
Сегодня мы остро нуждаемся в реформах, чтобы достойно ответить на вызовы тяжёлой реальности и найти чёткий путь развития. Такой путь должен стать предметом открытого и честного обсуждения, в котором мы будем стремиться понять друг друга, свободно и объективно оценивая все перспективы и препятствия. Лишь таким образом мы прекратим бессмысленные споры и обвинения, став на твёрдую почву реальности, учитывающую специфику езидской идентичности и особенности нашего географического окружения с его этническим и религиозным многообразием.
Многие уже затрагивали необходимость реформ, чтобы соответствовать требованиям современной эпохи. В этой связи важно отметить следующее:
а) Несмотря на то, что положение езидов стало более устойчивым, чем когда-либо ранее, благодаря мировой известности их трагедий и геноцидов, которые привлекли внимание к их страданиям, езиды по-прежнему сталкиваются с серьёзной угрозой исчезновения как народ и религия. Хаос и дезорганизация ведут к доминированию личных интересов, ошибочных расчётов и раскольнических тенденций, что подрывает единство езидского общества. Всё это усиливается внешними факторами и ведёт нас к опасному будущему, словно корабль без капитана.
Поэтому главная задача сегодня – найти лидера, способного определить чёткий и правильный курс, руководствуясь объективными интересами, открытостью и независимостью от внешнего давления.
б) Однако нельзя впадать в пессимизм, необходимо гордиться мужеством езидского народа, который стойко выдержал испытания, сохранив социальную и религиозную целостность. Подвиги езидских бойцов и бойцов-женщин, их упорство в борьбе за жизнь на земле Синджара и других регионах, заслуги в популяризации езидского вопроса на международной арене, а также умение адаптироваться к крайне тяжёлым условиям жизни в лагерях беженцев – всё это должно быть признано и оценено мировым сообществом.
Отдельного уважения заслуживают езидские студенты, которые добились выдающихся успехов в учёбе, преодолев тяжелейшие условия. Важны и усилия тысяч людей, которые выходили на протесты в европейских столицах, требуя справедливости, и тех, кто оказывал разнообразную помощь своим соотечественникам. Всё это – свидетельство удивительного единства и силы духа езидского народа, сумевшего донести свою проблему до самых высоких мировых инстанций. Теперь следующим шагом должен стать серьёзный внутренний диалог («езидский диалог») для укрепления общества и институтов.
в) Основная проблема заключается в недостаточной внутренней организации, особенно в вопросах управления, которое почти семь десятилетий было сосредоточено в руках покойного эмира Тахсин-бега. В последние годы его управления назревала необходимость модернизации и реформ, но традиционные методы, которыми он руководствовался, уже не отвечали требованиям времени и ожиданиям нового поколения.
В результате езидское руководство оказалось не готово к современным вызовам и изменениям, таким как политические перемены, экономическое развитие и технологический прогресс. Существующая система не смогла эффективно решать проблемы общества, что привело к упущению многих возможностей и к кризису во всех сферах жизни езидов – от духовного совета и религиозных лидеров до интеллигенции, гражданских активистов и даже политиков.
г) Однако было бы неправильно возлагать всю вину только на эмира Тахсин-бега. Другие лидеры, духовный совет и представители племён, пользуясь его слабостью, также не сделали достаточно для улучшения ситуации, предпочитая сохранять свои личные интересы. Таким образом, ответственность за нынешнее состояние лежит на всех без исключения.
д) Езидские общественные и культурные центры, особенно в Европе и Германии, также несут часть ответственности за неэффективность своей работы. Интеллигенция и лидеры диаспоры должны признать свои ошибки, поскольку многие из них, сознательно или несознательно, работали в интересах сторонних сил.
Кроме того, стоит отметить недостаточно активную позицию езидских племенных лидеров и религиозных авторитетов в Синджаре, которые безусловно поддерживали эмират, не требуя взамен существенных улучшений жизни своего народа.
Езиды – уникальный народ со своей религией, историей и культурой, которые отличают их от других. Они понесли невероятные жертвы, и эти жертвы не должны быть напрасными. Приверженность религии не противоречит современности, прогрессу и глобализации. Религия не мешает развитию общества, а наоборот – защищает его от моральной деградации и хаоса, сохраняя высшие человеческие ценности.
Али Сейдо Рашо
Германия, 22 апреля 2025 года

You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.