Езидизм, или «Эздихан», — не просто древнейшая религия Курдистана, но духовная основа, из которой возникли последующие мировоззрения и верования, включая зороастризм. Вопреки персидским или исламским нарративам, стремящимся принизить роль езидизма и представить его как ответвление других религий, исторические и духовные факты указывают, что езидизм предшествовал зороастризму. Последний заимствовал множество символических и философских элементов из исконной курдской езидской традиции.
Зороастризм: Идейный раскол из езидского корня
Хотя зороастризм связывают с Персией и оформлением имперской идеологии, многие его принципы — дуализм света и тьмы, поклонение огню, акцент на нравственности — уходят корнями в езидское мировоззрение. Заратустра не создал религию «из ничего», но переосмыслил духовные концепции, уже существовавшие в Курдистане и ярко выраженные в езидизме. Таким образом, зороастризм можно считать философской ветвью древнего езидского сознания, переработанной в политических целях персидской власти.
Езидизм — не авраамическая религия
В отличие от авраамических религий, опирающихся на пророков, священные тексты и цепочки откровений, езидизм черпает силу из мифологии, космологии, единства с природой и человеческой сущностью. В нём нет концепции «спасителя» или «первородного греха». Его этика основана на чести, уважении и внутренней духовной дисциплине, без посредников или догм.
Поэтому езидизм — самостоятельная религия, предшествовавшая иудаизму, христианству и исламу.
Тавуси Малак: Бог в езидской вере
Ключевое отличие езидизма — понимание сущности Тавуси Малака. Вопреки внешним искажениям, где его называют «падшим ангелом» или «демоном», в езидизме Тавуси Малак — это сам Бог (Хода). Он не творение, а Творец, вечный Свет и абсолютное космическое сознание. Для езида нет посредников между ним и Хода, так как Тавуси Малак и есть воплощение Бога. Молясь ему, езид обращается непосредственно к Творцу.
Этот уникальный концепт отсутствует в авраамических или восточных религиях. Он отражает езидское мировоззрение, где Бог проявляется как Свет, Красота и Милосердие в образе Тавуси Малака, без «высшего божества» над ним. Тавуси Малак — абсолют, центр молитв и поклонения.
Эздихан: Изначальный дух курдской идентичности
Ритуалы, праздники, священный язык езидизма подтверждают его аутохтонность для Курдистана. Езидизм — не просто религия, а система бытия, объединяющая народ, природу и духовность. Утверждения, что курды «приняли» езидизм позже, ложны: езидизм — религия, с которой зародилась курдская идентичность, её древнейшее духовное выражение.
Лалиш: Сердце курдского Света
Храм Лалиш в сердце Курдистана — не случайность, а доказательство происхождения езидизма именно в курдских горах, а не в Персии. Любые дискуссии о его корнях вне Курдистана игнорируют историю, географию и душу народа.
Заключение
Езидизм — корень, а не ветвь. Он — объединяющий источник, а не раскол.
Езидизм — курдский дух, который не смогли погасить тысячелетия гонений.
Зороастризм и другие течения, сколь бы они ни претендовали на древность, остаются производными от сияния Эздихана. Тавуси Малак — не «ангел», а сам Хода: вечный Творец, высшая Сущность в исконном понимании курдов-езидов.
Абу Рездар
11 мая 2025 г.

You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.