ИСАЙЯ ДЖОЗЕФ - ПОКЛОНЕНИЕ Д******, СВЯЩЕННЫЕ ПИСАНИЯ И ТРАДИЦИИ ЕЗИДОВ

ЧАСТЬ II. РАССМОТРЕНИЕ ЕЗИДИЗМА

ГЛАВА I. РЕЛИГИОЗНОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЕЗИДОВ

Происхождение езидов было предметом многих споров; но кроме выражения мнений, никакого удовлетворительного решения проблемы еще не достигнуто. Различные выдвинутые теории можно разделить на четыре группы: мифы самих езидов, традиция восточных христиан, догматические представления мусульманских ученых и спекулятивные теории западных востоковедов.

I. ЕЗИДСКИЙ МИФ

Миф езидов об их происхождении может быть выведен из трех разных источников: из их священной книги, из приложения к рукописи, а также из бесед путешественников с ними или с другими местными жителями. Эта традиция предполагает, что религия езидов существовала задолго до эпохи их главного святого, Шейха Ади. «Кетабе Джилве» начинается с утверждения, что Малак Тавус послал своего слугу к езидам, чтобы они не сбились с пути. Отсюда автор данной книги прослеживает происхождение «избранных» до самого начала человеческой истории. Он утверждает, что Бог изначально создал их как особый народ Азазила, то есть, Малака Тавуса. В основном эта идея находит выражение в устных традициях. Но здесь мы имеем массу материала, настолько затуманенного суеверием, что почти невозможно прийти к какому-либо выводу об истории этого интересного народа. Один момент миф неоднократно подчеркивает, как объяснение происхождения езидов: это то, что они произошли от одного Адама, в то время как другие религии произошли от Адама и Евы. По этой же причине, подразумевает та же традиция, езиды благороднее остальных. Но как они стали такими уникальными потомками – вопрос, на который нелегко ответить. Согласно одной истории, когда Адам и Ева спорили о порождении человеческой расы, и каждый из них претендовал на звание единственного прародителя, они, наконец, договорились положить свое семя в кувшины и запечатать их своими печатями. Через девять месяцев они открыли кувшины и в кувшине Адама нашли двух детей, мальчика и девочку. От этих двоих и произошли езиды. Другое объяснение состоит в том, что от Адама родился Шехер ибн Джебр, о котором ничего не известно; а от него пошло особое сообщество, это и есть религия Малака Тавуса. Кроме того, у нас есть традиция, согласно которой езиды являются потомками сына Адама, рожденного от его слюны. Идентичен ли этот сын Шехеру ибн Джебру, неясно. В одном из азиатских журналов восточный ученый цитирует утверждение одного езидского шейха, вроде бы подтверждающее традицию, согласно которой езиды являются благородным потомством Адама. Однако цитата отличается от приведенной выше истории утверждением, что ссора между Адамом и Евой привела к их разлуке. Они разъехались в разные места, удаленные друг от друга на сорок дней пути (70). Там Адам чудесным образом породил сына. Огорченная этим, Ева попросила Бога, чтобы он позволил ей вернуть расположение своего мужа, родив ребенка. После этого она родила очень красивую дочь. Привлеченный ее красотой, Адам женил на ней своего сына. Говорят, что езиды – это благословенное семя этих двух детей (71).

Традиция, прослеживая происхождение езидов, указывает на их древность не только как религии, но и как нации. Их книги и их устные традиции согласуются как в первом, так и во втором. Говорят, что езиды произошли от благородной личности, Мирного Царя, которого звали Науми, но теперь они называют его Малак Миран (72). Однако остальная часть человечества происходит от семени Хама, который насмехался над своим отцом. Трудно сказать, кого они имеют в виду под Науми или Мираном; но вполне вероятно, что они считают его одним из двух других сыновей Ноя. Они также утверждают, что древние ассирийские цари принадлежали к их расе, и что некоторые из персидских, римских и иудейских царей были назначены Малаком Тавусом. Похоже, что они также возводят свое происхождение к пророкам и другим персонажам Ветхого Завета, таким как Сиф, Енох, Ной и т. д. Кроме того, они утверждают, что их религия предшествует Христу (73).

Есть еще одна традиция, подразумевающая иное происхождение езидов. Я имею в виду то, что говорится в книге «Масхафе Раш» о Муавии, слуге Мухаммеда (74). Его хозяин попросил Муавию побрить ему голову. В процессе бритья головы, тот порезал пророка и начал слизывать кровь. Когда ему было сказано, что в результате этого он породит народ, который будет противостоять последователям его хозяина, Муавия заявил, что не женится. Впоследствии его укусила змея, и ему сказали, что если он не женится, то умрет. Поэтому он согласился жениться, но выбрал старуху, чтобы не иметь детей. Но она чудесным образом стала молодой женщиной двадцати пяти лет. И от нее родился бог Язид. Эта история, конечно же, миф, и природа его такова, что из него невозможно извлечь исторический факт. Это еще более осложняется тем, что этот Язид отождествляется с Малаком Тавусом, а в другом мифе представлен как полу-ангел, полу-монах, остававшийся холостяком еще долго после свадьбы Адама. Однако, в конце концов, его обуяло желание жениться. Не имея возможности жениться на дочери смертного, поскольку он был наполовину ангелом, он обратился за помощью к Малаку Тавусу. Тот познакомил его с гурией, и от этого союза произошел благочестивый народ, езиды.


  1. Это можно проследить до мусульманского мифа о том, что когда пара первых людей лишилась блаженства в небесном раю, Адам приземлился на горе на Цейлоне, а Ева упала в Джидде, на западном побережье Аравии. После ста лет странствий они встретились возле Мекки, и здесь Аллах построил для них скинию на месте нынешней Каабы, S.M. Zwemer, Arabia, стр. 17; AsSahrastani, II, 430.
  2. Anastase: Al-Masrik, т. 2, стр. 33.
  3. см. стр. 35.
  4. см. стр. 34.
  5. см. стр. 37.

Но у езидов есть еще одна история, которая показывает, что Язид ибн Муавия не является их основателем. Этот миф утверждает, что они произошли от сына Адама, который был женат на дочери Евы; что их потомки продолжали поклоняться Богу и Малаку Тавусу, не внося иностранного элемента в свою религию; и что вначале секта
не носила название «езиды», сравнительно новое, по их собственному мнению. Что касается происхождения этого нового названия, его объясняют тем, что когда со временем езидская религия несколько извратилась, появился некий халиф по имени Язид, творивший чудеса. С тех пор его последователи именуются езидами. Говорят, что этот Язид – сын Муавии ибн Суфьяна, а его мать была христианского происхождения (75). Но в то время как некоторые, считая эту легенду авторитетной, почитают человека, носящего это имя, другие отрицают любую связь с ним (76).


  1. Al-Masrik, т. 2, стр. 33.
  2. Scottish Geog. Mag., т. 14, стр, 295.

Свидетельства некоторых путешественников предлагают другое объяснение происхождения данной секты, возможно, в большей степени основанное на исторических фактах, чем предыдущие теории. Говорят, что у езидов есть традиция, согласно которой они пришли из Басры и из страны, орошаемой нижней частью Евфрата. После эмиграции они сначала поселились в Сирии, а затем овладели горами Синджар и тем районом Курдистана, где они проживают в настоящее время. Что касается даты их поселения в Месопотамии, то невозможно получить никакой информации об этом. Некоторые ученые делают вывод, что это произошло во времена Тамерлана, ближе к концу четырнадцатого века (77). Сами езиды считают, что в древности Бог именовался ими Азд[ан], и отсюда происходит название секты (78); что их убежденность в том, что они езиды, то есть народ Божий, была утешением и поддержкой в их невзгодах на протяжении веков (79); и что они заимствовали много религиозных обрядов у разных религий – мусульман, христиан, иудеев, арабов-язычников, шиитов и сабиев.

Помимо этих различных объяснений происхождения езидов как потомков Адама, Язида ибн Муавии, как мигрантов с юга, как принявших название от слова Азд, есть и другая история. Я имею в виду миф, бытующий среди жителей Систана, восточной провинции Персии, где имеется значительное число «последователи злого духа»:

«В прежние времена был пророк по имени Ханалала, чья жизнь продолжалась до тысячи лет. Он был правителем и благодетелем своего народа; и, с его помощью, их стада чудесным образом родили ягнят и козлят каждую неделю. Хотя они и не знали денег, но благодаря ему обеспечили себе все удобства жизни. Однако в конце концов он умер, и ему наследовал его сын, которого злой дух, злоупотребив его неопытностью, ввел в грех. Он вошел в большое тутовое дерево, обратился к преемнику Ханалалы и призвал его поклониться князю тьмы. Изумленный, но непоколебимый, юноша воспротивился искушению. Но чудо оказалось слишком большим для постоянства его народа, который теперь начал склоняться к поклонению злу. Разъяренный этим молодой пророк схватил топор и пилу, и приготовился срубить дерево. Но его остановило появление
человека, который воскликнул: «Стой, опрометчивый парень! Повернись ко мне и давай поборемся за победу. Если ты победишь, то руби дерево!»

Пророк принял вызов и победил своего противника, который, однако, купил свою собственную безопасность и безопасность дерева, пообещав большое еженедельное вознаграждение. Через семь дней святой победитель снова пришел к дереву, чтобы потребовать золото или срубить его. Но злой дух убедил его побороться еще раз, пообещав, что, если он победит снова, сумма будет удвоена. Эта вторая схватка оказалась роковой для юноши. Он был убит своим противником, и в результате племена, которыми он правил, утвердились в своем поклонении дереву и опекающему его демону» (80).

Согласно этой легенде, «последователи злого духа» – жертвы их молодого пророка, который, пока он руководствовался бескорыстным рвением к религии, одержал победу над первопричиной зла; но он потерпел неудачу, как только это рвение сменилось корыстью и жадностью к земным сокровищам.

Я рассмотрел суеверные теории самих езидов относительно их религиозного происхождения не потому, что эти теории важны сами по себе, а потому, что они имеют отношение к взглядам современных ученых. Ученые основывали свои теории на некоторых из этих противоречивых историй без достаточной критики. Я остановлюсь на этом более подробно позже.


  1. Layard: Nineveh and Its Remains, т. II, стр. 254.
  2. Layard: Nineveh and Babylon, стр. 94.
  3. S. G. M., т. 14, стр. 300.
  4. Fraser: Mesopotamia and Persia, стр. 287.

Перевод с английского Ризган Гарданзари специально для Эздихана.ру

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Популярные

To Top