
Как обычно, я расскажу о набеге Симко Аги Шкаки и атаках на езидов, основываясь на устных источниках, рассказах отцов и дедов, а также мудрецов езидской общины — как старых, так и современных. Я сознательно избегаю арабских и курдских письменных источников, потому что, когда арабский или курдский автор пишет о мусульманском правителе или военачальнике, он неизменно превозносит его, приукрашивает его религиозность и искажает историю в его пользу.
Например, курдские писатели и историки изображают Симко Агу как великого борца за свободу, лидера курдского освободительного движения, который будто бы держал в страхе четыре государства: Иран, Турцию, Британию и Россию. Но на самом деле он был всего лишь предводителем мятежа против местных иранских властей. Его восстание началось после того, как в 1907 году иранские власти коварно убили его брата Джавхар Агу в Южном Азербайджане (Иран), когда тот был гостем у губернатора. Это был просто акт мести за брата.
После гибели Джавхар Аги турки пообещали Симко поддержку, но, как всегда, обманули курдов, используя религиозную риторику (особенно учитывая, что иранцы — шииты, а курды — сунниты).
Не понимаю, о каких «подвигах» Симко говорят историки. В 1918 году он убил ассирийского патриарха Мар Беньямина Шиммуна, который был его гостем, а также всех его спутников. Над телом патриарха издевались: посадили на стул в насмешку, сняли с него патриаршее кольцо и головной убор, а женщины и дети пинали труп на улице. Эти события вошли в историю как резня в Сефо. Его друг, Хайдар-бек, губернатор Мосула, также отрубил голову Мар Хормизду Шиммуну…
Кто такой Симко Ага Шкаки?
Симко Ага Шкаки — курд из Ирана, родился в 1887 году. Он был сыном Мухаммада Аги, главы племени шкаки. Это племя делилось на две ветви:
- Абдуси — во главе с Симко.
- Мадуси — во главе с его дядей Омарханом.
В конце концов, Симко был убит иранцами в городе Ушну в 1930 году. Он был иранским подданным, жил и умер в Иране.
Нападение Симко на езидов
Примерно в 1910 году Симко Ага гостил у курдских мусульманских племен в регионе Дашт-и Навкур. После пятничной молитвы проповедник издал фетву, разрешающую грабить имущество и скот езидов, которых они называли «хори» (солнцепоклонники).
Слово «хор» на сорани означает «солнце». Раньше езидов презрительно называли «поклонниками солнца», а сейчас это слово стало ругательством среди курдов-сорани — как у арабов, когда кого-то обзывают «евреем».
Во время нападений Надир-шаха на езидов их тоже называли «хори» — то есть «язычники, поклоняющиеся солнцу».
Прим. переводчика: В русском языке под влиянием христиан так же слово поганъ, что означает языческий идол, трансформировалось в оскорбительное слово — поганый. В курдском же слово Xor — означает солнце (отсюда хавраманы — поклоняющиеся солнцу или название города Хорасан — «откуда приходит солнце»), трансформировалось под влиянием мусульман в xwêrî — плохой, бесстыжий, низкий. Смотрите также др.-рус. Хърсъ, др.-егип. Гор, др.-перс. Hvar.
После пятничной проповеди Симко решил напасть на езидские деревни в районе Башки Шейха:
- Кандали
- Махд
- Баксара
- Джувана
- Мам Раша
- Мукабли
- Махмуди
- Байтнар
- Муски
В то время в регионе ходили слухи о напряженности между княжеским домом и семьей Мирзо Кандали — влиятельным и богатым езидским родом, у которого были свои воины.
Пророчество шейха Рашки
Самое удивительное в этой истории — предсказание шейха Рашки (предка семьи Шейх Джандуш). За три дня до нападения, в среду, после традиционного вечернего ритуала «Хава Шейхманд» (три возгласа в середине села перед закатом, после которых езиды молча слушают, воздавая хвалу Богу), шейх Рашка собрал вокруг себя мужчин, молодежь и воинов и сказал:
— «О мюриды Шейхманда, мне приснился дурной сон. Надвигается беда на Шейхан. Завтра мы пойдем ко двору мира. Если мой сон правдив — мы готовы. Если нет — по пути навестим святыню Лалиш».
Когда воины из кланов Ховайри, Маска, Мусана и Рашка прибыли к миру, тот встретил их словами:
— «Добро пожаловать, защитники езидской веры! Отряды Симко уже грабят езидов в Башки Шейха, а Мирзо Кандали даже не пытается защитить свой народ».
Трехдневная битва
Завязался бой, который длился три дня и три ночи. В итоге отряды Симко были разгромлены, бросили награбленное и даже оставили много своего оружия.
Езидские воины вернулись в Баадру с трофеями, оставив добычу в долине близ села. Особо отличились в битве воины из племени Мусани.
Жадность езидского мира
Говорят, что езидский мир захотел присвоить добычу, и с тех пор эту долину называют «Кура Тмай» («Ров жадности»). Однако, услышав о пророчестве шейха Рашки, он передумал и велел:
— «Пусть каждый опознает своё имущество и заберет его. Остальное раздать бедным. А оружие собрать в арсенале дворца».
Почему я написал эту статью?
Клянусь Богом, не из религиозных побуждений, а после того, как прочитал статью курдского профессора Бадрахана Синди, который изобразил Симко Шкаки чуть ли не пророком и великим курдским героем, создав впечатление, будто Турция, Британия и Россия боялись его «мощного восстания».
На самом деле, Симко был молодым, импульсивным парнем, который просто хотел отомстить за брата. Его самого убили в иранском Ушну в 1930 году, когда ему было всего 42 года. Он не оказал сопротивления, хотя имел при себе вооруженных людей.
Вопрос: когда этот юнец успел совершить все эти «великие революции», о которых пишет уважаемый профессор Бадрахан Синди?
P.S. Я намеренно не упомянул некоторые имена и названия племен, чтобы избежать лишних споров. В этом есть мудрость.
Сирван Салим Шеро

You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.