Езидское Общество

Курды-Езиды

Курды-ЕзидыКурды (самоназв.: курд, курманж). Автохтонное население Курдистана — горного массива между Армянским и Иранским нагорьями в пределах Ирана, Турции, Ирака, Сирии. Генезис К. — сложная и противоречивая проблема. По языку К. относятся к зап. подгруппе иранской группы индоевропейских языков. К. различаются между собой по основному роду деятельности на млани (скотоводов) и зилани (земледельцев). Между этими двумя группами существуют значит. противоречия: по диалектам языка (курманжи, заза, горани, сорани), по конфессион. принадлежности (мусульмане сунниты, шииты, христиане, езиды, бахаи, иудаисты и др. конфессии).

К. также различаются по гражд. принадлежности, графике алфавитов (араб. с элементами перс., латинизированная в четырех вариантах, славян.) и мн. др. признакам, мешающим консолидации К. в совр. нацию. Большую роль в этнической истории К. играют миграц. процессы. Так, уже в X в. за пределами Курдистана в Закавказье зафиксировано существование отд. курд. родоплем. конфедераций, а в XI в. курд. династия Шеддадидов правила на значит. территории, от г. Елисаветполя (совр. Гянжа, Азербайджан) до г. Ани (совр. Турция). В 1639 г. по территории Курдистана прошла первая демаркационная линия, установившая границу между Ираном и Турцей. Курд. историки считают этот год годом первого раздела Курдистана. Второй раздел произошел в 1923 г., когда Курдистан был разделен на 4 части между Ираном, Ираком, Сирией и Турцией. В XIX в. на территории России оказались некоторые родоплем. группы К. Это прежде всего жители тех селений, которые в результате русско-перс. и рус.-тур. войн и последовавших за этим договоров Гюлистанского, Туркманчайского, Адрианопольского и др., стали поддаными России, а также кочевые и полукочевые племена, которые в результате миграций оказались на территории Закавказья и обратились к российским властям с просьбой о принятии их в рус. подданство. На рубеже XIX—XX вв. миграц. процессы К. из Ирана и Турции значительно усиливаются. Именно тогда складываются ареалы расселения К. в России и СССР, которые в целом сохранялись до к. 80-х гг.

В годы советской власти К. подверглись репрессиям. Часть из них в 1937 г. высылают из Армении и Азербайджана, а в 1944 г. — из Грузии и перемещают в Казахстан и Ср. Азию. Они до сих пор не реабилитированы. К к. 80-х гг. общая численность К. в мире, по оценочным данным, колебалась между 17 и 20 млн чел. Источники К. дают на к. 90-х гг. другие данные — 35—40 млн чел. В Турции — 20 млн чел., в Иране — 9,5, в Ираке — 5,5, в Сирии — 2,5—3 млн чел., а также в других странах мира. На территории СССР проживало 152, 7 тыс., в том числе в Армении — 56,1 тыс. чел., в Грузии — 33,3 , в Казахстане — 25,4, в Азербайджане — 12,2, в Киргизии — 14,3, в Узбекистане — 1,8 тыс. чел. Кроме того, не учитываются 300 тыс. К., подвергшихся частичной ассимиляции в Азербайджане и по переписям проходящие как азербайджанцы. Аналогична судьба 250—300 тыс. К. в Туркменистане. Конфликты в республиках Закавказья и дальнейший развал СССР вызвал новую волну миграции К. В основном они стали перемещаться на Сев. Кавказе, в р-ны с преобладающим рус. населением, в Ставропольский и Краснодарский кр., в Республику Адыгея и Ростовскую обл., а также в Москву и некоторые крупные города России. Наиболее активно К. расселяются в Краснодарском кр., где их проживает более 5 тыс чел., а всего в ЮФО — 11,7 тыс. чел. (2002) Все К., проживающие на Сев. Кавказе, говорят на курманжи. Зафиксирован только один К., говорящий на заза, и одна семья — на сорани. Родоплем. структура К., мигрировавших на Сев. Кавказе, вследствие сжатых сроков, нетрадиц. причин и форм миграции, подверглась сильной деформации. Это крайне осложняет ее изучение и систематизацию. Для примера приведем одно широко расселившееся на Сев. Кавказе и наиболее однозначно описываемое племя карка и его роды по нисходящей линии: Карка — Калуна-швдреж — Мыhо — Шамо — Тамо. Есть основания предполагать, что до этого колена родословие имеет мифолог. черты, далее следует, вероятно, ист. личность Мирзо, который имел сыновей: hаджи-Али, Усо, Мыhе, Баллойа, Мыхойа. По другой версии Балло (Баллойа), Усо, Мыhе, Мыхойа — сыновья hаджи-Али, прямую ветвь от которого продолжили Балло — Темыр — Дурсун (нынешний руководитель Краснодарского Краевого о-ва курд. культуры им. Ахмета Хани Дурсун Темурович Балоев). Первую побочную ветвь от Усо продолжили Абдулла — Али — Казим — Саид. Этот пример показывает, что однозначно представить структуру родоплем. организации К. на Сев. Кавказе не представляется возможным, т.к. во всех других случаях исследователи сталкиваются с еще большими противоречиями и путаницей.

На вершине религиозно-социальной организации традиц. курд. о-ва находятся шейхи, которые стоят над и вне племенной системы (даста шеха — вне племени) и играют роль сакральной персоны, участие которой желательно в обрядах жизненного цикла, а при похоронном обряде необходимо. Кроме того, шейхи выполняют и арбитражную функцию в спорах. Авторитет шейха обусловлен его магичес ким влиянием на жизнь и судьбу рядового К. Мулла — религиозно-образованный лидер К. о-ва, не обладающий сакральной властью. «Шейха нужно боготворить, муллу можно бить», – гласит курд. присловье. Во главе рода стоит ага — старший рода. Наряду с традиц. формами соц. организации К. стремятся создавать и совр. формы. В ряде городов России (Ярославль, Саратов, Волгоград, Майкоп, Крымск, Сочи) возникают различ. культурные и благотворит. курд. организации, например, в 1989 г. в Москве создан «Центр курдской культуры». Высокая степень разобщенности К. приводит порой к возникновению нескольких параллельных организаций совр. типа, которые вступают в соперничество друг с другом. Например, в Краснодаре действует Краевое о-во курдской культуры им. Ахмеда Хани, город. курд. нац.-культур. автономия и Краснодарское о-во дружбы рус. и курд. народов. Две первые организации находятся в состоянии конфронтации, третья действует автономно от первых двух. В Краснодаре вышла газ. «Курдские Вести», в Москве издаются ежеквартальный журнал «Дружба» (Достани) и орган Ассоциации курд. интеллигенции стран СНГ газ. «Стон Родины — Ахина Валат» — два раза в месяц.

Комплекс традиц. одежды сохранился только у женщин и включает: рубаху (крас), шаровары (хэвакрас), жилет (элек), юбку (навдере, туман), передник (шалэк), нарукавники (давзанг), шерстяной пояс (бэне пэштэ), головной убор (кофи, фино) или головные платки, шерстяные чулки (горэ), обувь. Обязат. дополнением служат старин. и совр. украшения (головные, нагрудные, ручные, ножные).
В недавнем прошлом было распространено носовое украшение — кэрэфил. Постоянно традиц. одежду в настоящее время носят только пожилые женщины, женщины среднего возраста — только с целью демонстрации, как этнографическую ценность, реже — на свадьбах.

Традиц. жилище: шатер (кон, чадыр, решмал) — для кочевого и полукочевого населений; стационарное (мал, хани) — землянка, полуземлянка — для полукочевого и оседлого населения на Сев. Кавказе не сохранилось. Из элементов жилищного комплекса встречается только очаг (тандур), который используется для приготовления пищи (в настоящее время редко), выпечки хлеба, для совершения многих ритуальных обрядов. В условиях Сев. Кавказа тандур вынесен за пределы жилища в подсобное помещение и часто вместо вырытого в земле применяется изготовл. из металла на подставках — подобие индийских тондыров.

На юге России К. живут оседло, занимаются огородничеством, оседлым скотоводством. Многие К. влились в город. структуры и успешно занимаются производ. и коммер. деятельностью. Практически исчезли и традиц. ремесла: ковроделие, изготовле ние из шерсти одежды, предметов быта, мешков для хранения зерна и т.п. Для домашнего обихода вяжут шерстяные носки и, изредка, на заказ изготовляют курд. ковры, отличающиеся оригин. орнаментом и высоким качеством шерсти.

К. имеют богатую лит. традицию: на курманджи творили поэты Али Харири (XI), Факе Тайран (XIV), Малае Джезири (XV), мала Бате (XV), Харис Битлиси (XVII) и, наконец, Ахмаде Хани (XVIII). Первым иностр. языком, на который была переведена его знаменитая поэма «Мам и Зин», стал русский. На диалекте горани, который играл роль лит. языка вплоть до XVIII в. включительно, свои произведения создавали Мала Нарешани (XIV), Бесарани (1641—1702), Ханан Кубани (1700—1759), Комаси (XVIII), Маулави (1806—1882) и др. Самым ранним из дошедших до нас религиозным памятником на горани, по мнению курд. ученых, считается священная книга «Марифату Пиршалиари Зардашти» («Учение Пир-шалиаза Зардашти» — X в.). С нач. XIX в. развивается лит. на сорани, на котором писали крупнейшие К. классики Нали (1800—1856), Салима (1805—1869), Курди (1812—1850), Хаджи Кадира Койи (1816—1894). Лит. на диалекте заза представлена преимущественно фольклорными произведениями.

Езиды (самоназв. эзди — «божьи люди»). Язык — курманджи. Ориентировочная численность в мире 500 тыс. чел., живут по всей территориии Курдистана, а также в Германии, Бельгии, Голландии (ок. 50 тыс.), в США. На территории СНГ — в Армении, Грузии, России. По мнению многих ученых, Е. — одна из этноконфессион. общностей в составе курд. народа. Другие ученые считают Е. субэтноконфессион. группой, проявляющей тенденции к превращению в самостоят. этнос. По переписи 2002 г. Е. в ЮФО себя идентифицировало 9,8 тыс. чел., в т.ч. 4,4 тыс. в Краснодарском кр. Самосознание Е. погра-
ничное, во многом зависит от конкретной полит. ситуации. Взгляд курдов на Е. также противоречив. По преданию Е., в доисламскую эпоху все курды исповедовали зороастризм, под давлением арабов большинство курдов приняли ислам и отреклись от веры отцов, а Е. сохранили ей верность и отсюда пошло их отличие от К. Однако в настоящее время преобладают тенденции к интеграции, но при этом сохраняются существенные различия, которые всегда будут отделять Е. от остальных курдов.

Е. больше, чем остальные курды стремятся жить в городах и получить высшее образование. Соц. организация Е. существенно отличается от соц. организации курдов и демонстрирует высокую устойчивость в условиях деформации традиц. обществ. структур. Община Е. построена на кастово-теократическом принципе. К касте (их семь) принадлежат по рождению. Каждая из них предполагает выполнение определ. религиоз. обязанностей, имеет свои знаки отличия, объем религиозных знаний и прав. На вершине кастовой иерархии стоят касты шейхов, пиров, кавалов, низшая каста — миридов. На Сев. Кавказе представлены касты шейхов, пиров и самая многочисл. — миридов. В ист.-мифолог. представлениях Е. шейхи были навязаны им завоевателями-арабами, в то время как пиры — их природная каста. Отношение мирян к двум высшим кастам хорошо характеризует бытующее у Е. изречение «Шейх мой, руководитель мой, пир мой, наставник мой».

В касте шейхов имеются три оджаха (рода): оджах шейхов Адани или Шехисна, оджах шейхов Шамсани и оджах шейхов Катани или Шехубакыр. В касте пиров выделяется оджах «пиров сорока пиров» или «пиров Асмаман». Шейхи надевают белые одежды, пиры — черные, головной убор шейхов с черным платком, пиров — с красным.

Браки во всех кастах эндогамны, хотя в последнее время все чаще эндогамия нарушается. Касты соблюдают запреты: пищевые — нельзя есть свинину, салат, животные — нельзя убивать змей, полевых грызунов и т.п., цветовые — нельзя использовать в одежде цвет другой касты. Внутри каст шейхов и пиров существует религиозно-культовая специализация. Например, шейх мулла джентаир лечит от страха и сумасшествия, шейх дара маразе — дерево желания, благоволение молодоженам, шейх бески или быске срезает первые клок волос у младенца, шейх бреохрети — брат, помощник на том свете, занимается похоронами. Пир-закаты приглашаются для благополучия в доме, гази-пиры лечат от кашля и т.п. Насчитывается 50 специализаций пиров. На Сев. Кавказе живет одна семья пиров. В основе верований Е. лежат две священные книги: «Книга откровения» и «Черная книга», написанные особым шрифтом и отражающие древ. представления курдов о сотворении мира, их верования, этические и религиоз. нормы. В силу кастовой замкнутости религиоз. алфавит Е. не стал светским, а содержание книг осталось достоянием узкого круга привилегиров. духовенства. Для осн. массы мирян религиоз. представления и нормы сохраняются и передаются в устной традиции. Езидизм содержит элементы вавилоно-западноиранских астральных религиоз. представлений с обожествлением солнца, луны, планет, зороастризма, который по преданию исповедывало большинство курдов в доисламскую эпоху, а также элементы иудаизма, христианства, ислама. Е. верят в эманацию бога-ходе — Мелек-Тауса (Малаки-Тауса, ангела-павлина или падшего ангела, т.е. сатаны), в Султана Эзида, в шейха Ади. Последний считается организатором обществ. устройства и образа жизни Е.

Е. сохранили богатый фольклор, в котором особое место занимают кавты — часть религиоз. учения Е. и бейты — поющиеся отрывки из мифолог. поэм, а также песни на стихи средневековых поэтов.

Литература:

Аристова Т.Ф. Курды Закавказья. М., 1966;
Библиография по курдоведению. / Сост. Ж.С. Мусаэлян. М., 1963;
Курдистан: на перекрестках истории и политики. Науч.-практ. конф. 22—24 фев. 1994 г. М. 1994.;
Курд. пословицы и поговорки. / Сост. Ордихане Джалил, Джалиле Джалил. М., 1972;
Ментешашвили А.М. Курды. М., 1984.

Авторы: Кукуян В.Г., Попов А.П. (Краснодар)

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Most Popular

To Top
Translate »