Карам Анкоси

КУРДСКО-ЕЗИДСКАЯ МОЛОДЁЖЬ И ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ЕЗИДСКОЙ РЕЛИГИИ

КУРДСКО-ЕЗИДСКАЯ МОЛОДЁЖЬ И ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ЕЗИДСКОЙ РЕЛИГИИКурды-приверженцы Езидской религии-являются одним из значительным этническим  религиозным меньшинством многонациональной Грузии.У курдов интереснейшая многовековая история проживания на территории Грузии. Основная часть курдов-езидов переселилась в Грузию в начале 20-го века и представляет собой её интересный неотьемлемый колорит.

За прошедшие годы,  при поддержке грузинского народа,курды достигли высокого уровня в культурно-образовательной сфере. Здесь выросли представители курдской интеллигенции, учёные, писатели, поэты, врачи и люди других профессий, являющиеся гордостью курдского народа. Особенно хочется выделить деятельность национално-культурных очагов в сфере культуры, традиций, возрождения и развития родного языка. Сегодня, эти добрые традиции, к счастью, продолжает «Кавказский Дом», двери которого всегда открыты для Курдской Диаспоры. В то время, когда Грузинское государство совершенно без внимания оставило курдское население Грузии, «Кавказский Дом»оказался единственным местом, где абсолютно бескорыстно протянули руку помощи курдам. В последние годы тут были отмечены праздники езидской религии,проводились презентации новых литературных произведений,литературные и фольклорные вечера,прессконференции и т.д. В «Кавказском Доме»с безвозмездной помощью руководства,проводятся уроки по изучению курдского языка,что так необходимо для сохранения курдского национального самосознания.

У грузинских курдов,как и у других проживающих в постсоветском пространстве представителей этого народа,появились большие проблемы,связанные с сохранением своей традиционной религии.Курды-езиды такое положение переносят довольно-таки болезненно,в особенности молодёжь,желающая побольше знать о своей национальной,традиционной религии-Езидизме.Езидская религия входит в число древнейших религий мира,окончательно сформировавшаяся в раннем средневековье духовной иерархией,духовными кастами,институтами и культами,тем самым дойдя до наших дней.

Когда в начале прошлого столетия в Османской Империи со стороны мусульманского мира,появилась угроза существования езидской религии и начались гонения езидов,предки проживающих в Грузии курдов,вынужденно покинули родные земли (Турецкий Ван,Карс,Байазид)и укрылись в соседнем христианском государстве-Грузии.С тех пор курды-езиды проживают в Грузии без притеснений и гонений.

Езидскую религию не характеризует прозелитизм (перевод представителей других религий в свою),а также не объединяет другие нации и религии в свои ряды. Но езидизм характеризуется такими теологическими общественными особенностями, которые для многих непонятны и непреемлемы. Существующий целый ряд запретов в религиозной и общественной жизни езидов, не усвоила и не восприняла курдская молодёжь, воспитывающаяся в иной среде,далёкой от езидизма.Это привело к тому, что не малая часть езидов попала под влияние разных церквей и религиозных сект, отстранившись от традиционной национальной религии. В езидской общине появились разногласия, напряжение,приводящие к строгим, не добрым  отношениям, приводящие к раздроблению населения на части, а это непреемлемо для молодёжи, которая пытается установить и устранить существующие причины. Данное положение они связывают с пассивностью езидского Духовенства, а также с их религиозной необразованностью. Создавшаяся нездоровая ситуация в езидском обществе, мешает правильному воспитанию и развитию езидской молодёжи, что связанно с защитой прав человека.

Вопрос сохранения езидской религии плотно связан со знанием родного языка,что на сегодняшний день, также является проблемой курдской молодёжи. Несмотря на желание многих молодых курдов в совершенстве владеть родным языком, сегодня этой вохможности у них нет.

Проповедь по езидским религиозным молитвенникам проводится исключительно на родном языке и его незнание одна из главных проблем на пути к спасению езидской религии. Именно на эту тему-«Молодёжь и проблема сохранения езидской религии»-прошла первая встреча молодых курдов в «Кавказском Доме», где присутствовали представители курдской интеллигенции, руководители курдских общественных организаций, представители негосударственных организаций, а также курдская молодёжь. Заместитель директора «Кавказского дома» М.Берошвили в своём выступлении подчеркнул о плодородных отношениях и дружбе «кавказского Дома» и курдской общины.

Доклад о проживающих в Грузии курдов, их истории, культуре,дружбе с грузинами представил на курдском языке востоковед и поэт Карам Анкоси.

Руководитель организации «Союз молодых езидов»,специалист английского языка Иллона Кочои,рассказала о деятельности своей организации.На этой встрече надо подчеркнуть активность членов «Союза курдской молодёжи» Ирины Мирзоевой,Тимура Шамояна,Байи Ахмедовой,Дианы Шамоевой,Тенгиза Каканова,Елены Бадоевой и др.В диалоге участвовали:курдский учёный,профессор,проректор Института Азии и Африки Карам Амоев,педагог Лили Сафарова,исполняющий должность директора негосударственной организации «Многонациональная Грузия» Агит Мирзоев и др.

По вопросу поиска рабочего офиса «Союза молодых езидов» было принято решение,обратится за помощью к Президенту Грузии,к мэру города,в Департамент по делам молодёжи.

Перевод с грузинского из журнала «Наше село» специально для Эздихана.ру 2009г.  2.

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Most Popular

To Top
Translate »