Езидизм

Езидизм: духовный источник основы курдской идентичности

Езидизм: духовный источник основы курдской идентичности

Езидизм, или «Эздихан», — не просто древнейшая религия Курдистана, но духовная основа, из которой возникли последующие мировоззрения и верования, включая зороастризм. Вопреки персидским или исламским нарративам, стремящимся принизить роль езидизма и представить его как ответвление других религий, исторические и духовные факты указывают, что езидизм предшествовал зороастризму. Последний заимствовал множество символических и философских элементов из исконной курдской езидской традиции.

Зороастризм: Идейный раскол из езидского корня

Хотя зороастризм связывают с Персией и оформлением имперской идеологии, многие его принципы — дуализм света и тьмы, поклонение огню, акцент на нравственности — уходят корнями в езидское мировоззрение. Заратустра не создал религию «из ничего», но переосмыслил духовные концепции, уже существовавшие в Курдистане и ярко выраженные в езидизме. Таким образом, зороастризм можно считать философской ветвью древнего езидского сознания, переработанной в политических целях персидской власти.

Езидизм — не авраамическая религия

В отличие от авраамических религий, опирающихся на пророков, священные тексты и цепочки откровений, езидизм черпает силу из мифологии, космологии, единства с природой и человеческой сущностью. В нём нет концепции «спасителя» или «первородного греха». Его этика основана на чести, уважении и внутренней духовной дисциплине, без посредников или догм.

Поэтому езидизм — самостоятельная религия, предшествовавшая иудаизму, христианству и исламу.

Тавуси Малак: Бог в езидской вере

Ключевое отличие езидизма — понимание сущности Тавуси Малака. Вопреки внешним искажениям, где его называют «падшим ангелом» или «демоном», в езидизме Тавуси Малак — это сам Бог (Хода). Он не творение, а Творец, вечный Свет и абсолютное космическое сознание. Для езида нет посредников между ним и Хода, так как Тавуси Малак и есть воплощение Бога. Молясь ему, езид обращается непосредственно к Творцу.

Этот уникальный концепт отсутствует в авраамических или восточных религиях. Он отражает езидское мировоззрение, где Бог проявляется как Свет, Красота и Милосердие в образе Тавуси Малака, без «высшего божества» над ним. Тавуси Малак — абсолют, центр молитв и поклонения.

Эздихан: Изначальный дух курдской идентичности

Ритуалы, праздники, священный язык езидизма подтверждают его аутохтонность для Курдистана. Езидизм — не просто религия, а система бытия, объединяющая народ, природу и духовность. Утверждения, что курды «приняли» езидизм позже, ложны: езидизм — религия, с которой зародилась курдская идентичность, её древнейшее духовное выражение.

Лалиш: Сердце курдского Света

Храм Лалиш в сердце Курдистана — не случайность, а доказательство происхождения езидизма именно в курдских горах, а не в Персии. Любые дискуссии о его корнях вне Курдистана игнорируют историю, географию и душу народа.

Заключение

Езидизм — корень, а не ветвь. Он — объединяющий источник, а не раскол.

Езидизм — курдский дух, который не смогли погасить тысячелетия гонений.

Зороастризм и другие течения, сколь бы они ни претендовали на древность, остаются производными от сияния Эздихана. Тавуси Малак — не «ангел», а сам Хода: вечный Творец, высшая Сущность в исконном понимании курдов-езидов.

Абу Рездар
11 мая 2025 г.

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Популярное

To Top
Translate »