О нас

Проверка боеготовности или полномасштабное вторжение? Вторжение.

Kurdistan.ru | Вадим Макаренко, Независмый военный аналитик Турецкие войска вторглись в Иракский Курдистан в ночь на пятницу. Что подвигло турецких военных начать боевые действия в ночь на выходной? Пятница – выходной в мусульманских странах – в Турции, и в Ираке. А дальше выходные в западных станах, а к понедельнику стало бы ясно, какие давать пояснения: либо это антитеррористическая операцияя, либо бросок якобы на помощь братьям-туркменам в Киркуке, которым якобы угрожают курды.

У Турции есть опыт подобных операций: так турецкая армия оккупировала часть Кипра, независимого государства, в котором был турецкий этнический анклав. Уже 35 лет, как турки удерживают северную часть Кипра, и на них нет управы у мирового сообщества. Оно и понятно: Турция – не Сербия, турки – не сербы и, тем более, не курды.

Если речь снова идет о пресловутой Курдской рабочей партии, то охотиться за боевиками ночью можно, только если вы окружили дом или ограниченный район, где они остановились на ночлег. Какие цели может преследовать ночное вторжение 10 тысяч пехоты при поддержке авиации и танков под выходной день, по крайней мере, русским объяснять не надо. «Ровно в четыре часа Киев бомбили, нам объявили, что началася война…», — слова этой народной песни знает (неизвестно откуда) каждый ребенок в России… Якобы антитеррористическая операция началась без предупреждения правительства Ирака, о чем заявил министр иностранных дел Хошияр Зибари. Турецким военным не нужно согласовывать свои действия с политиками в Анкаре, в октябре 2007 года они уже получили карт-бланш на масштабное вторжение в Ирак. Чтобы после не говорили турецкие пресс-атташе, 21 февраля это начиналось как вторжение…

Другое дело, что турки немного перемудрили, помешало обучение в западных академиях. Все сделали по уму: за несколько дней до вторжения заслали на территорию Иракского Курдистана группы турецкого спецназа, чтобы взять под контроль важные точки, а не для того, чтобы провести точечные операции на севере Ирака. И другие признаки готовящейся крупной операции вторжения насторожили руководство Курдистана.

Застать курдов врасплох не удалось. Войска были приведены в боевую готовность, турецкие базы на территории самого Курдистана были заблокированы. Пешмерга оказали сопротивление. Оборону региона возглавил президент Курдистана, верховный главнокомандующий оборонительными силами республики Масуд Барзани. Воевать несмотря не на что, ни потери, ни дезинформация, ни подкуп: турки мастаки на обещания, которые они не собираются выполнять, — ничто не должно закрыть понимание главного: отстоять самостоятельность, независимо автономия это или самостоятельное государство, курды могут только оружием. Это единственный способ отстоять свои права, свою независимость и террриториальную целостность самого Курдистана, который еще не восстановлен в исторических границах, и именно на срыв этого процесса направлено вторжение турецких войск, да и вся политику Турции.

Права есть только у сильного и готового умереть за народ, то есть у таких бойцов как пешмерга. И это прекрасно знает пешмерга номер один Масуд Барзани, который испытал горечь и поражений, и побед, и знает, что пощады ждать от противника нельзя. С турками ни о чем договориться нельзя, это люди, исповедующие даже не двойные стандарты, а один единственный стандарт – права есть только у турков, а курдов нет вообще, есть либо террористы, либо их пособники. Никакая политика умиротворения Анкары не принесет результатов, Это должны понять и в Вашингтоне, и в Москве, и в европейских столицах.

«Турецкие вооруженные силы, которые признают терроториальную целостность Ирака и его стабильность возвратятся как только будут достигнуты поставленные цели», — заявили с началом вторжения турецкие военные. Каждое слово в этом заявлении имеет двойной смысл. Расшифруем: «турецкие вооруженные силы… признают терроториальную целостность Ирака» — не допустят каких-либо изменений в Ираке, например, в случае выхода оттуда войск США не допустят распада страны на части, а если это будет невозможно, ведь есть Иран, то наложат лапу на бывший вилайет Мосул, то есть на Курдистан; «признают… его стабильность» — не допустят любых изменений внутри Ирака, например, восстановления Киркука в составе Курдистана; «возвратятся как только будут достигнуты поставленные цели» — уже 35 лет турецкие войска на Кипре достигают поставленные цели, то есть это означает, что войска не будут выведены из Севернорго Ирака никогда. Это двусмысленные заявления, которые турецкие военные понимают одним образом и должны не щадить свои жизни, чтобы выполнить приказы своего командования, а мировому сообществу предлагают понимать в другом смысле. Ключевое слово в них «Ирак», не будет Ирака – у Турции не будет и международных обязательств, которые, как мы видим на примере Косово, понимаются всеми крайне своеобразно.

Опасность состоит в том, что вторжение может быть санкционировано со стороны США, которые в лице заместителя пресс-секретаря Госдепа Тома Кейси попытались убедить Хошияра Зибари, что это ограниченная по маштабу операция. К сожалению, это слова. Это крупнейшее вторжение турецких войск в Ирак со времени свержения режима Саддама Хусейна в 2003 году. К сожалению, по сути дезинформацией занялся и пресс-секретарь американских войск в Ираке адмирал Грегори Смит, который повторил те же утверждения, что прозвучали от Госдепа. Это не красит настоящих военных, которые не сдают своих партнеров по оружию. А американские военные имеют влияние, если они не захотят допустить турецкой операции, она будет свернута.

К сожелению, есть и другие негативные признаки. Настораживает то, что в течение всей пятницы тема турецкого вторжения в Ирак так и не стала предметом обсуждения или хотя бы развернутой информации на российских телевизионных СМИ. Возможно, что эти действия столь уж неожиданны для Российского МИДа, который недавно имел встречи с турецким министром иностранных дел.
События вокруг Косово и уличные беспорядки в Сербии – хороший фон, чтобы турки попытались обделать свои грязные дела в Северном Ираке. Сейчас проблемы и в Совбзе ООН, который находится в шоке после провала в урегулировании косовского самоопределения. Удачное время, чтобы попытаться половить рыбку в мутной воде.

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Most Popular

To Top
Translate »