Курдистан

Иракские езиды, возмущенные зверствами, выходят на тропу мести

Недалеко от Зумара, Ирак: Некоторые члены Иракского езидского меньшинства, желая отомстить своим соседям арабам-суннитам, которые, по их мнению, участвовали в зверствах, причиненных «Исламским государством» общине езидов, организовывают расправу с ними.

Езиды, возвращающиеся к себе домой на север в район Синджар, находят одно место массового захоронения за другим -следствие правления ИГИЛ с августа прошлого года, пока их войска не были отброшены из этих мест в конце года.

В настоящее время некоторые езиды готовят ответный удар. Более десятка суннитских арабских жителей рассказали агентству Рейтер, что две недели тому назад вооруженные группы езидов совершили налеты на четыре суннитские деревни в районе Синджар, убив, по меньшей мере, 21 человека. Еще 17 пропали без вести.

«Это был акт мести езидов», — утверждает 41-летний Дхафер Али Хусейн, житель одной из пострадавших деревень Сибайя. — «Их цель — изгнать арабов из этих мест, чтобы только езиды остались здесь. Они хотят изменить карту».

Езиды, древняя религия которых включает в себя элементы зороастризма, христианства и ислама, жестоко пострадали от боевиков «Исламского государства» в прошлом году. Сотни людей были убиты и тысячи захвачены в плен, порабощены и изнасилованы суннитскими боевиками, которые считают, что езиды поклоняются дьяволу.

Кто смог бежать в летнюю жару, спасся. За этими событиями последовала серия авиаударов авиации США по джихадистской группировке в Ираке и Сирии.

Личности нападавших неизвестны. Несколько вооруженных группировок езидов, воюющих с ИГИЛ в Синджаре, обвиняют друг друга.

Все эти события обнажили тот факт, что вторжение ИГИЛ посеяло разногласия между общинами, которые мирно жили в соседстве друг с другом в течение многих десятилетий, настраивая их друг против друга и превращая бывших друзей во врагов. Риск подобного насилия не исключается, когда и другие этнические группы, вытесненные «Исламским государством», такие как шиитские туркмены, шабаки и христиане, смогут вернуться домой.

На прошлой неделе останки более 40 езидов были обнаружены в двух залитых кровью ямах на северо-западе Ирака.

Жители Сибайя, нашедшие приют в другой деревне в 45 км от своей, говорят, что они помогли езидам бежать в августе и припрятали их вещи, чтобы сохранить их, хотя джихадисты наказывали за это.

Но езиды из соседнего поселения Гохбал говорят, что арабы из окрестных деревень примкнули к ИГИЛ, грабили имущество и принимали активное участие в том, что они называют покушением на геноцид.

Суннитские жители признают тот факт, что несколько мужчин из Сибайя присоединились к боевикам, но утверждают, что некоторые из них погибли, остальные бежали в Сирию, когда в декабре курдские войска пешмерга выбили ИГИЛ из района.

Восстановив контроль над территорией, пешмерга изъяли у местных арабских жителей оружие, несмотря на то, что в их адрес уже поступали угрозы от езидов. К чему это привело? К нападению на Сибайя и Чири 25 января.

На следующий день вооруженные езиды разграбили и подожгли близлежащие арабские деревни Хазуга и Сайер, население которых уже успело бежать. Тогда, чтобы предотвратить нападения на две другие деревни, вмешались силы пешмерга.

Большинство из 1000 жителей деревни Сибайя спали, когда выстрелы оповестили о появлении вооруженной группы людей с курдским флагом. Сначала они подумали, что пешмерга или силы безопасности Курдистана «Асайиш» (обе эти структуры укомплектовывают свои ряды местными езидами) проводят плановую проверку.

Два езида, один из них в военной форме, пришли в дом 31-летнего Навафа Ахмада и потребовали ключи от его автомобиля и удостоверение личности.

«Чье это?» — спросил тот, который в форме, указывая на генератор электроэнергии. Ахмад объяснил, что его друг, езид, дал ему эту вещь. «Вы все пособники «Исламского государства», — сказал другой, загружая генератор в автомобиль Ахмада, и они уехали на нем.

Десятки гражданских машин начали прибывать со стороны Гохбала. Мужчины, которые приезжали в них и в которых арабские жители узнавали местных езидов, забирали их бытовую технику, транспортные средства и скот.

Женщины рассказывают, что нападавшие, одетые в военную и гражданскую одежду, снимали их кольца с пальцев и обыскивали их карманы в поисках ценных вещей. Многие люди бежали, некоторые прячутся в близлежащей долине. Тот, кто остался, видел, как налетчики разлили по деревне бензин и подожгли. В домах сгорело несколько пожилых людей.

Хедер Ахмед, умственно неполноценный 35-летний пастух, пас свое стадо на окраине Сибайя, когда к нему подъехал автомобиль. Его старший брат Идрис был в это время на некотором расстоянии, но он видел, как из автомобиля вышел мужчина и выстрелил в Хедера, потом направился к его овцам.

Позже Идрис отвез Хедера в больницу в курдском городе Дохук, где он провел всю прошлую неделю.

В той же палате было шестеро других жителей деревни, получивших ранения в результате нападения, в том числе 11-летний Раддад, в которого стреляли дважды. «Это было похоже на Судный день», — говорит отец Раддада.

Когда Сибайя сгорела, боевики двинулись на Чири, расположенную в 2 км к югу. 60-летний Абдулла Мухаммад уже видел дым из соседнего села. Один из боевиков ткнул ему в грудь стволом и приказал выйти наружу. По словам Мухаммада, ему удалось спастись, потому что один из нападавших знал его лично и позволил ему уйти. Джомаа Марий повезло меньше. Его застрелили на глазах у жены. 

Когда боевики ушли, жители обеих деревень вернулись под охраной пешмерга, чтобы забрать мертвых. Из 10 трупов, найденных в Сибайя, три принадлежали старым женщинам. Четыре тела были сожжены. Одно, привязанное к стулу, принадлежало старейшине общины. Одиннадцать трупов были найдены в Чири.

Жители, с которыми разговаривали репортеры Рейтер, обвиняли в участии в нападениях известного езидского боевика Касема Шешо. Шешо, который близок к главной Демократической партии Курдистана (ДПК), подтвердил, что он был в Сибайя и Чири в тот день, но участие своих людей отрицал.

«Наши традиции не позволяют такое поведение», — сказал он Рейтер по телефону и обвинил «экстремистов», имея в виду соперничающую Курдскую рабочую партию (КРП) и ее сирийский филиал, которые воюют в Синджаре и сформировали там езидское ополчение.

Езиды, гражданские лица, взяли в руки оружие во время многомесячной осады горы Синджар боевиками ИГИЛ в прошлом году. Курдские силы пешмерга и «Асайиш» тоже присутствуют в этом районе.

Арабы и езиды согласны, что Синджар никогда не будет таким, каким он был до прихода ИГИЛ, когда они были друзьями и вместе занимались сельскохозяйственным трудом. Многие езиды больше не верят, что пешмерга защитит их, в то время как арабы, изгнанные из своих деревень, заявили, что вернутся, только если курдские силы физически отделят их.

«Мы уже не сможем жить по соседству друг с другом», — говорит 60-летний езид из деревни Гохбал, сидя в палатке в лагере в Курдистане. — «Арабам нельзя доверять, это наши враги». Он считает, что арабские деревни заслуживают того, чтобы напасть на них: «Они уничтожили наши дома, поэтому мы хотим, чтобы их дома тоже были уничтожены».

После нападения на Чири и Сибайя два езида были убиты в Синджаре. Некоторые считают, что это была расправа со стороны арабов. Другие утверждают, что это внутренняя вражда езидов. «На каждое действие есть ответное действие», — сказал араб из Синджара. — «Это еще не конец».

Daily Star

Перевод с английского специально для Эздихана.ру

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Most Popular

To Top
Translate »