Шакро Худоевич Мгои

Курды никогда не мирились со своим положением. Это угнетенный, но не покоренный народ

Курды никогда не мирились со своим положением. Это угнетенный, но не покоренный народБорьба курдов за национальное самоопределение стоит особняком среди региональных конфликтов на национальной почве. В настоящее время это единственный в мире большой этнос, который юридически и фактически лишен права государственной независимости. В то же время с учетом конкретно-исторических обстоятельств курдские лидеры ставят задачу не национальной независимости, а права самоопределения в пределах государств проживания. Курды, а это около 35 млн человек, — один из древнейших народов мира с богатой и самобытной культурой.

По антропологическим, лингвистическим и другим параметрам курды отличаются от всех соседних народов. Они индоевропейцы со всей атрибутикой, определяющей характер этноса. На мусульманском Востоке только у курдов женщина пользовалась относительной свободой и уважением мужчин. Курдянки всегда занимали видное место в общественно-политической жизни. На весь Ближний и Средний Восток была, например, известна поэтесса и историк XIX века Мах Шараф-Ханум Курдистани.

Курды никогда не мирились со своим положением. Это угнетенный, но не покоренный народ.

Среди некоторых специалистов бытует ошибочное мнение, что у курдов никогда не было самостоятельного государства. Это неверно. У курдов не было своего единого государства. Вплоть до середины ХIХ века существовал ряд курдских княжеств, которые играли весьма заметную роль в жизни Ближнего и Среднего Востока.

В настоящее время Курдистан разделен между четырьмя государствами — Турцией, Ираном, Ираком и Сирией. Высокий уровень национального самосознания и богатейшие традиции национально-освободительной борьбы резко контрастируют с тем бесправным положением, в котором находятся курды. Эта борьба красной нитью проходит через всю новую и новейшую историю курдов и по упорству и длительности (более 150 лет) не имеет себе равных как в регионе, так и в мире.

Несмотря на затяжной характер конфликта, борьба за его разрешение не приняла, как в других конфликтующих регионах, расовый оттенок. Неприязни между борющимися за свои права курдами и державными народами нет. Показательны в этом плане терпимость и отсутствие вражды в отношениях между курдами и арабами Ирака. В Южном (иракском) Курдистане борьба ведется не за приобретение национальной автономии, которая фактически завоевана, а за придание легитимности этому статусу в федеративном государстве. Кстати, по оценке многих специалистов, национально-государственные структуры в Южном Курдистане с их демократическими институтами являются сегодня важным фактором в нормализации обстановки в Ираке и создании там демократического общества.

Курды в массе своей отвергают террористические методы борьбы, а также действия исламского экстремизма. Курдское национальное движение в целом вписывается в международную борьбу против террора, за демократические преобразования на основе общепризнанных норм прав человека и народов.

В отличие от почти всех самопровозглашенных национально-государственных образований автономное курдское государственное образование поддерживает связи с подразделениями ООН, а также с высшими органами власти многих стран на всех континентах мира.

Шакро Худоевич МГОИ
директор Центра изучения курдской истории и культуры, академик Национальной академии наук Армении, профессор

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Most Popular

To Top
Translate »