйа таза» в развитии курдского языка (курманджи). Ей принадлежит создание многих новых терминов, которые в особенности относятся к таким сферам, как политика, экономика, космос, медицина, военное дело и т.д. На ее страницах курдский язык постепенно отшлифовывался и со временем достиг уровня литературного языка. Много работы было сделано в области правописания. Так, многие наши известные языковеды, такие как доктор филологических наук, профессор Канате Курдо, доктор филологических наук, профессор Черкез Бакаев на страницах «Рйа таза» неоднократно выступали по вопросам правописания курдского языка. Например, статьи Ч. Бакаева стали основой его научной работы на русском языке «Основы курдской орфографии» (Москва, 1983г.).

«Рйа таза» стала первоисточником появления и развития курдской советской литературы. Все курдские писатели, поэты и драматурги свои первые творческие шаги сделали на страницах этой газеты. Первые художественные переводы также были опубликованы именно тут. В «Рйа таза» были также заложены основы литературной критики, анализа опубликованной курдской литературы. На страницах «Рйа таза» курдские читатели смогли прочесть на своем родном языке произведения многих классиков и современников литературы других народов. Значительные заслуги «Рйа таза» имеет в деле сохранения богатого наследия курдской культуры – об этом свидетельствует периодическая публикация образцов народного творчества (легенд, пословиц, поговорок, сказок, эпических поэм, загадок, скороговорок и т.д.). Впервые на страницах газеты были опубликованы и курдские народные песни с нотами, а также положенные на музыку стихи курдских поэтов. Кроме того, периодически публиковались и статьи курдских музыковедов.

Переход в 2000 году на латинскую графику, несмотря на негативное отношение и препятствия со стороны официальных властей Армении, преследовал цель приблизиться к единению курдской письменности, чтобы курдская община Армении не оставалась оторванной от общей курдской культуры и не стала каким-нибудь затерянным и изолированным от происходящих процессов островком. Это было сделано также и для того, чтобы и газету, и книги могли читать как в Европе, так и в разных частях Курдистана.

Газета уделяет большое внимание вопросам национально-освободительного движения в разных частях Курдистана. Нет ни одного номера, где не было бы материалов о ситуации в Южном Курдистане, борьбе в Северном Курдистане, о положении дел в восточной и юго-западных частях Курдистана. Эти материалы всегда сопровождаются фотоснимками.

Большое место уделяется курдским классикам – поэтам, историкам и деятелям культуры, жившим в разные времена и творившим в Курдистане: Факие Тайран, Ахмеде Хани, Кадыр Кой, Джагархун, Хажар, Горан, Пирамард, Кадриджан, Дылдар, Джафаркули, Шарафхан Битлиси, Махмуд Баязиди, Гиви Мукриани и др. Не остались без внимания и курдоведы других национальностей.

Начиная со своих первых номеров, газета постоянно уделяла внимание вопросу жизни и образования курдянок. На эту тему было опубликовано огромное количество материалов. Вместе с тем велась активная борьба против негативных явлений в этой области (особенно по проблеме калыма за невесту, ранних браков, браков между близкими родственниками и т.д.).

В свое время на страницах газеты многое писалось и о преобразовании курдской деревни. Одной из главных тематик газеты была пропаганда дружбы народов. Так, в свое время каждой союзной республике был посвящен целый номер. В духе интернационализма было воспитано не одно поколение курдской общины Армении. Особое место при этом уделялось дружбе курдского и армянского народов.

«Рйа таза» кроме освещения жизни курдской общины в Армении много писала и о жизни тех курдов, которые проживали в других союзных республиках. Ни одно знаменательное событие в жизни курдов не оставалось без внимания газеты.

Будущий историк, пишущий о курдах бывшего СССР, не может обойтись без использования материалов газеты «Рйа таза». Она фактически является энциклопедией жизни советских курдов в период до распада СССР.

Просветительское значение газеты «Рйа таза» в деле обучения подрастающего поколения курдов особенно показательно на следующем примере: в некоторых сельских курдских школах Армении при отсутствии учебников курдского языка учителя используют номера газеты в качестве учебных пособий.

На страницах газеты по различным вопросам часто выступают представители интеллигенции и рядовые граждане. Это приобрело особую актуальность в деле единения нации, когда некоторые круги пытаются внести раскол в курдское общество, заявляя, что езиды – это не курды, а отдельная нация. «Рйа таза» в связи с этим ввела отдельную рубрику под названием «Мы едины», где было опубликовано более 100 различных материалов.

«Рйа таза» — это самое долгожительное издание в истории курдской периодики, вклад которой был высоко оценен со стороны правительства СССР.

В 1980 году в связи с 50-летием выхода первого номера газета была награждена орденом «Почетный знак».

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Most Popular

To Top
Translate »