Курдистан

ИРАКСКИЙ ИСХОД: ВЗГЛЯД ИЗ РОССИИ

21.11.2006 В последнее время новости с Ближнего Востока постоянно находятся в центре внимания СМИ. После американской оккупации Ирака события в этой стране стали неотъемлемой частью формируемой масс-медиа картины мира, в которую по-прежнему не вписана драматическая судьба тамошнего коренного христианского населения. Происходящее в регионе обычно подается в упрощённом виде, как противостояние Запада Ч христианской цивилизации Ч Востоку, цивилизации ислама, что лишь укрепляет в сознании людей ложные стереотипы, в соответствии с которыми Ближний Восток будто бы всецело является ареалом исламской культуры.

Упрощенная картина борьбы добра со злом на руку не только сторонникам насильственного экспорта псевдодемократических режимов, но и многим режимам исламских стран, оправдывающим ограничение демократических свобод своих граждан провоцируемой извне международной напряженностью. Игнорирование христианского фактора в регионе привело к значительному снижению процента местного христианского населения как в Палестине и Израиле, так и в соседних Ливане и Сирии. А теперь наблюдается катастрофическое падение численности христиан в Ираке. Правда, в Сирии сократилось число местных христиан, зато возросло число христианских беженцев из Ирака. В последнее время Сирия стала активно подчеркивать, что её столица Ч Дамаск Ч это не только столица Халифата, но наряду с другими древнейшими сирийскими городами, ещё и территория, на которой христианство делало свои первые шаги.

Однако на Западе предпочитают такую положительную для христиан перемену в сирийской идеологии не замечать, как не замечают и то, что в Сирии в результате американской агрессии в Ираке скопилось огромное количество беженцев, и большую их часть составляют христиане, ассирийцы различных деноминаций. Рьяным поборникам прав человека на Западе не приходит в голову встать на защиту настоящих меньшинств, таких, как ассирийцы, мандеи, езиды. Логика решения вопроса о предоставлении этнических прав оказывается схожей с логикой предоставления инвестиций: и то, и другое, как правило, выгоднее давать тем, у кого уже что-нибудь есть. Покровительствовать тем, кто уже сам что-то контролирует, бесспорно, продуктивнее в плане расширения собственного влияния. У ассирийцев же никаких прав не было (при Саддаме Хусейне в Ираке признавалось существование двух народов Ч арабов и курдов, и настоящие меньшинства насильственно зачислялись в одну из этих двух законодательно выделенных когорт).

Очевидно, что новая конституция Ирака недалеко ушла от саддамовской, а, то и стала шагом назад, если учесть произошедшие перемены в жизни страны, прежде всего, потерю былой относительной стабильности и гарантий безопасности для мирных граждан вследствие ввода американских войск. Нынешняя конституция ещё в меньшей степени отвечает требованиям сегодняшнего дня, чем предыдущая. Христиане Ирака выступали и выступают за единство страны. Но если Ирак решено разделить, то право на самоуправление должны получить все коренные народы, а не только шииты, сунниты и курды. Отсутствие права на самоуправление на фоне нынешней нестабильности означает отсутствие каких-либо перспектив сохранения христиан в Ираке. Постоянные теракты в отношении всех этноконфессиональных групп в арабских зонах страны в пропорциональном отношении оказываются ещё более смертоносными для христиан, ненависть к которым экстремистским группировкам помогали разжигать американские политики на самом высоком уровне рассчитанными на обывателя высказываниями о столкновении исламской и христианской цивилизации, авангардом которой, разумеется, должны быть Соединённые Штаты. Мусульманскому обывателю тяжело понять, что Запад Ч это давно уже не христианская, а постхристианская цивилизация. В преддверии нападения на Ирак Джордж Буш объявил спланированную агрессию очередным «крестовым походом». Недавно осужденный Саддам Хусейн тогда призвал не поддаваться на провокацию американского президента, напомнив мусульманам, что есть христиане, защищающие Ирак, и есть мусульмане, выступающие на стороне его врагов, а, следовательно, религия здесь не при чём. Но теперь колесо террора уже запущено, и сами американцы даже при большом желании будут не в силах его быстро остановить. В итоге ещё недавно мирно сосуществовавшие с соседями мусульманами ассирийцы из арабских зон бегут либо за границу, где их не очень охотно принимают (Сирия Ч это приятное для христиан исключение), либо на Север, где власть всецело принадлежит курдам. Здесь нет такого массового террора, и для того, чтобы выжить, ассирийцам надо лишь не замечать отдельные случаи репрессий против христиан на бытовой или политической почве, которые, как оправдываются сами курды, случаются и в отношениях курдов друг с другом. Но главное, необходимо расстаться с мыслью о праве на обретение национального очага.

В качестве аргумента против предоставления ассирийцам самоуправления в Ниневийской равнине, где ещё сохранилось их компактное поселение, курды используют факт массовой эмиграции христиан на Запад. Но наличие такого очага как раз способствовало бы вере христиан в то, что они не изгои на земле предков, и помогло бы сохранить присутствие ассирийцев в Ираке. Однако поддерживающие курдов американцы, кажется, решили снять проблему иным способом, и установили квоты на эмиграцию ассирийцев в США. Такое решение в нынешних условиях правового вакуума вокруг ассирийцев есть ни что иное, как анестезия для проведения этнической чистки.

Сегодня нелишне напомнить, что и современная западная цивилизация, и та блистательная арабо-исламская культура, которая в эпоху средневековья оказала огромное влияние на развитие Европы, обязаны христианам, сохранившим элементы забытой в ней античной культуры. Именно «сирийцы» переводили при халифе аль-Мамуне труды величайших мыслителей древности для арабов, посредством которых, в свою очередь, с античным наследием ознакомился средневековый Запад.

Закат арабо-исламской культуры произошел в результате нашествий Тамерлана, учинившего тотальный геноцид ассирийцев. В итоге ассирийцы спаслись, главным образом, в труднодоступных горах Верхней Месопотамии и после Османского завоевания длительное время оставались оторванными от цивилизации. Лишь в XIX в. проникновение великих держав в Восточную Анатолию открыло факт их существования для остального мира. Особенно дружественными были отношения ассирийцев с Россией, с которой они связывали надежды на освобождение от османского ига. Ближневосточное христианство вообще и ассирийцы в частности имели давние связи с Россией. Первое упоминание славян принадлежит ассирийскому автору VI в. Иоанну Эфесскому, первый в истории Руси митрополит Киевский Михаил, крестивший с приданными ему епископами Киевскую, Новгородскую и Ростовскую земли в IX в. за сто лет до официальной даты крещения Руси при князе Владимире, тоже был ассирийцем. Никоновская реформа подкреплялась авторитетом Антиохийской церкви. В царствование Екатерины Великой ассирийцы через грузинского царя пытались установить контакты с Россией, в которой уже тогда видели единственную державу, способную освободить восточных христиан.

Когда грянула Первая Мировая война, ассирийцы безоговорочно отказались служить в турецкой армии, воевавшей против России, после чего подверглись тотальному геноциду и были вынуждены всем народом с оружием в руках пробиваться к позициям русских войск в Северо-Западном Иране. С выходом России из войны вследствие революционных событий ассирийцы остались один на один с врагом и вынуждены были пробираться к местам дислокации британской армии в Месопотамии. В середине XX в. многие ассирийцы пополняли ряды компартии Ирака, поскольку симпатии к России экстраполировались на коммунистическую державу. И вот, в начале XX в., видимо, настало время ассирийцам окончательно покинуть многострадальную родину своих предков.

К сожалению, российские СМИ сегодня также упрощенно представляют события в Ираке, как и западные. А ведь Россия издавна контактировала с миром Востока не как с заморскими колониями, а как с соседями, а, потому во многих случаях видела происходящее на Востоке менее стереотипно, чем европоцентристский Запад. События в Ираке показывают, что перспектива окончательного очищения этой страны от христиан становится все более реальной, а лучшие традиции российской внешней политики на Ближнем Востоке, в частности, традиции покровительства симпатизирующим России христианам возобновить не удалось.

Иосиф Зая
к.и.н., доцент кафедры истории, теории и методологии социологии РГСУ, член Российского Общества Социологов

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Most Popular

To Top
Translate »