Геноцид

Миссия — сохранить веру езидов и оказывать им поддержку для самоотверженного служения Богу

В течение последних 700 лет мусульмане и другие, враждебно настроенные к езидам, народы убили приблизительно 23 миллиона человек. Численность населения этого народа продолжает сокращаться. Всего двести лет назад она составляла два миллиона, а сейчас меньше одного миллиона по всему миру. В настоящее время среди мусульман имеется своего рода «поощрение» за жестокую расправу с езидами. Им внушают, что после убийства езида их ждет награда с небес: после перехода в другой мир каждого из них ожидают 72 девственницы. Если такое «поощрение» не прекратится и не остановит эти бессмысленные убийства, то народ езидов может исчезнуть навсегда. В таком случае, мир потеряет не только самых миролюбивых и беспристрастных людей, но также незаменимую связь с прошлым. В настоящее время они являются представителями самой древней религии на Земле (езидизма).

Геноцид 3 августа 2014 года

Виан Дакхил, езидский член иракского парламента, не сдержала слезы, выступая с эмоциональной речью, в которой умоляла иракское правительство вмешаться в борьбу против геноцида езидского народа.

Апрель 2007 года

В апреле 2007 года в результате массовой резни езидов курдскими мусульманами было убито 23 человека. В августе того же года четыре грузовика, управляемые фанатичными мусульманами и загруженные взрывчатым веществом, выехали в город Синджар, чтобы взорвать его. Восемьсот езидов потеряли жизни, двести были тяжело ранены, а двести детей остались круглыми сиротами. И это не самое последнее массовое убийство езидов, которое совершили мусульманские экстремисты.

На следующем видео сняты кадры после атаки на езидов в 2007 году.
Девушка, показанная на метке 1:27 рыдает навзрыд, потому что всю ее семью убили.

Ирак, 1975 год

Саддам Хусейн провоцировал погромы в отношении езидского народа, навесив на них ярлык «поклоняющиеся дьяволу», что привело к полномасштабной травле этого народа иракцами. Всем на Ближнем Востоке была известна его цель — постепенный культурный геноцид езидского народа. Из-за его жестокого режима езиды были вынуждены покинуть свои деревни, оставив свои дома, земли, отказаться от работы и медицинского обслуживания. По приблизительным подсчетам около 250 езидских деревень в горах Синджар были уничтожены, а река Дияла, единственный источник питьевой воды для езидского сообщества, была отравлена. Все священные места были разрушены и стали под запретом.
Хотя эти гонения были на короткое время приостановлены из-за вторжения американских войск, было очевидно, что все эти испытания вновь вернутся. Курдские мусульмане недавно заблокировали доставку продовольствия в езидские деревни, а также продолжают препятствовать очищению отравленной воды. Езиды не могут навещать своих родственников из других деревень. Все передвижения во многих деревнях контролируются мусульманами. Смельчак, решивший нарушить этот запрет рискует быть покалеченным и убитым. В мечетях, расположенных вблизи езидских деревень, муллы продолжают говорить о езидах как о «поклоняющихся дьяволу», потворствуя тому, чтобы езиды приняли ислам, в случае отказа, были убиты.

1850-1935 гг.

Хемое Шеро (1850-1935), лидер езидов, спасший вместе со своими воинами около 20,000 христиан во время армянского геноцида 1915 года в горах Шингал (курдское название Синджар). Когда турецкие преследователи потребовали выдать христианских беженцев, Хемое Шеро отказался, решив защитить их. Турки послали своего гонца в гору Шингал к езидам с письмом о требовании выдать армянских беженцев, в случае неповиновения самих езидов ждут гибельные последствия. Езидский лидер порвал письмо и отправил вестника назад к турецкой армии, сняв с него всю одежду.

«Как я могу выдать армянских беженцев, если они пришли к нам за помощью? Я обещал им и поклялся своей честью защитить их и не отправлять их османам, пока во мне живет сострадание. Если для этого мне и моим сыновьям придется умереть, что ж, так тому и быть!», — выразил свою позицию Хемойе Шеро.

Хорошо зная горную местность, езиды укрыли армян в пещерах и под уступами скал. Когда турецкие войска атаковали Шингал с юга, езиды дали ответный удар. Битва длилась больше двух месяцев. Многие из турецких и езидских солдат были убиты, однако, это заставило турецкие войска отступить. Несколько армянских семей остались жить в горах Шингал и до наших дней, обустроив свои аскетичные жилища рядом с езидами. Турецкие войска виновны в смерти, по крайней мере, 1,5 млн. армян, 950,000 понтийских греков, 750,000 ассирийцев, 400,000 езидов во время геноцида 1915-1916 гг. Хотя они до сих пор отрицают этот факт.

Ниже расписана хронология 72 крупных нападений на езидов, которым они подвергались с 7 в. н. э.:

630 г. Мусульмане начали серию войн против езидов с многочисленными убийствами и похищениями людей.

637 г. Произошла большая война, спровоцированная мусульманами против езидов, в результате которой большая часть территории езидов была сожжена и разрушена.

980-981 гг. Курдские войска окружили езидов, живущих в регионе Хаккар. Они обещали пощадить их, если они сдадутся, но не сдержали своего обещания. Вместо этого, большинство из них были зверски убиты. Оставшихся в живых насильно обратили в ислам.

1107 г. Около 50,000 семей были разрушены во время мусульманского экспансионизма.

1218 г. Монгольские завоеватели под предводительством Хулагу Хана атаковали езидов и зверски убили много людей. Но езиды смогли дать достойный отпор захватчикам, который привел к отступлению монголов.

1245-1252 гг. Хулагу Хан вернулся со своей армией против езидов и вырезал тысячи людей.

1254 г. Завязался конфликт между мусульманским губернатором города Мосул, Бадером аль-Дин Лоло и езидским лидером Шейхом Хассаном. Люди Бадер аль-Дин Лоло схватили Шейха Хассана, казнили его, а затем повесили его обнаженное тело на главных воротах Мосула, чтобы его смогли увидеть большинство езидов. Это событие привело к войне, в ходе которой езиды терпели поражения. В результате им пришлось бежать, оставив свои дома, земли, и храмы. Все, что они оставили, было разрушено. Даже самая почитаемая святыня, храм в Лалише, была осквернена, а кости самого великого святого, Шейха Ади, были вытащены из гробницы и сожжены на глазах у езидов, которые не могли поверить в это.

1414 г. Персидский лидер Джалал аль-Дин Мохаммед бин изидин юсиф аль- Халавани повел свое войско против езидов, живших в Хаккарских горах. Его нападение было поддержано местными курдами. Многие езиды, происходившие от последователей Шейха Ади, были убиты, а оставшиеся кости Шейха Ади были извлечены из могилы и сожжены перед езидскими пленными.

1585 г. Курдский лидер Али Саиди Бег из провинции Ботан атаковал езидов, живших в Синджаре, и убил более 600 человек. Женщины были похищены и изнасилованы захватчиками на глазах у пленных езидских солдат.

1640-1641 гг. Езидские деревни рядом с Мосулом были разграблены, а другие оказались объектами нападения со стороны Ахмед Паша, турецкого правителя с армией, насчитывающей 70,000 человек. Сотни езидов были убиты.

1648 г. Езиды под предводительством Шейха Мерза подняли восстание в Мосуле против османов, обезглавивших его двух братьев. Османский полководец Шамси Паша был вызван из Турции, чтобы подавить мятежников. Многие езиды потеряли жизни, а Шейх Мерза был обезглавлен.

1715 г. Хассан Паша, османский губернатор города Багдад атаковал езидов с мощной армией, чтобы наказать их. Те, кто остался живым, были вынуждены бежать в Сирию. Паша объединил свои силы с местными арабами, чтобы продолжить беспощадное нападение на езидов.

1733 г. Османский генерал Ахмед Паша разрушил деревни езидов в долине реки Заб, совершив кровопролитные массовые убийства. Этот набег, возглавляемый Хусейном Паши, оставил за собой полностью разрушенные деревни, а 3000 езидов были вынуждены принять ислам.

1743 г. Персидский лидер Надир Ша направил свои войска на территорию езидов, вблизи реки Заб (на 30 км западнее Мосула). Они разграбили деревни, и взяли большинство езидов в плен. Тех, кто отказался подчиниться, убили.

1752 г. Османский полководец Сулейман Паша атаковал езидов в Синджаре. Его кампания убийств и грабежей длилась два года. Три тысячи езидов были убиты, а пятьсот женщин взяты в плен.

1767 г. Османский генерал и мэр города Мосул, Амин Паша приказал своему сыну повести войска против езидов, живущих в Синджаре. Он потребовал у них 1000 овец. Когда они привели только 800, османский предводитель приказал своим людям убить большинство езидов.

1771 г. Беда Бег, один из езидских лидеров из Шейхана, поднял восстание против османского мэра Мосула, против насильственного обращения езидов в ислам. Османский предводитель объединил свои силы с Байрам Бегом, курдским лидером, чтобы убить Беда Бега и всех его людей.

1774 г. Османский мэр Мосула, Сулейман Оаш, атаковал езидов в регионе Синджар. Имущество деревень было разграблено, а сами поселения уничтожены до основания.

1779 г. Османский мэр Мосула послал еще воинские отряды в Синджар. Они разграбили деревни и убили много езидов.

1785 г. Османский мэр Мосула, Абдель Баги, атаковал езидов в Синджаре чтобы наказать их. Мусульманские солдаты вначале потерпели поражение, но затем объединились с арабскими силами и разгромили их.

1786-1787 гг. Езидский правитель Чоло Бег вел войну с курдским лидером из Имадия. Чоло Бег проиграл битву со множеством людских потерь.

1789-1790 гг. Исмаэль Бег, принц Имадиа убил Чоло Бега и посадил на трон вместо него своего родственника.Хангер Бега. Вскоре после этого тот ушел в отставку, а Хассан Бег, сын Чоло Бега был коронован на его место. Хассан продолжил восстание, начатое когда-то его отцом, и пошел против Имадийского принца Кифбада. Было убито много людей с обеих сторон.

1792-1793 гг. Османский мэр Мосула Мохаммед Паша Аль-Джалили уничтожил и сжег 8 езидских деревень в горах Синджара.

1794 г. Османский мэр Мосула продолжил атаку на деревню Мерхан в Синджаре, чтобы наказать. Но впоследствии проиграл битву.

1795 г. Османе отправили Сулеймана Пашу в Синджар в езидские деревни. С поддержкой курдского принца Абдулла Бег Кахина и Абдулрахман Паши, принца Сулеймании (курдского правительства), он сжег, разграбил и полностью уничтожил езидские деревни. Они также похитили и увезли 60 женщин и 650 домашних животных.

1799-1800 гг. Мэр Багдада, Абдул Азиз Аль-Шои уничтожил 25 езидских деревень в регионе Шейхан. Женщин и детей насильно увезли с собой, а 45 мужчин казнили. Их головы они взяли с собой в Багдад как символ победы.

1802-1803 гг. Мэр Мосула Али Паша взял управление региона Синджар под свой строгий контроль. Это было необходимо для своевременного подавления мятежников с севера, одновременно наблюдая за арабскими нападениями на езидов с юга. Атаки продолжались несколько месяцев, в течение которых несколько езидских деревень были вырезаны. Выжившие согласились принять правила Али Паша, несмотря на то, что уже приняли ислам. Когда поднялись еще восстания в 1807 году, 50 деревень были уничтожены. 

1809-1810 гг. Османский мэр города Багдад атаковал езидов в Синджаре. Его армия разграбила Синджар, Мерхан и другие езидские деревни. Много езидов потеряли свои жизни.

1832 г. Бадер Хан Бег, курдский принц из мусульманского Ботана пытал и убил езидского лидера Али Бега. Мусульманские курды устроили беспрецедентную и беспощадную резню тысяч езидов и полностью разрушили их деревни. Многие езиды пытались спастись, переплыв рекe Тигр. Многие не могли плавать и либо утонули, либо захвачены в плен. Им предоставили выбор: принять ислам или умереть мучительной смертью.

1833 г. Курдский правитель Равандез атаковал езидов в городе Акр в соответствии с религиозным требованием муллы Яхя Аль-Муцури, курдского мусульманского лидера. Пятьсот езидов были вырезаны местности Верхний Заб (Большой Заб). В регионе Синджар также было совершено нападение с массовыми убийствами езидов. 

1838 г. Османский мэр Диарбекера захватил Синджар и беспощадно убил множество жителей. В том же году османский мэр Мосула, Таяр Паша атаковал городок Джаддала в местности Синджар и приказал езидам платить ему оброк. Когда Таяр Паша послал своего гонца в деревню Мерхан, чтобы послушать жалобы езидов, тот был убит. Таяр Паша желая отомстить за убийство, оккупировал деревни. Чтобы защитить себя, езиды забрались в пещеры и пытались нападать из засады. Таяр Паша потерял много людей, и, в конечном счете, был вынужден отступить к Мосулу. Мир был восстановлен в Синджаре.

1892 г. На езидов напал османский лидер Омер Вахби Паша. Он поставил их перед выбором: либо принять ислам, либо платить высокие налоги либо умереть. Езиды отчаянно сопротивлялись, поэтому Омар Паша объединил свои войска с курдскими мусульманами, чтобы атаковать Синджар и Шейхан. Около15,000 езидов были убиты и насильно обращены в ислам. Затем Паша атаковал Лалиш. В течение семи последующих лет святые паломнические храмы Лалиша использовались для мусульманских школ.

1906 г. Мэр города Мезори, мистер Садек Аль-Даммалоги, получил приказ от мэра Мосула выселить всех езидов с Лалиша и использовать храмы в качестве мусульманские школ. Езидам настоятельно рекомендовали покинуть Лалиш на год.

1914-1917 гг. Во время первой мировой войны езиды спасли жизни более 20,000 армян, бежавших от османских преследователей.
Все эти и другие жестокие действия против езидского народа были запротоколированы исламскими авторами.

Выражаем искреннюю благодарность Али Сидо Раши, президенту езидской культурной ассоциации в Ираке за предоставление статьи «Езидизм».

Перевод с английского специально для Ezdixane.ru (Yezidis International)

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Most Popular

To Top
Translate »