Юлия Саид

Заметки о книге «Курдская история»

В 1999г. вышло в свет фундаментальное исследование “История Курдистана”, написанное ведущими российскими курдоведами М.С. Лазаревым, Ш.Х.Мгои, E.И.Bасильевой, М.А.Гасратяном, О.И.Жигалиной. Книга насчитывает 519 стр. и охватывает историю курдского народа с периода арабского завоевания территории Курдистана и до наших дней. Эта работа предпринята по инициативе Центра курдских исследований под руководством Ш.Х.Мгои, осуществившего ее издание.

Настоящее издание представляет собой первую попытку российских курдоведов создать обобщающий труд по истории курдов и Курдистана за период от завершения формирования курдской народности (середина 1 тысячелетия н.э.) до наших дней. В книге представлен корпус основных фактов, относящихся к многовековой истории курдского народа и содержащих ее целостную концепцию. При этом авторы опираются в основном на достижения российского и советского курдоведения. Конечно, используются и те результаты, которые накопила зарубежная наука о курдах. Вместе с тем, отсутствие устоявшихся традиций в освещении основной канвы и узловых моментов курдской истории, слабость и недостаточность источниковой и литературной базы не позволил авторам добиться единства в авторском подходе к изложению различных периодов курдской истории.

Монография состоит из трех частей. В первой (главы 1 и 2) рассматривается история курдского народа в эпоху арабских и тюрко-монгольских завоеваний (VII-ХI вв.) и Курдистан в составе Османской империи и Ирана (ХVI-ХVIII вв.). В главе 1 анализируется сложный этап курдской истории, когда курды боролись за выживание перед лицом постоянной угрозы геноцида или ассимиляции со стороны арабских, монгольских и тюркских завоевателей . История возникавших в то время курдских эмиратов изобилует белыми пятнами, поскольку еще не изучена историками. Этот период истории Курдистана изучен слабо, а имеющиеся работы носят фрагментарный характер. Изучение данного периода затруднено тем, что источники большей частью скудны и случайны, и единой исторической традиции не существует. В частности, целые пласты курдской истории до VII в. погружены во мрак, хотя судьба народа неразрывно связана с процессами, происходящими в Двуречье, где находился один из центров мировой цивилизации. В этой части книги предпринята успешная попытка систематизировать события, связанные с судьбой курдов в средних веках. Здесь дается целостная картина распространения ислама среди курдов, что было сопряжено с большими трудностями. Попытка навязать религию народу, который сумел оставаться самим собой и выработал механизм этносоциального самосохранения представляется обреченной на неудачу. Курды, сохранившие верность исконно курдской езидской вере, продолжали ее исповедовать, несмотря на все преследования, но большая часть курдов приняла ислам.

Большой интерес представляют части, посвященные истории курдских династий Хасанвайхидов, Марванидов, Шададидов, Айюбидов. Курды принимали активное участие в политической жизни региона. Пропуская через себя все коллизии политической ситуации, курдский мир не позволил себе в ней раствориться. В этот период этноконсолидационные процессы медленно, но неуклонно набирали силу, и тогда впервые возникла идея Курдистанакак единого этнополитического пространства.

В ХVI — ХIХ вв. Курдистан был разделен между Османской империей и сефевидским Ираном. Это был конгломерат полунезависимых эмиратов, связанных с центральной властью в Стамбуле и Исфахане вассальными отношениями. На основе тщательного изучения различных исторических источников в книге показано, что в ту эпоху бесконечные турецко-иранские войны, охватывавшие и территорию Курдистана, создавали там атмосферу постоянных междоусобиц, смут и нестабильности. Это являлось серьезной преградой на пути консолидации курдской нации, для ее социально-экономического, политического и культурного развития.

Вторая часть (главы 3 и 4) посвящена истории возникновения так называемого курдского вопроса, то есть истории курдского национально-освободительного движения. Здесь анализируется период с конца ХIХ в. до первой мировой войны, когда курдский вопрос стал важным фактором в международных отношениях как ближневосточного, так и мирового масштаба. Он охватывает время с начала борьбы курдского народа за свободу и независимость в виде феодально-сепаратистских, а с конца ХIХ в. — национально-освободительных движений, направленных на полное освобождение от турецкого и иранского ига и создание объединенного и независимого Курдистана.

В третьей части ( главы 5-8) излагается история курдского народа с конца Первой мировой войны до наших дней. Рассматривая историю Курдистана после нового раздела , авторы отмечают специфику курдских движений в первые послевоенные годы (в 20-30 гг.), а также в период Второй мировой войны, анализируют те трудности, которые возникли на пути решения курдского вопроса.

Знаковым событием для истории Курдистана 50-ых годов явилась иракская революция 14 июля 1958 г. С тех пор Южный Курдистан превращается в центр бурных событий, связанных с проблемой национальной автономии курдов в Ираке. Активизация борьбы за национальные и социальные права в Иракском Курдистане, способствовала подъему борьбы и в других частях Курдистана. В монографии подробно анализируется ситуация в Иракском Курдистане в период подготовки провозглашения курдской автономии, предшествующие события и основные документы, связанные с мирным политическим решением курдского вопроса в Ираке.

В 60-70-ые годы ХХ в. в турецкой, иранской и сирийской частях Курдистана происходили события, которые имели прямую или косвенную связь с борьбой соплеменников за автономию в Ираке. В Турции, Иране и Сирии наблюдалась активизация политической борьбы курдов. Там курдское движение носило локальный характер и было направлено на удовлетворение конкретных требований иранских, турецких или сирийских курдов. Этим проблемам в книге посвящены специальные разделы.

Важное значение имеет также последняя глава третьей части, посвященная анализу ситуации в этнографическом Курдистане накануне Ш тысячелетия.

Авторы полагают, что подъем курдского движения в Ираке в 60-70-ые годы ХХ в. являлся источником вдохновения борьбы за национальные права курдов и в других частях Курдистана. Поэтому временная неудача, постигшая курдов Ирака в середине 70-х годов, не могла не отразиться на выступлениях национальных сил в других частях Курдистана. Это проявилось прежде всего в признаках ослабления активности курдского национального движения в Турции, Иране и Сирии.

Несмотря на спады и подъемы курдского движения, курдская проблема получила признание международной общественности. В 90-ые годы международный фактор довольно заметно становится одним из рычагов эволюции курдской национальной проблемы. Авторы отмечают

этот безусловный успех курдского национального движения. В то же время международным сообществом и великими державами не преодолены старые стереотипы, не позволяющие отвести курдской проблеме подобающее ей место в международной политике. Это связано не только с активной политико-дипломатической деятельностью государств, разделивших Курдистан. Немалую роль играют также одобренные

международным сообществом, но противоречивые в своей основе и логически взаимоисключающие установки, с одной стороны, о праве каждого народа на самопределение, с другой,- о незыблемости территориальной целостности и нерушимости границ.

Авторы полагают, что в последние десятилетия ХХ в. на пути решения курдской проблемы произошли несомненные и важные сдвиги. Тем не менее в целом она остается нерешенной и переходит в наследство грядущему тысячелетию. Есть все основания верить в осуществлении исконной мечты курдского народа о независимости и объединеном Курдистане, что,впрочем, является многоэтапным и сложным делом. В книге подчеркивается , что в первую очередь следует добиваться обеспечения культурных и политических прав курдов в каждой из стран, разделивших исторический и этнический Курдистан. Главная беда курдов — извечный партикуляризм, сохранившийся в виде пережитка по сию пору, когда групповые отношения как структурообразующий институт курдского общества уже ушли в прошлое, но вошли в традицию, оказывающую негативное влияние на современную политическую культуру курдов.

Главный урок курдской истории, подчеркивается в монографии, состоит в преодолении отжившего и по существу реакционного портикуляризма и достижение политического единства — центральная общенациональная задача курдского народа, все более успешно борющегося на ближневосточной арене за свою свободу и независимость. Лишь при этом условии курды смогут воспользоваться теми благоприятными возможностями, которые предоставляет им сложившаяся к концу ХХ века международная обстановка, когда Запад и мировое сообщество впервые обернулись лицом к Курдистану. Шанс, к которому курды шли долго и упорно.

Основное содержание монографии дополняет Хронология основных событий курдской истории с эпохи арабских завоеваний. Книга богато иллюстрирована и имеет несколько интересных карт, а также снабжена указателями географических названий, имен и этнических терминов.

Издание осуществлено на высоком полиграфическом уровне и будет интересно для широкого круга читателей.

Материал подготовлен Юлией САИД

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Популярные

To Top