Армения

Каждый гражданин Армении должен найти свое собственное место в общем процессе реформирования системы

Каждый гражданин Армении должен найти свое собственное место в общем процессе реформирования системы13:22 | 09/ 04/ 2007 / Новости-Армения — На каком этапе находится сегодня Армения в вопросе реализации целей, задач и составляющих программы реформирования системы образования?

Л.Мкртчян – В системе образования нашей страны сегодня происходят серьезные изменения. Нынешний этап является одним из важных, поскольку к реализуемым в течение нескольких лет и продолжающимся реформам в общеобразовательной сфере присоединились программы комплексного развития средне-специального и вузовского образования.

В этом контексте очень важно увидеть и выстроить логику развития образования: чему и зачем должен обучаться человек в детском саду и далее – в школе, как и какое профессиональное образование он должен получить и, в конце концов, каким гражданином он станет завтра. Это является одной из первоочередных задач, стоящих перед нами сегодня, для решения которой мы должны, рассмотрев все недочеты и проблемные вопросы, сформировать видение и стратегию развития системы.

При этом очень важно, чтобы общественность сама осознала важность этих изменений и стала составляющей частью этого движения. Цель ясна и приемлема для каждого из нас, остается взять на себя ответственность за ее реализацию. Каждый должен увидеть для себя свою собственную роль и место в общем процессе. В противном случае реформы не смогут выйти за ведомственные рамки и возыметь реальные результаты.

Новости-Армения — Насколько готов школьный преподавательский состав к реализации нынешнего этапа перехода к 12-летнему образованию? Какое бюджетное или внебюджетное финансирование предусмотрено в 2007 году на осуществление этих задач?

Л.Мкртчян – Наряду с переходом к новой системе осуществляется процесс переподготовки учителей, разработка новых учебников в соответствии с новыми программами и критериями, а также обновление материально-технической базы школ и их зданий. В связи с переходом к 12-летней системе обучения летом прошлого года мы в первоочередном порядке осуществили переподготовку 2300 учителей младших классов, в том числе тех, кто сейчас работает с шестилетними первоклассниками. Тогда же была начата и сегодня поэтапно осуществляется переподготовка учителей средней школы, специализирующихся по различным предметам. Учителя знакомятся с новыми программами, критериями, новой системой оценки, а также получают методологическое содействие.

Согласно запланированному ранее графику, в школу поступят также новые учебники. К предоставленным в текущем учебном году младшим первым классам учебникам «Азбука», «Родной язык» и «Математика», в этом году добавятся их альтернативные варианты, а также новый учебник «Я и окружающий мир», конкурс на создание которого уже объявлен. Подход в целом таков, чтобы по каждому предмету во всех классах у нас в распоряжении имелось бы как минимум два варианта учебников. Тем самым мы хотим предоставить школам и учителям возможность выбора. Сегодня это очень важно, поскольку мы намерены направить учителей по пути организации учебного процесса в рамках различных методов и подходов. В этом аспекте мы обязаны обеспечить возможность выбора учебников, составленных на разных методологических основах, но содержащих одинаковый материал.

В конце прошлого учебного года в обиход вошли новые программы по математике, геометрии, армянскому языку и информатике для учащихся 1-12 классов. Таким образом, в соответствии с учебной программой ученики 5-ых, 6-ых и 7-ых классов начали обучаться по новым учебникам. Сейчас уже готовы критерии и программы по всем естествоведческим предметам – «Я и окружающий мир», «Арменоведение», «Физика», «Химия», «Биология», а также по истории, обществоведению и географии. До окончания текущего учебного года они будут распространены по всем школам. Уже начался конкурс на создание учебников, и в новом учебном году по этим предметам школам будет передано более десятка новых учебников.

Учебники для начальной школы издаются на средства госбюджета, а для средней школы – посредством Оборотного фонда учебников, который создается сейчас из сумм, полученных от сдачи в аренду действующих ныне учебников.

Что касается программ переподготовки учителей, они осуществляются в рамках программы Всемирного Банка «Качество и соответствие образования».

Новости-Армения – Каких результатов вы ожидаете от проведения летом 2007 года единого госэкзамена по предмету «Армянский язык и литература»? Если успех будет очевиден, возможен ли полный переход к этой системе, если да, то в какие сроки и какие конкретные шаги необходимо для этого предпринять?

Л.Мкртчян — Я имел множество поводов говорить о моих позитивных ожиданиях от новой экзаменационной системы, и если бы они не были для нас очевидны, мы бы не пошли на эти шаги. Данная система, в первую очередь, обеспечит объективность и справедливость на вступительных экзаменах в вузы, а также по возможности снизит количество случаев коррупции в ходе экзаменационного процесса. Это даст возможность каждому абитуриенту пройти один из важнейших этапов своей жизни на равных стартовых условиях. Механизм тестового экзамена, который мы намерены применить также и в нашей стране, уже давно оправдал себя в мире. И сегодня ничего не препятствует тому, чтобы с этого года мы постепенно перешли к этой системе и зафиксировали успех и у нас в республике.

Таким образом, мы можем и планируем ежегодно включать в систему ЕГЭ один -два предмета и в течение 4-5 лет окончательно сформировать новую экзаменационную систему. Она станет одной из составляющих новой общей системы оценки знаний.

Новости-Армения – Как протекает процесс перехода к кредитной системе в вузах страны? Как обстоит дело с реализацией других положений Болонской конвенции в Армении, и что конкретно может дать системе образования нашей страны присоединение к данной конвенции?

Л.Мкртчян – На сегодня в шести вузах страны реализован образовательный эксперимент по внедрению кредитной системы, результаты которого были подведены в декабре прошлого года в ходе межвузовской конференции. Ей предшествовали организованные в различных вузах семинары-обсуждения. Все разработанные в результате этого эксперимента, проведенного на основе исследования международного опыта, материалы в ближайшем будущем будут изданы в виде отдельной брошюры и розданы студентам вузов. Уже разработано пособие «Образцовый порядок организации учебного процесса в вузах по кредитной системе».

В направлении внедрения Болонского процесса в Армении действует сегодня республиканская комиссия, созданная с целью реализации его принципов. Помимо основной сферы деятельности, отдельные рабочие группы данной комиссии работают по четырем другим направлениям, а именно, внедрение трехуровневой системы образования, сертификация, обеспечение качества образования, а также реформирование финансового регулирования. В состав этих групп входят представители министерства и вузов. В ближайшем будущем рабочие группы должные представить концепции относительно путей решения задач в соответствующих областях.

Во всех вузах идет процесс создания соответствующих управлений, которые должны поспособствовать перемещению вектора реформирования в вузы, что имеет чрезвычайно важное значение. Необходимо осознание важности реализуемых реформ изнутри системы. Студенты и преподаватели сами должны почувствовать ответственность за реализацию всех положений Болонского процесса и понять, что система высшего образования в том состоянии, в котором сегодня находится, долго просуществовать не сможет. Реформирование нацелено, прежде всего, на внутреннее оздоровление вузовской системы и обеспечение качества образования.

Наряду с этим мы должны не допустить изоляции от процессов, происходящих на международном образовательном поле. В условиях изоляции какой бы то ни было сферы наша страна, как и любая другая, не может достичь успеха, а для связи с внешним миром, в данном случае, в сфере образования, мы должны обеспечить мобильность наших студентов. А это станет возможно, если в стране будет действовать сопоставимая международным критериям система, обеспечивающая качество образования. Именно создание подобной системы специализированного вузовского образования и подразумевает Болонский процесс.

Новости-Армения – Планируется ли в ближайшем будущем повышение студенческой стипендии в государственных вузах страны, и если да, то за счет каких средств?

Л.Мкртчян – Сегодня в процессе разработки находится проект правительственного решения, которое предусматривает заметное увеличение стипендии в соответствии с «Порядком предоставления студенческих пособий и стипендий в вузах». В случае утверждения правительством, новый порядок будет распространяться на студентов, поступивших в вуз в 2007-2008 учебном году. Согласно этому документу, стипендию будут получать те студенты, у которых будет зафиксирован значительный прогресс в учебе. Действующая ныне система предоставления каждому студенту стипендии в размере 5 тыс. драмов будет ликвидирована. Мы планируем, что стипендия будет установлена, как минимум, в размере минимальной зарплаты, предусмотренной в госбюджете на данный год, чтобы она для студента действительно имела бы ощутимое значение.

Помимо выдаваемых в рамках госбюджета стипендий, в вузах практикуется также предоставление пособий со стороны различных организаций тем студентам, у которых зафиксированы высокие учебные показатели.

Новости-Армения – Каково количество иностранных студентов, обучающихся в настоящее время в вузах Армении, есть ли тенденция роста их количества? Сколько граждан Армении учится в зарубежных вузах?

Л.Мкртчян – В наших вузах сегодня получают образование порядка 2300 иностранных граждан. Это число в течение последних нескольких лет остается практически неизменным. Большинство из них, около 1300, – граждане Ирана, 650 – Индии, 300 – Сирии. В стране учатся также студенты из Непала, Новой Зеландии, Ливана, США, Японии и других стран. Иностранные студенты, в основном учатся в Медицинском, Инженерном, Архитектурно-строительном университетах, а также в Консерватории им.Комитаса.

Посредством Министерства науки и образования из Армении за последние пять лет около 600 человек отправились на учебу в Россию, Китай и Грецию.

Новости-Армения – Какими Вы видите перспективы развития фундаментальной науки в Армении?

Л.Мкртчян – Для развития сферы науки в Армении сегодня уже очевидна необходимость в ее серьезном реформировании. Именно с этой целью в стране, начиная с осени прошлого года, действует межведомственная комиссия. В результате работы этой структуры у нас имеется проект концептуальных положений реформирования сферы науки, рассмотренный и одобренный правительством.

Подробное планирование сложной и разносторонней задачи реформирования науки, а также разработка и реализация мероприятий и использование механизмов требуют высококачественного управления этими процессами. Для реализации подобного управления необходим соответствующий подход ко всем особенностям сферы науки и вовлечение кадров, обладающих большими профессиональными возможностями управления. Кроме того, необходимо иметь единую государственную систему управления этой сферой, для формирования которой мы должны уточнить и конкретизировать операции на всех уровнях управления.

С другой стороны, чувствуется необходимость в значительном увеличении объемов финансирования науки, конкретизации форм и механизмов этого финансирования, а также повышения его эффективности.

Основной задачей дальнейшего развития сферы на сегодняшний день является эффективное и целевое воспроизводство научного потенциала. С этим сегодня в стране дело обстоит плохо. Много чего предстоит сделать, в том числе создать новые инфраструктуры сферы науки, модернизировать материально-техническую базу, создать эффективную систему независимой научной экспертизы, а также уточнить главные направления науки. На этом фоне можно выделить первоочередную задачу – коммерциализация научного результата и формирование национальной инновационной системы в целом.

Новости-Армения – Какие международные образовательные и научные программы реализуются на сегодняшний день в Армении и каковы дальнейшие перспективы в этой области?

Л.Мкртчян – Мы подписали соглашения о сотрудничестве, договора, практические программы и меморандумы о взаимопонимании с 30 странами мира. В рамках этих документов осуществляются различные программы. Сейчас в процессе реализации находится предоставляемая Китаем ежегодная стипендиальная программа, в рамках которой каждый год в эту страну на учебу отправляется 9 человек. Аналогичные программы осуществляются также с Болгарией, Румынией, Словакией, Египтом и Россией, вскоре будет объявлен конкурс по отбору студентов для поездки в эти страны на учебу.

У Армении наметились также грани сотрудничества с Германией, которые мы стараемся упрочить.

Новости-Армения – Какие связи налажены у Министерства науки и образования Армении с аналогичными структурами в других странах? Каковы планы на будущее в этой области?

Л.Мкртчян — Этой весной запланирован визит в Ереван делегации из Ирака во главе с министром образования этой страны. Мы, конечно, обсудим вопросы армяно-иракского сотрудничества в сфере образования. Делегация намерена провести встречи в вузах Армении.

В этом году намечается также визит министра образования Ирана, по итогам которого будет подписана практическая программа.

В ближайшем будущем делегация нашего министерства посетит Сирию. Там также будет подписана практическая программа, в рамках которой армянским студентам будет предоставлена возможность учебы в Сирии.

Аналогичные программы сегодня находятся в процессе рассмотрения и подготовки к подписанию с Польшей и Кипром. Подготавливаются также соглашения о сотрудничестве в сфере науки и образования с Венгрией, Словенией, Кувейтом и Бахрейном.

Новости-Армения – Сколько в Армении действует сегодня школ для нацменьшинств, а также школ с углубленным изучением языков нацменьшинств? Сколько учеников там учится и каких национальностей?

Л.Мкртчян – Проживающие сегодня в республике представители пяти нацменьшинств, которые представлены наиболее многочисленными общинами, в том числе, курды, езиды, ассирийцы и русские имеют возможность обучения родному языку в школах. Мы оказываем им содействие на государственном уровне. Недавно, к примеру, Национальный институт образования разработал и издал учебники ассирийского языка. У нас имеются в наличии также учебники езидского языка.

Для русских в стране действует 40 школ с обучением на русском языке, в которых учится около 10 тыс. школьников. Количество детей езидской национальности в школах Армении достигает 5 тыс. человек, курдов – около 430, ассирийцев – 450, греков – 66. Количество грузин не превышает десяти человек.

Новости-Армения – Какими средствами Минобразования Армении намерено решать проблемы армянских школ и преподавания арменоведческих предметов в армянских общинах за пределами республики, в частности, в Джавахке и странах бывшего СНГ?

Л.Мкртчян – Образовательные проблемы диаспоры постоянно находятся в центре нашего внимания. В рамках оказания содействия армянским центрам образования в различных странах в вузах Армении ежегодно организуется специальный целевой прием абитуриентов. Правительство ежегодно выделяет 70 учебных мест на бесплатных отделениях для тех студентов из диаспоры, которые намерены изучать арменоведческие специальности. Помимо этих 70 мест, проживающим за рубежом армянам предоставляется возможность на платных основах и льготных условиях получить образование в Армении по выбранным ими специальностям. Сегодня в наших государственных вузах и средне-специальных учебных заведениях учится более 3 тыс. армян диаспоры.

Соответствующий отдел Министерства науки и образования Армении поддерживает постоянную связь с армянскими общинами за рубежом, и мы стараемся оказывать всевозможное содействие в решении их образовательных вопросов и нужд. Ежегодно, на основе получаемых заявок, мы бесплатно предоставляем школам диаспоры учебники, вспомогательные и дидактические материалы. В настоящее время подобная поддержка оказывается ряду школ в Грузии, Абхазии, России, Украины, Туркменистана, Казахстана, США, ОАЭ, Голландии, Канады, Ирака, Эстонии, Бельгии, Болгарии, Сербии, Индии и других стран.

На этом работа по оказанию содействия школам диаспоры не заканчивается. В последние годы мы предпринимаем шаги по созданию специальных учебников, предназначенных для армянских общин. На основе достигнутой договоренности с конкретной общиной, формируется рабочая группа, в состав которой входят специалисты из Армении и диаспоры и которая несет ответственность за весь процесс создания учебника. Опыт подобной работы у нас есть уже с Россией и Ираном – мы сотрудничали с армянскими общинами Сочи и Тегерана. Совместно с Епархиальным образовательным советом Тегерана был составлен учебник «Родной язык», предназначенный для 1-8 классов армянских школ. Книга была создана при участии специалистов научно-образовательного центра «Спюрк». Опять-таки совместно с Епархиальным образовательным советом Тегерана начата программа по улучшению курсов арменоведения. В рамках этого сотрудничества Министерство науки и образования Армении взяло на себя обязательство по созданию 12 предметных программ и учебных материалов.

В 2003 году на средства госбюджета было составлено пособие по армянской истории на русском языке, а в 2004 году вышло в свет пособие «Арменоведение».

Напомню, что летом прошлого года в Цахкадзоре был проведен второй всеармянский образовательный форум. Посредством организации подобного рода мероприятий мы стараемся активизировать наши связи с образовательными центрами диаспоры, расширить рамки реализуемых ныне программ и повысить их эффективность.

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Most Popular

To Top
Translate »