Россия

Езиды в Мордовии

Езиды в МордовииВ МОРДОВИИ ОБНАРУЖЕНЫ ПОСЛЕДОВАТЕЛИ САМОЙ ЗАГАДОЧНОЙ РЕЛИГИИ МИРА

В нашей республике нашли приют езиды, почитающие Солнце и Огонь! Представители самой загадочной религии, возникшей три тысячи лет назад, строго соблюдают обычаи своих предков — древних курдов. Как живется изгнанникам, сбежавшим от ближневосточных мусульман в «солнечную» Мордовию, выясняла ЕЛЕНА КИРЕЕВА.

Этот дом не похож на другие. Он — единственный на окраинной улице поселка Кемли — выходит дверями не на дорогу, а во внутренний двор. «По нашему обычаю, вход в жилище должен быть на Востоке, ведь мы каждый день начинаем с молитвенного обращения к Солнцу. Вот и пришлось сделать небольшую перепланировку, — поясняет Майя Шабоева. — К сожалению, пока у нас нет главного — камина с живым огнем, который должен быть в доме каждого езида…»

Они — необычные переселенцы. Майя рассказывает о том, как неоднократно удивлялись миграционные чиновники, изучая ее документы: «Два высших образования?» Действительно, никто из этой семьи не пошел торговать на рынок фруктами, не стал попрошайничать с грязным ребенком на руках, не открыл бордель… «В нашем роду принято обязательно учить всех детей в вузах. Среди моих родственников — ученые, юристы, врачи… Покойный отец Алихан Шабоев был известным инженером-строителем, работал в Мордовии около двадцати лет. А я не могу устроиться даже уборщицей — пока в России у меня только вид на жительство. Перебиваюсь частным бизнесом. Открыла мини-ателье — ведь, кроме высшего медицинского образования, у меня есть профессия модельера».

Изгнание

Выживать без прописки и постоянной работы — Шабоевым к такому не привыкать. Их семейная история является лишь одной маленькой страничкой в общей хронике геноцида, которому вот уже две тысячи лет подвергаются солнцепоклонники на мусульманском Ближнем Востоке.

На протяжении веков род Шабоевых отстаивал священное право называться езидами. Погромы, изгнание, ущемление прав… Они пережили столько, что хватит на целый учебник истории. Бороться приходилось за каждую мелочь. Наша героиня бережно разворачивает тонкий лист, чудом уцелевший в скитаниях, — свидетельство о рождении Шабоевой Майи Алихановны, выданное в Грузии. В этом документе черным по белому указаны национальность отца и матери: езид и езидка. «Вообще-то наша национальность — курды, — поясняет Майя. — В советское время чиновничья машина старательно ассимилировала выходцев из Курдистана, чтобы не обострять этнический вопрос. Слово «курды» в документе упрощало жизнь, но означало предательство истинной религии — езидизма. Для моих предков это было принципиально, по-другому они просто не смогли бы жить: и дедушка, и бабушка — из княжеских семей». Откуда пошел их род, Майя выяснила, совершив путешествие по землям бывшего Курдистана. Главной целью пути был Северный Мосул в Ираке, где расположен главный храм солнцепоклонников Лалеш. Прародину предков Майя обнаружила в Турции. Неподалеку от города Диярбакыр протекает река Барави. Еще в старину это название стало родовым именем княжеской семьи, которая издавна правила здесь. «Барави» с курдского переводится как «рядом с водой». «Это наша настоящая фамилия! Целый век она существовала только в родовой памяти, передавалась от отца к детям. Вернуть ее официально — мечта всей нашей семьи, — признается Майя. — А Шабоевыми нас «окрестили» в Грузии, куда в начале ХХ века бежал из Курдистана прадед Шабо с семьей. В Армении переселенцев назвали бы Шабоянами, на Украине, где тоже осело много езидов, — Шабоенко». Последние пятнадцать лет из Грузии, Армении и Украины солнцепоклонники снова бегут — на этот раз в Россию. Началось это в 1990-е, когда распался Союз, и продолжается до сих пор. У Майи Шабоевой проблемы начались, когда в 2004 году на президентских выборах победил Михаил Саакашвили. «Органы» потребовали «в 24 часа убираться к русским, которым продались другие родственники». Соратники нового президента припомнили нашей героине отца, который вместе с супругой Леной закрепился в Мордовии. Пришлось оставить престижную работу и квартиру в центре Тбилиси. Майя отправилась в «солнечную» республику, в поселок Кемля, где осели родители…

Мордовия

«Мои опасения насчет характера мордвы оказались напрасны! Люди здесь очень теплые. Мне иногда кажется, что я нахожусь в той, прежней гостеприимной Грузии», — признается Майя. Мордовия приютила 10 семей езидов, всего — около 90 человек. Ни официально зарегистрированной общины, ни своего храма у мордовских солнцепоклонников пока нет. Кемлянский клан Шабоевых-Барави и их дальние родственники, живущие в ромодановском селе Константиновка, общаются на религиозных праздниках, свадьбах и похоронах. Женщины-старейшины (у езидов — матриархат) зорко следят за молодежью и качают головой: совсем предков чтить перестали — жен и мужей выбирают из чужаков, тайком курят, нарушают пищевые табу… Правда, запреты на сквернословие и разводы соблюдаются беспрекословно. «Во многих обычаях сокрыта вековая мудрость. Например, для езид-ских женщин предпочтительнее платья или юбки, длинные волосы, — Майя поправляет перед зеркалом роскошную прическу. — Но разве это неверно с точки зрения привлекательности, не более женственно, чем джинсы и стрижки? Вместо химических красок часто используем хну. Да и косметику стараемся подбирать только с травами. Причем готовим ее сами: сокровенные знания о целебных свойствах растений передаются из поколения в поколение». А главное — каждый езид с пеленок усваивает, откуда его корни, приучается дома говорить исключительно на родном курдском диалекте, дает себе зарок свято хранить веру отцов и дедов…

Когда Майя по делам выбирается в Саранск, повышенный интерес к ней проявляет милиция: «Регистрация есть? Документики!» Восточная красота в этом случае скорее мешает, чем помогает. «К таким «антитеррористическим» проверкам отношусь спокойно, уже привыкла, — рассказывает наша героиня. — Ведь вопросы
безопасности — в наших общих интересах. Обидно другое — еще ни разу не встречала российского милиционера, который знал бы, кто такие езиды. Приходится полчаса доказывать, что я не чеченка и не грузинка, делать исторические экскурсы аж в Древнюю Месопотамию…» В столице Мордовии Майя неожиданно обнаружила соплеменников: студентов и аспирантов медфака МГУ имени Огарева — курдов по национальности. Один нюанс: все они — мусульмане, то есть их предки когда-то отказались от своей веры под натиском завоевателей. Когда-то езиды даже не общались с «отступниками». Сейчас все проще, тем не менее брак с курдом-мусульманином для солнцепоклонника по-прежнему табу. Как и с любым последователем ислама. Впрочем, конфликтов между езидской и мусульманской общиной республики не замечено…

«Езидам в Мордовии хорошо! — подытоживает Майя. — Всего-то одна проблема — нам негде… справлять Новый год, который по-курдски называется Науроз. У езидов новый календарный цикл начинается 21 марта. На нашей исторической родине его отмечают в горах. Накануне, в три часа ночи, тысячи людей приносят на вершины гор всевозможные емкости с зажженным пламенем (сейчас обычно для этого используют пустые консервные банки) и из этих «огоньков» выкладывают слово «Науроз» или другие приветствия новому Солнцу. Гигантские буквы горят всю ночь, пока не взойдет светило. Это необычайно красивое зрелище, особенно издалека! Ума не приложу, где нам в Мордовии найти такое место?.. А 31 декабря мы тоже нарядили елку, а потом пошли в гости к соседям. Курды говорят: уважай чужие обычаи — и твои будут уважать!»

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Most Popular

To Top
Translate »