История

Езид ибн Моави и езиды

Езид ибн Моави и езидыПечально и в то — же время постыдно, что некоторые последователи езидской религии все еще заняты вопросами выяснения нашего происхождения и тождественности. Эта критика, в частности, направлена на так называемых интеллигентов. Если данные личности относят себя к спасителям езидского общества и считают, что вносят неоценимый вклад в решение проблемы, то я считаю свою, хоть и несколько резкую критику в их адрес, оправданной. По-моему, эта задача не под силу данному кругу езидов, а как раз, наоборот: это — лжеинтеллигенты, которые создают благоприятную почву для бесполезных дискуссий в последние десять лет.

Эти дискуссии являются отражением того, что подвергают сомнению езидизм и его корни и по-новому дают определение значимости езидской регигии. Один только этот аспект отражает то, что насколько мы сами усложняем задачу познания прописных истин нашей религии. В этой связи, особенно негативное значение, имеет то, что мы руководствуемся теми силами, которые не являются экспертами в вопросах езидизма.

Хорошим примером моим вышеизложенным выводам, является вспыхнувшая дискуссия о связи и взаимосвязи езидской религии с зороастризмом, которая является чистейшей политической дискуссией и совершенно чужда религиозно — историческими фактами. Хотя многочисленные курдские не курдские религиоведы высказываются по этой теме и в своих выступлениях выносят на свет божий ожидаемую правду об этой религии, которая родом из Курдистана и Ирана – упомянем в этой связи международно-признанного религиоведа и востоковеда Dr.Jamal Nebez .И, тем не менее, мы слышим голоса, из своих же рядов, которые утверждают, что это одна и та же религия (езидизм и зороастризм). После публикации моего доклада на эту тему(4-е изд.журнала DК), многие езиды узнали о серьезном заблуждении по этой теме.

Dr. Pir Memo Othman –религиовед и представитель езидского духовенства дополняет эту тему тремя следующими замечаниями:
1) В то время как жизнь в езидской религии, понимается кругообразно, посредством реинкарнации, в зороастризме жизнь начинается с определенной точки и, соответственно, уходит горизонтально в бесконечность.

2) Животные в езидской вере занимают священное положение или имеют священное место. В качестве примеров приводятся змеи, скорпион и бык. Быка забивают и приносят в жертву Богу солнца (в езидской вере). В зороастризской вере быка не разрешается убивать. См. священную книгу зороастрийцев Avesta, Yassna 32,источник: Moulton, James H.; Early zoroastrianism the origins; the prophet, the Magi; Amsterdam; philo Press 1972

3) В то время как в зороастризме речь идет о дуалистической религии, езидизм — религия одного Бога. См. кн. Mithra und Ahiraman, с. 72, Prof. Dr. Philip Kreyenbroek

Цели доклада:

Своим докладом я не делаю особого одолжения. Но он имеет колоссальное значение и отличается от первой упомянутой дискуссии, где рассматривалась связь езидизма, зороастризма и курдологии. Для одних мой доклад разъяснит мнимую связь езидской религии и ее зарождение с халифом Езидом ибн Моґави. С другой стороны своим докладом я бы хотел показать миру, что в езидской религии никоим образом, речь не идет о какой-либо исламской секте, как ее одинаковым образом классифицируют исламские историки, арабы, турки, персы в своих трудах, большой частью финансируемых и поддерживаемых режимом соответствующих стран.

Утверждение этого круга, что езиды являются потомками халифа Езида ибн Моґави лишено всякого основания. У езидов есть как пророк, так и спаситель. Их религия – абсолютная религия ангелов. Они почитают ангела, которого называют Таґуси -Мелек. Этот ангел находится в центре внимания их веры. И никак не легендарный реформатор езидской религии Шех Ади (1060 г.п.р.Х.)

Он не считается пророком или спасителем, хотя его реформы до сегодняшнего дня являются неприкосновенной пирамидальной системой и соблюдаются точь-в-точь. Его почитают только как проводника и спасителя, от находящего находящейся в то время под угрозой упадка, езидской религии.

Кто был собственно Езид ибн Моґави?

Что связывает нас с ним, на самом деле? Многие ошибочно считают его основателем езидизма. Имеется ли вообще родственная связь? Из родословной следует, что Езид ибн Моґави приходится сыном Mu‘awiya Ibn Abi Sufyan и его жены Meyssoun Bint Bahdal El-Kalbi.Его отец Mu‘awiya Ibn Abi Sufyan Sakhir Ibn Harb Ibn Umajja Ibn Abed Schemis Ibn Abed Menaf принял ислам непосредственно после завоевания Мекки исламской армией, находящейся в подчинении пророка. Пророк поручил ему и членам его семьи множество государственных должностей и даже женился на его сестре Um Habiba.
В эпоху Абу Бакира, первого последователя пророка, наступило время, так называемой войны El-Ridda.
El-Ridda именовались те люди, которые приняли ислам, но через определенное время хотели бы его покинуть. Когда Omar Ibn Khattab был провозглашен преемником, он поручил Моґави господство над Bilad El-Sham (Великая Сирия) в 637 г. п.р.Х.

Династия Омаядов отличалась во многих отношениях от других исламских династий. Во время правления династии Омаядов арабско-исламское государство достигло исключительных успехов во всех областях. Можно говорить о расцвете арабизма.

Этому успеху благоприятствовала толерантность, проявленная правящей династией, к исламским народам, этническим и религиозным меньшинствам.

Дамаск, до исламского покорения находился под византийским господством. Новый владыка Моґави извлек много пользы из опыта византийских чиновников.

Бесчисленное множество арабских и неарабских востоковедов подтверждают мирное сосуществование всех народов и религии в этом государстве Омаядов. Народ Дамаска привык к совместной мирной жизни христиан и нехристиан.

Когда арабские завоеватели под исламским флагом захватили страну, они установили единственный имевший право на существование в то время режим – ислам.

Dr. Muhammad Abed El-Jabiri во втором издании своей книги El-Aqil El-Siyassi El-Arabi, вышедшей в Бейруте в 1992 г. на с.237 замечает следующее: «После захвата важнейших позиций в исламско – омаядском государстве, власть имущие отдавали предпочтение представителям других религий и неарабским меньшинствам в противовес арабским госслужащим.

Постоянно возникало соперничество между родом Омаядов в Дамаске и родственниками Ahil-El-Beyt, следовательно, между родственниками пророка ислама в лице Ali Ibn Abi Talib и его сыновей Хасана и Хусейна. И это имело негативные последствия для распространения ислама на север и восток Аравии, ослабляло власть арабов в целом регионе.

Это соперничество вспыхнуло в связи с жестоким и коварным убийством последователя пророка халифа Othman Ibn Affan, который состоял в родстве с семьей Омаядов.

Хотя Ahil-El-Beyt не имели никакого отношения к смерти халифа, для обеих сторон это послужило поводом, захватить власть путем легитимной правопреемственности. Так род Омаядов (с центром в Дамаске (Сирия)) заявил сначала свои претензии на преемственность, а потом и на власть во всем исламском мире.

Последователи пророка также не уступали в своих претензиях. Во власти царила неразбериха, и основным спорным вопросам оставался: Так кто же, собственно говоря, является, легитимным последователем пророка Мухаммеда?

Первой значительной жертвой в этой борьбе за лидерство стал последний последователь пророка, а именно Ali Ibn Abi Talib, зять и двоюродный брат пророка в одном лице.

Между тем, каждый из воинствующих семей пытался всеми возможными способами лишить противника власти и тем самым укрепить собственное государство.

Чтобы достичь этой цели, они искали союзника. Ими являлись соседние народы, часто этнические, соответственно, религиозные меньшинства.

Этими союзниками, были те люди, кто принял ислам в принудительном порядке, и потому испытывали ненависть к исламу или же представители этнических меньшинств, которые вели отчаянную борьбу против насильственной исламизации.

Также среди этническо-религиозных меньшинств, которые находились под господством династии Али, а позже династии Абассидов, царило недовольство.

На них оказывали давление посредством сборов и репрессий. Поэтому они попадали в руки династии Омаядов, так как там с ними лучше обращались. В той же книге арабского историка Dr. Muhammad Abed El-Jabiri на с.316 мы находим подтверждение вышеизложенного.

После убийства последнего пророка халифа Ali Ibn Abi Talib борьбу против Beni Umajja и его престолонаследника Езид ибн Моґави, возглавил его сын Хусейн. Мусульмане в Ираке, считают Хусейна законным последователем пророка. Он сын последнего халифа и внук пророка Мухаммеда. Народ в Ираке одобрил его претендование на власть и господство над всеми мусульманами.

Однако, как замечают многие исламско-арабские историки и эксперты- исламисты, на иракцев нельзя было положиться — они часто меняли фронта и тем самым подвели халифа Али.

Передача власти от Моґави к своему сыну Езиду, к которому многие испытывали только лишь ненависть, вызвало недовольство в арабском мире. Многие предпочитали, чтобы выбор преемника был осуществлен исламским советом, этот способ является привычным в исламской иерархии.

Езиду ибн Моґави инкриминировали, что для него увлечение спиртными напитками, музыкой и женщинами, было важнее ценностей ислама. Некоторые даже считали его изобретателем музыкального инструмента, названного курдами «тембур» — который до сих пор обозначается многими езидами «Saza Siltan Кzоd»

Езид ибн Моґави дает волю не только последователям книжной религии, но также курдским приверженцам древней езидской религии. Известно, что подавляющее большинство курдов принадлежало езидской религии, перед тем как их родину оккупировала исламская армия.

Насильственная исламизация набирала обороты. И тех, кто осмеливался противостоять исламу, беспощадно уничтожали. Езид ибн Моґави понял, что можно мобилизовать против своих врагов находящихся в бедственном положении нацменьшинства.

Он выступил против консервативного ислама и проявил большую терпимость в отношении нацменьшинств. Он предоставил всем живущим под господством династии Омаядов, религиозным меньшинствам полную и неограниченную свободу вероисповедания.

Это обстоятельство привело к необычной для тогдашнего исламского мира, гармонии между власть имущими в Дамаске и езидами-курдами, которые неожиданно стали союзниками династии Омаядов против соперников в лице последователей пророка. Каждая сторона по-своему пыталась найти себе союзников и сторонников.
Нелюбимый в исламском мире и имеющий дурную славу Езид ибн Моґави, не сникал взаимной симпатии и у арабских мусульман, и, прежде всего, проживающих в Ираке. Потому как многие считали его неспособным властвовать и его поведение, в общем, оценивали, как неисламское.

То ли его толерантность к езидским курдам или какие-то другие факторы сыграли решающую роль в том, что он встретил одобрение в лице езидских курдов, достоверно не известно никому. По крайней мере, некоторые курды утверждают, что его мать Meyssoun имела курдское происхождение. Вероятно, он даже владел курдским языком.

Иначе, как объяснить хвалебные песни в его честь, повествующие о его сверхъестественных способност Езиды полагают, что Езид ибн Моґави был воодушевлен духом Таґуси – Мелека, поэтому он спас их от насильственной исламизации.

Езиды считают, его спасителем езидской религии. В пользу этого говорят многие обстоятельства. В псалмах езидов Езиду ибн Моґави приписываются сверхъестественные способности.

Традиционная, и до сих пор передаваемая из уст в уста, курдская песня «Qadо Юero»,есть ничто иное, как описание сверхъестественной силы и способностей Езида ибн Моґави. Песня описывает борьбу сил — божественных способностей – словесную схватку между султаном Езидом ибн Моґави и тогдашним верховным судьей Дамаска. Слово «Qadi» или «Qazi» означает судья (кади), а слово «Schero» – арабско-курдского происхождения, «Scharia «- исламский закон.

В то время исламский мир был поделен на два лагеря. Религиозным меньшинствам тоже пришлось многое пережить. Чтобы выжить, им нужно было встать на чью-либо сторону и они, разумеется, попали в руки более терпимой по отношению к ним стороне.

Религиозный реформатор Шех Ади (1060 п. Р.Х.) высказывался положительно о Езиде ибн Моґави и считал его самым толерантным предводителем мусульман после эпохи пророка.

В истории много случаев выражения симпатии со стороны лидеров мусульман по отношению к этническим и религиозным меньшинствам.

Суфи Hussein El-Hallajj – Суфии были очень набожными людьми и вели аскетический образ жизни — еще раньше выступал защитником теории Таґуси – Мелека. Известно, что эта теория существует только у езидов. Упоминается, что этот Суфи был исламским ученым и за свое поведение и мнение расплатился жизнью. Он был приговорен к смертной казни и казнен.

Об этом симбиозе между лидерами мусульман и таким нацменьшинством, как езиды упоминается уже в относительно поздней истории. В середине 18 столетия легендарный курдско-мусульманский князь Zor Temir Pascha El-Milli собрал под своим флагом все курдские племена, а также и езидов. Одним из популярнейших воинов, езидского происхождения был Derwesch Avdi (Dewrкюк Evdо).

Следующий случай плодотворного взаимодействия представителей обеих религий, уходят корнями уже в 20-е годы. Род Heverkan (Hevкrkо), к которому принадлежали езиды, христиане и мусульмане, находился под предводительством князя Hajo – см. 5 изд. Dengк Кzоdiyan, 1996.

Все эти примеры наглядно демонстрируют, что у езидов были святые-заступники и покровители в борьбе против насильственной исламизации. В этой связи, также упоминается в святых писаниях езидов («Черная книга») имя вавилонско-ассирийского Nebukatnasser, как вождя, защитника, короля.

С окончанием эпохи последнего халифа Омаядов Merwan Muhammad Merwan в 750 году п. Р.Х., как говорится, вопрос о распаде династии Омаядов был решен окончательно и бесповоротно. Сан халифа был возложен в Багдаде на Abu Abbass.

После разрушения иерархии Омаядов возобновилась жестокая и интенсивная принудительная исламизация езидов-курдов. Такое положение вещей длилось до тех пор, пока курдско-мусульманский Шех Abdulkadir Geylani (современник езидского Шеха Ади) не основал в Ираке мусульманскую школу (El-Medressa) и не запретил преследование езидов. Он выразил надежду, что езиды примут мусульманство без принуждения и кровопролития. В любом случае, хотя бы, таким образом, на долгое время воцарился мир и покой. Это факт зафиксирован в псалме «Qewlк Юоxadо». Дружба между мусульманским Шехом Abdulkadir Geylani и езидским Шехом Ади подтвержден историческими фактами.

Очень жаль, что определенные круги в Турции и арабском мире пытаются вбить клин между представителями различных религий и конфессий, для того, чтобы лучше их контролировать. Например, утверждение о том, что езиды несут ответственность за гибель сыновей Али – Хасана и Хусейна.

Для ясности будет сказано: Тогдашний наместник Дамаска Mu‘awiya Ibn Abi Sufiyan (634 п.Р.Х.) пытался четвертого и последнего последователя пророка Ali Ibn Abi Talib,поставить в безвыходное положение, путем маленькой войны, чтобы, таким образом, прийти к власти.

В 660 г. п.Р.Х. халиф Ali (Kerrema Allahu Wejjhahu) был убит в божьем доме, при помощи Khewarijj , так называемого непосвященного. После него сан халифа перешел к его старшему сыну Хасану. Вскоре он отрекся от власти в пользу Моґави. Его младший брат призвал к сопротивлению, всвязи с самопровозглашением Моґави халифом мусульман. Он пытался мобилизовать мусульман, чтобы поставить Моґави на колени.

В 681 г. п.Р.Х. Хусейн и вся его семья были зверски убиты. Он был обезглавлен и его голову привезли в Дамаск, в качестве дара Езиду ибн Моґави.

Резня в отношении Хусейна и его семьи, непосредственно привела к распаду династии Омаядов. Этот «черный день «, т.е. день убийства членов семьи пророка, стал днем памяти. В г. Кербела (сегодняшний Ирак), где была убита семья, шииты устраивают траурную демонстрацию в знак скорби. Этот день носит название — Aschura.

Эти политически мотивированные убийства и многие другие ужасные преступления, определенными заинтересованными кругами, необоснованно, приписывают езидам.

Это искажение истории, привело к тому, что езидов на протяжении столетий презирали и преследовали. Этому необходимо положить конец и помочь в этом может честное и справедливое знакомство с исторической правдой.

Заключение:

В заключительной части своего доклада, я бы хотел уяснить вопрос о том, что езиды, никоим образом, не могут быть последователем халифа Омаядов Езида ибн Моґави.

Как они могут быть мусульманами, если читают совершенно другие молитвы?
Как они могут быть мусульманами, если в совершенно другие дни соблюдают пост?
Как они могут вести свое происхождение от потомков, соперничающих между собой Омаядов из Дамаска и Абассидов из Багдада, если прославляют четыре стихии: огонь, воздух, вода и земля?
Как они могут быть приверженцами Езида ибн Моґави, если они совершено иначе хоронят своих умерших, чем мусульмане?
Как они могут быть мусульманами, если совершают паломничество в Лалеш, на свою святыню?
Как они могут быть мусульманами, если никогда не принимают посторонних или представителей других религий в свою религиозную общину?
Как они могут быть мусульманами, если верят в существование ангела по имени Таґуси – Мелек?
Как они могут быть мусульманами, если не верят в существование ада или злой силы?
Я полагаю, что здесь нет, и не может быть никаких убедительных ответов, говорящих в пользу мусульманства.

И еще хотелось бы добавить, что если бы езиды, были последователями одной из исламских конфессий, так зачем же они всеми возможными средствами боролись бы против исламизации?
Зачем же они отчаянно боролись с тем, чтобы их женщин не принуждали вступать в брак с мусульманами?

В настоящее время, езиды – это представители древнейшей, уходящей корнями в старину, доисламской религии, чьи обычаи и традиции коренным образом, отличаются от мусульманских.

Я надеюсь, что своим докладом, натолкнул мир, а в особенности исламский, на мысль, что езидизм необходимо воспринимать, как самобытную, независимую, немусульманскую религию.

Настало время, рассеять фундаментальные заблуждения, царящие среди езидов, прежде всего среди тех, кто далек от истории, и установить свою достоверную и четкую идентичность в многокультурном мире.

Отрывок из доклада Chaukeddin Issa

Перевод с нем.яз. Яны Фалько
Специально для Dostani.com

Эту статью Вы можете обсудить на форуме Эзди.инфо.

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Most Popular

To Top
Translate »