О. И. Жигалина

Иракский Курдистан и «новая» американская стратегия в Ираке

Иракский Курдистан и «новая» американская стратегия в ИракеДоклад Группы по изучению Ирака о ситуации в стране, представленный в декабре 2006 г., вряд ли можно назвать новой или перспективной стратегией США. Как показывает практика, иракские силы безопасности пока не способны положить конец суннито-шиитским столкновениям. Продолжаются акции против присутствия коалиционных сил в стране. В связи с этим авторы доклада ставят задачу о необходимости разработки новой и инновационной контрповстанческой тактики. Новая стратегия, по их мнению, должна ставить цель стабилизировать ситуацию в регионе.

Президент Ирака Дж. Талабани критично воспринял доклад Группы по изучению Ирака. Также отреагировали и шиитские лидеры, и руководители курдских организаций. Талабани сказал, что этот доклад подрывает суверенитет Ирака и ставит под сомнение иракскую конституцию. Он выступил против ряда положений, поставив под сомнение, в частности, необходимость одобрения закона о «дебаасизации», разрешающий бывшим баасистам вернуться к своей работе. Президент Ирака высказался также против увеличения контингента иностранных инструкторов для подготовки иракских солдат, аргументируя это тем, что иракский народ желает контролировать свою армию, переоснастить ее и проводить ее подготовку под руководством иракского правительства. При этом он отметил, что иракское правительство собирается направить Дж. Бушу письмо, в котором будет изложено его понимание основных положений доклада Группы по изучению Ирака.

Ответом Дж. Буша на представленный группой доклад стало предложение об увеличении военного контингента в Ираке на 21500 человек, против чего высказался продемократический американский конгресс. Хотя задачи этого контингента не указываются, очевидно, что его главной целью будет борьба с иранским влиянием. Ведь иранский режим причислен США к числу террористических. Это в свою очередь чревато расширением ирано-арабского регионального конфликта. В своей «новой» стратегии Дж. Буш, видимо, отводит определенное место и курдам.

Отказав иракским курдам в широкой автономии, оставляя в подвешенном состоянии проблему Киркука и границ Курдского автономного района (КАР), американский президент пытается представить свою «новую» стратегию в Ираке, очевидно, как подготовку акций устрашения против ИРИ. В случае начала военных операций против Ирана курды смогут оказать определенную поддержку США, как это уже было во время вторжения коалиционных сил в Ирак.

Курды представляют составную часть так называемого умеренного блока, формирующегося с целью установления стабильности в стране. Кроме курдов, он включает сторонников аятоллы аль-Хакима, а также некоторые суннитские группировки. В середине декабря 2006 г. Дж. Буш провел телефонные консультации с авторитетным шиитским лидером Абдел Азизом аль-Хакимом, вице-президентом Тариком аль-Хашими, выдвиженцем суннитов, а также курдскими лидерами – президентом Ирака и главой Патриотического союза Курдистана (ПСК) Дж. Талабани и президентом КАР и лидером Демократической партии Курдистана (ДПК) М. Барзани. В круге обсуждаемых вопросов находились проблемы формирования демократического и федеративного Ирака, его безопасности, развития и управления, а также сотрудничества США с «умеренным блоком» в борьбе с терроризмом и тиранией, строительстве нового Ирака.

Пока администрация Белого дома готовится выйти из политического кризиса в Ираке за счет подготовки акций устрашения Ирана, ситуация в Иракском Курдистане остается стабильной. Региональное правительство Курдистана прилагает усилия для привлечения инвестиций в развитие курдской экономики. Оно анализирует опыт Дубаи и пытается заинтересовать Его Превосходительство шейха Хамдан бин Мухаммада Рашида аль-Мактума, заместителя руководителя этой страны, в создании совместных предприятий в Иракском Курдистане. Этот вопрос, в частности, обсуждался премьер-министром КАР Н. Барзани в Дубаи в начале февраля с.г.

Намереваясь, видимо, укрепить свои позиции в КАР, американцы заинтересованы в стабильности и экономическом развитии этого региона Ирака, закреплении уже достигнутых успехов в общественной и социальной сфере. В беседе с американским послом в Ираке З. Халилзаде, состоявшейся в начале февраля с.г., М. Барзани высказал свое удовлетворение сотрудничеством с США и подчеркнул необходимость совершенствования вооруженной борьбы против терроризма. Он также выразил готовность Курдистана сотрудничать с США в борьбе с терроризмом. В ответ американский посол заверил М. Барзани в том, что Соединенные Штаты будут продолжать оказывать Иракскому Курдистану всяческую помощь.

Между тем вопрос о Киркуке остается весьма актуальным — его решение должно быть найдено к концу текущего года. По мере приближения времени проведения референдума по Киркуку, намеченному, согласно Конституции, на декабрь с.г., эта проблема будет обостряться. Американские официальные представители в Ираке, региональные лидеры и местные жители опасаются того, что ситуация в богатом нефтью районе Киркука может развиться в третий фронт в гражданской войне в Ираке. Тем не менее М. Барзани не перестает заявлять, что Киркук – это часть Курдистана. Курды возьмут город законно или силой — подчеркивают курдские лидеры. Но с этим не согласны иракские туркоманы и киркукские арабы, Турция, угрожающая вторжением в Северный Ирак в случае присоединения Киркука к КАР, а также Иран. Однако в последнее время тон турецких заявлений немного смягчился. Так, возвращаясь из Туркмении на родину, турецкий премьер Эрдоган заявил, что Турция может пойти на сближение с Иракским Курдистаном, если это принесет мир и спокойствие региону.

Хотя Турция и Иракский Курдистан имеют опыт долговременного экономического сотрудничества и вооруженной борьбы против РПК, их взаимоотношения преисполнены непредсказуемостью. Других региональных партнеров у иракских курдов пока нет.

Тем временем в Анкаре прошла конференция, на которой обсуждался вопрос о судьбе Киркука. В ней принимали участие партии арабов-суннитов и туркоман, а также политическая партия, разделяющая радикализм шиитского религиозно-политического деятеля М. ас-Садра. Все они выступают против включения Киркука в состав Курдистана. Представители курдских политических партий не были приглашены. Несмотря на консолидацию оппозиции, некоторые зарубежные аналитики полагают, что у курдов есть реальный шанс победить на референдуме по Киркуку. Вместе с тем напряженность в этом районе сохраняется, о чем говорит тот факт, что за три первые недели нынешнего года в результате взрывов и убийств там погибли 23 человека и 102 были ранены. Этнополитическая напряженность в Киркуке усилилась после того, как арабам были предложены деньги за то, что они покинут этот стратегически важный город до референдума, который, как ожидается, узаконит его вхождение в состав КАР. Но предложенные Багдадом (специально созданной правительственной комиссией по нормализации ситуации в Киркуке) 7 тысяч фунтов стерлингов и выбор нового места жительства за пределами региона вызвали протесты некурдского населения города, которое провело демонстрации протеста и митинги. Радикальные шииты также выступили против подобного решения проблемы. Шейх Раад ал-Наджафи заявил, что последователи радикального шиитского лидера М. ас-Садра не покинут Киркук добровольно, а если курды попытаются их выдворить силой, то на это последует соответствующая реакция. В иракских дипломатических кругах стал прорабатываться вопрос об отсрочке референдума. Однако курды и последователи аятоллы аль-Хакима высказываются против этого. За отсрочку выступает также Дж. Буш, который считает целесообразным отодвинуть дату проведения референдума о статусе Киркука и не форсировать переговорный процесс о доходах от нефти, добываемой в КАР.

Очевидно, что, если Белый дом увеличит свой воинский контингент в Ираке еще на 21500 человек, как предлагает Дж. Буш, то ситуация в Ираке войдет в свою решающую фазу. Вряд ли эти силы смогут гарантировать стабильность властей Багдада. Соединенные Штаты, якобы желающие стабилизировать ситуацию в регионе, видимо, должны политическими методами обеспечить интеграцию иракского общества и безопасность КАР от угроз со стороны различных военно-политических сил и Турции.

Некоторые американские военные сомневаются в конструктивности «новой» американской стратегии за счет увеличения воинского контингента. Они озадачены тем, какие цели будут поставлены перед этими силами. Ведь война, по их мнению, парализовала политику США в Ираке, заблокировала какую-либо перспективу пересмотра стратегии в пользу поставленной ранее цели – продвижения демократии на Ближнем и Среднем Востоке.

Единственная цель этой стратегии — запугать Иран и тем самым до выборов нового президента сохранить политическое лицо республиканской администрации Белого дома. При этом последняя хранит молчание относительно признания Регионального правительства Курдистана (РПГ) и решения судьбы курдского народа. Касаясь вопроса об ответственности США за судьбу иракских курдов, Кубад Талабани (сын президента Ирака Дж. Талабани), представляющий РПГ в Вашингтоне, недавно заявил, что курды готовы и впредь укреплять свои отношения с Соединенными Штатами, потому что они не забывают о том, что американцы освободили их от диктаторского режима С. Хусейна. Как бы игнорируя опасность того, что Ирак, в том числе и КАР, может стать плацдармом в назревающей войне США против Ирана, он призвал американские и иные компании увеличить инвестиции в реконструкцию Курдистана.

Американцы выражают заинтересованность в сохранении стабильности в Иракском Курдистане, где, кстати, строится новый аэродром в Эрбиле. Они пользуются сговорчивостью курдов, рассчитывающих на то, что США станут гарантами их независимости и свободы. Но пока Соединенные Штаты отодвигают решение курдской проблемы на задний план, поскольку Иракский Курдистан может стать важным районом размещения дополнительного американского воинского контингента.

О.И. Жигалина

Институт Ближнего Востока вернуться на страницу назад

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Most Popular

To Top
Translate »