Курдистан

Курдские союзники, борющиеся с ИГИЛ в северном Ираке, которым мешает конкуренция между собой

Синджар, Ирак: курдские силы в последние несколько недель вернули обратно стратегические части иракского города Синджара, население которого езиды были вытеснены прошлом году. Однако, стрельба боевиков из укрытия делает захват над городом шатким и угрожает более широкой борьбе с ИГИЛ.

Выходя на стратегический северный город Ирака Синджар, борцы пешмерга, представляющие действующую власть иракского Курдистана, не видят в ополченцах, привлеченных из соседних Сирии и Турции, реальных союзников. В свою очередь пехотинцы этих ополченцев жалуются, что хорошо вооруженные тяжелой техникой пешмерга сделали слишком мало во время борьбы с борцами ИГИЛ, скрывавшимися в пределах легкого радиуса поражения пули снайпера.

Непосредственной задачей является Синджар — город, который когда-то был родиной для многих езидов — религиозных меньшинств Ирака. Десятки тысяч их сбежали к соседним горам, создав гуманитарное бедствие, когда бойцы ИГИЛ захватили город в августе и развязали волну террора, включающего убийства, смена религий и принудительные браки.

Но также есть беспокойство: курды, с их различными силами, обеспечили наиболее эффективное сопротивление против джихадистов на сегодняшний день и взяли большие участки в Ираке и Сирии — так внешний мир имеет долю в их способности продолжить эту борьбу.

С декабря пешмерга и их курдские товарищи по оружию возвратили горы в этой области, а также благодаря увеличенным поставкам оружия и авиа налетам самолетов военной коалиции. Но началась борьба вокруг самого Синджара, воспламенив внутрикурдские напряженные отношения так же, как их борьба набирает обороты.

Сегодняшние подразделения отражают десятилетия конфликта между повстанцами сторонников Курдской демократической партии (KDP), возглавляемой иракским курдским президентом Масудом Барзани, и Курдской рабочей партией (PKK) Абдуллы Оджалан в Турции. Эти две группы были противниками в гражданской войне 1990 года, которая закончилась соглашением, которое позволило борцам PKK остаться в сфере влияния иракской KDP. Государственный Департамент США расценивает PKK как террористическую организацию из-за ее истории насилия в Турции.

Командующий сил пешмерга вокруг Синджара, генерала Салями Варти, описал PKK и других ополченцев как свободных, не желающих придерживаться согласованного стратегического плана. Он сказал, что они ворвались в Синджар слишком быстро на прошлой неделе, когда курдское региональное правительство заявило, что его силы вырвали почти треть города от сил ИГИЛ. То хвастовство оказалось недолгим, поскольку войска пешмерга отступили в горы, и другие курдские солдаты укрылись в городских окраинах.

«Мы планировали взять прилегающие района, а затем взять город», сказал Варти Ассошиэйтед Пресс. «Но они (союзные вооруженные формирования) решили блеснуть и взять часть города, а теперь мы платим за это многочисленными жертвами. В военном отношении это было плохое движение.» Варти заявил, что решение союзных бойцов — сохранить позиции в городе, сделало более трудным отличить друга от противника для самолетов коалиции.

Но путешествие по самому Синджару показывает другой взгляд на борьбу. Этот город древних, узких улочек со скромными каменными домами, многие из которых повреждены или разрушены из-за нескольких недель партизанской борьбы, теперь конкурируют с крошечными бараками борцов ИГИЛ в центре и союзников пешмерга на окраинах. Фракции включают находящуюся в Турции Курдскую рабочую партию (PKK), находящиеся в Сирии Народные Единицы Защиты, более известные как (YPG) и езиды, объявляющий себя как Сопротивление Синджара. Ополченцы говорят, что они часто вооружаются, взяв оружие у убитых врагов.

Один РКК боец, 35-летний Шэхо Шэх пригласил посетителя заглянуть через узкие отверстия в стенке мешков с песком в передовом наблюдательном пункте. За грудой бетона и щебня Шэх назвал линию фронта для ИГИЛ бойцов. Он сказал, что силы РКК заняли ту позицию еще на прошлой неделе, когда это груда была еще зданием. «Террорист-смертник разрушил дом и убил одного из нас», сказал он.

РКК и другие силы против ИГИЛ в этой части Старого Синджара транспортируют солдат между штабом в тылу и пограничными постами используя домашний Nissan Patrol, который самостоятельно бронирован дополнительной металлической обшивкой против грязи, впитанных дождем, дорог города. Борцы говорят здесь, что они устали ждать пешмерга для их укрепления и обвиняют их в нарушении обещаний. «Пешмерга сказали: Мы приедем 5 (января), затем еще 10 и 20, и мы освободим Синджар. Но этого не происходит», сказал Марван Шигали, местный уроженец и боец Сопротивления Синджара. «Если вы пойдете к лини фронта, то увидите только наших сражающихся товарищей».

На холме с видом на город, который занят пешмерга, некоторые из них выражают замешательство в том, кто их союзники. «Мы не можем определить их. Мы просто называем их всех PKK», сказал 26 летний солдат пешмерга Шало Хасан Абдулла. «Они все выглядят одинаково. Я не знаю, кто есть кто». Из положения Абдуллы за стеной мешков с песком, бойцы иногда стреляли в подозреваемые позиции ИГИЛ в городе. В отличие от примитивного оружия, используемого бойцами с других курдских фракций, линия фронта пешмерга оснащена станковыми пулеметами и минометами. Ночь, перед тем как намечены интенсивные боевые действия, увенчается авиаударами. Пока говорил Абдулла, другой боец пешмерга позади него запустил ракету, которая прошла поверху и направилась в город. Мужчины захватили свои бинокли, чтобы увидеть удар, но ошиблись в расчетах. «Потяните его назад немного, или вы поразите Мосул», пошутил один боец, ссылаясь на исламское государство, часть которого находилась 125 километров (75 миль) к востоку. Залп второй ракеты произвел столбы дыма, поднимающегося от центра города.

Курды, из Ирака, Турции, Сирии и Ирана, предпримут все меры к формированию независимого Курдистана против желания всех четырех существующих государств. Полуавтономный курдский регион на севере Ирака приблизил курдов к достижению своей цели. Но PKK и YPG с подозрением относятся к намерениям Барзани, в связи с тем, что за последние годы силами пешмерга были созданы защитные траншеи вдоль всех иракской границы с Сирией и Турцией. Союзные бойцы выражают намерение не позволить пешмерга осуществлять единоличный контроль, как только ИГИЛ будут вытеснены из Синджара. «Мы не будем принимать ни одну группу, поднимающую свой флаг в Синджаре. Это для всех курдов», сказал боец РКК Фархад Али, парикмахер из северо-восточной Сирии, который присоединился к борьбе против ИГИЛ в августе.

Но на вершине холма, Абдулла описал других бойцов, как не имеющих представления.

«Они здесь новички», сказал он.

Daily Star

Перевод с английского специально для Эздихана.ру

 

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Most Popular

To Top
Translate »