Лятиф Маммад

Курдский Праздник «Sere Gulane» (Праздник «Начала Мая»)

В Сильванском уезде Амед (Диярбакыр) в Северной (Турецкой части) Курдистана более тысячи лет без перерыва традиционно курды 14 мая празднуют Cejna «Sere Gulane» (Праздник «Начала Мая»: дата 14 мая по старому стилю соответствует 1 маю).  

В этот день все горожане и сельчане проводят время  вне дома.Сильванцы, как правило, этот весенний день массово проводят на лоне природы снародными песнями, танцами и прогулками по местным достопримечательностям. Дажете Сильванцы, которые сменили место жительства или временно отсутствуют, в этотдень стараются специально приехать на этот праздник, а многие работающие свойотпуск берут в этом месяце.

     Традиционными местами пикника в этот день, как правило,становиться  лесистые места, опушки лес, поляны в зоне Malabadi, KaniyaNavin, Новый Административный парк, Binк Sextк, Minara Qot, Bкzwan, Zкwet?rk,Skefta Hasuni и Qulfa. Чтобы занять поудобнее места, люди спозаранку выходят издома и ставят паланкин, палатки, стелют ковры и  паласы, устанавливаютмангалы… 

     За день до 14 мая готовятся знаменитые ястваСильвана. В день праздника все стараются угощать друг друга наимпровизированных застольях, слушают рассказы былых лет, песни, танцуют. 

     В народной среде бытует разные версии в связи с празднованием Зejna «SerкGulanк». 

    Одна из основных версийпразднованиеЗejna «Serк Gulanк» восходит к периоду правления курдского государстваМерванидов (981-1085), столицей которых был г. Meya Farqin (Сильван). Согласнопреданию, в этот день Мерваниды одержали сокрушительную победу над противникоми до сих пор этот день в ознаменование этой победы отмечается как праздник.

     Основателем  государства в СеверномКурдистане был племенной вождь обитающего  в Харпуте курдского племениDostkо (Достки) Абу Абдаллах Ша Баз бин Достик (Ebu Abdullah Sa Baz BinDostik), который в 981 контролировал  Майа Фаркин (Meya Farqin,Farkin)-Амед (Диярбакыр). В 990 г. Баз был убит в одном из многочисленныхсражений  Хамданидами (курдская династия) . Царский трон достался племяннику База Али Гасан  — сыну Мервана. По имени отца государства вистории стал известно  как государство Мерванидов. Энергичный Али Гасан за короткий срок расширил границы государства, которое  охватывалона юге  от подножья гор Джуди, включая Джезире, Хасанкейф, на западе —Харпут, на севере — Малазгирт и на востоке — Хаккари. В период династииМерванидов в Курдистане были построены очень много мечетей, медресе,караван-сараев (постоялых дворов – прототип современных гостиниц), бани,оросительные каналы. Майа Фаркин превратился в крупный торговый центр. В годыправления  Эмира  Абу Насра Мервана развитию культуры, литературы иискусства уделялось особое внимание, покровительствовали ученым и поэтам. Поэтомуне случайно, что El Dela, Tihamо, Ebu Riza, Siman El Hotaci и другие видныесредневековые поэты в своих произведениях особо воспевали Эмира  АбуНасра.

     В 1085 г. сельджукский султан Меликшах положилконец государству Мерванидов, но местные курдские князья и роды сохранили своювласть на местах, приняв номинальную вассальную власть от сельджуков.

     По другой версии — согласно которой долгое время вСильване не было дождей и все население Сильвана вышло  на «Дождевуюмолитву» и Богом их молитва была принята и пошли долгожданные дожди и ожилиокрестности. Нотки этих земледельческих традиций просматривается и в езидизме:согласно поверью езидов  к апрелю месяцу земля должна быть вспаханакрестьянами и подготовлена к посеву, то есть должна обработана до праздника.По этому поводу езиды говорят: «Зк nabe di vк mehк da mirovк кzоdо erdкbikole!» («Езиду никак нельзя обрабатывать землю в этот (апрель) месяц»).

Данная легенда  и езидское поверье удивительным образом перекликаютсяи с шумерской легендой о Думузи и Инанна (Иштар) и в ней явно видны мотивыПраздника Весны – Навроза.

     Согласно другой бытующей в курдской средеСильвана  легенде,  в данной местности когда-то жила очень капризнаяи красивая невестка из влиятельной царской семьи,  которая никак  не желала  слышать о свадьбе другой девушки в месяц своейсвадьбы,  и по этой  причине в Сильване до недавних пор в мае месяцедаже сыграть свадьбу считалось большим грехом, так как это было равносильнотому, чтобы  в один и тот же дом привести вторую жену.

Примечательно, что всвященном езидском «Гимне о месяцах» месяц Апрель (Нисан) является«Невестой года» («Buka sale»). Согласно езидизму, месяц апрель у езидовсчитается священным месяцем, и езиды говорят: «Nоsan — bыka salк ye» («Апрель -невеста года») или говорят: «Nоsan — bыka heyva ye» («Апрель — невеста всехмесяцев»), имея при этом ввиду того, что апрель самый яркий весенний месяцпосле пробуждения природы от зимней спячки и наряжена как невеста. В этоммесяце езидам категорически запрещено справлять свадьбы. Езиды Ирака, Сирии иТурции говорят: «Зк nabe, mirovк кzоdо di meha Nоsanк da daweta bike!» («езидуникак нельзя справлять свадьбу в апреле месяце»).

     Интересен и тот факт, что Зejna «Serк Gulanк»строго по времени и по названию совпадает отмечаемым езидами Ирака, Турции иСирии в апреле месяце праздником Заrsama Sor (Чаршама Сор«Краснаясреда» или Заrsama Serк Nоsane («Чаршама Саре Нисане» («Cреда в начале апреля»)как Новогодний Праздник.

В отличие от езидовКурдистана, езиды постсоветского пространства (Армении, Грузии, России иУкраины) отмечают в марте (adar) месяце Kloзa Serк Salк («Клоча Саре Сале» —«Новогодний Кулич») или иногда Eyda Serк Salк («Айда Саре Сале»), который символизируетнаступление Нового Года.

      На территории Южного Курдистана (основныерегионы проживания езидов — Шейхан и Шенгал-Синджар), езиды района Шейханназывают праздник – Sersal (Сарсал — «Начало года») чаще, чем Заrsama Sor(«Чаршама Сор»). Праздник Заrsama Sor отмечаемые езидами Курдистана вапреле и Kloзa Serк Salк, отмечаемый езидами постсоветского пространства вмарте, несмотря на разницу в месяц, включая и некоторую обрядовую практику,некогда отмечались в одно и то же время. Возможно, это связано при подсчете даты праздника в разнице подходов  к разным календарям езидскимдуховенством.    

     Согласно езидским священным текстам, каждый годБог садится на трон и созывает к себе ангелов во главе с Малак Тавусом. Онвыбирает одного из них и посылает на землю, чтобы тот управлял миром в течениегода. Езиды говорят, что ангел сходит на клочземлю и наряжает ее цветами изеленью.

     Первый день Нового Года у езидов называетсяСарсал, т.е. начало года, который попадает на среду («Чаршама сор» — «Красная среда»)первой недели апреля месяца (Нисан) по восточному календарю. Йезидскоелетоисчисление до сих пор ведется по Восточному Календарю, а разница междувосточным и григорианским календарями составляет тринадцать дней.Соответственно, праздник нельзя отмечать ранее 13 числа включительно. В 2009 г.Заrsama Sor совпал на 15 апреля и праздник отмечался до 17 число.

    

     В этот ежегодный праздничный день в каждойезидской семье хозяйка выпекает кулич, в который помещает бусинку или монету.На следующий день, рано утром, все члены семьи собираются вокруг пирога(кулича), чтобы присутствовать при том, как глава семьи, после соответствующеймолитвы, разрежет его. Сначала ножом проводят по середине пирога, и называютэто xeta cot, т.е. борозда плуга; затем одну сторону делят на куски, каждый изкоторых приносят в дар ангелам и святым: 

1. Heft mкrк diwanк («Семь мужей трона (небеснего)» — семь ангелов)

2. Xwedanк malк («Хозяин дома» — покровитель семьи)

3. Memк Sivan («Маме Шван» — покровитель мелкого рогатого скота)

4. Gavanк Zerza(n) («Гаване Зарза(н)» — покровитель крупного рогатогоскота)

5. Xatuna Fкxra («Госпожа Ясность (Луна)» — покровительница женщин и детей)

6. Sкms («Солнце» — светоносный ангел).

7. Другую половину разрезают на части по количеству членов семьи, называяих имена. По преданию, в чьей доле окажется бусинка или монета, тот будет вэтом году благословлен Богом.

   В зорастризме — Амэша Спэнта (букв. «бессмертный святой») —семь первых творений, созданных Ахура Маздой. По другой версии Амеша Спента —ипостаси Ахура Мазды.  Амеша Спента — семь бессмертных святых, выполняющихпосредническую миссию между Духом святости Спента Манью и человечеством ввопросах нравственности.

    ОбразXatuna Fкxra («Госпожа Ясность (Луна)» — покровительница женщин и детей) везидизме восходит к Армаити («благочестие», «благонамеренность») — добрый дух(ахура) одно из божеств в зороастризме. Армаити — Святое благочестие,персонификация набожности и преданности, она — «Святая Ясность», СвятоеСогласие. Она же — покровительница земли и богиня изобилия, иногда считаетсяженой или дочерью Ахура-Мазды. Единственный женский образ в Амеша-Спента. С нейсвязывают защиту целостности и чистоты материального мира, материальное идуховное богатство. Символизирует Армаити процветание и мир, связана с земнойдолей человека, терпением и смирением. В награду людям приносит любовь и помощьдругих людей, мир и высшую гармонию. Покровительствует всем тем, ктовозделывает землю. 

Праздник Спента-Армаити отмечали весной, как день мира и радости и был посвящён всему живому. Наступающий после праздника месяц Спента-Армаитисоответствовал Матери-Земле, воплощению любви, материнства и плодородия,которая дарит людям надежду на продолжение рода. Месяц также был связан сохраной домашнего очага, со служением, исполнением долга, и очищением.Благодетельный мир, который приносит Спента-Армаити, делает землю изобильной,потому она считалась владычицей удачи и роскоши, в доме ей посвящали погреба икладовые. Ей молились, чтобы не оскудевала земля.

      Ayathriama — у зороастрийцев — праздникрогатого скота. У езидов покровителями являются Memк Sivan («Маме Шван» —покровитель мелкого рогатого скота) и Gavanк Zerza(n) («Гаване Зарза(н)» — покровителькрупного рогатого скота).

      Таким образом,  отмечаемые курдами мусульманамиСильвана (Амед/Диярбакыра) «Serк Gulanк» (Праздник «Начала Мая», езидамиКурдистана Заrsama Sor (Заrsama Serк Nоsane — «Cреда в начале апреля») иезидами постсоветского пространства Kloзa Serк Salк («Клоча Саре Сале» —«Новогодний Кулич») или Eyda Serк Salк («Айда Саре Сале»), несмотря на разницу вназваниях праздники эти, несомненно, корнями своими уходят в лоно древнейкурдской религии Зороастризм.  

     Впользу этого служит и бытующее в курдской среде, вне зависимости отвероисповедания, поверий и преданий в связи с указанными праздниками.  Апредания в курдской среде Сильванцев о праздновании Зejna «Serк Gulanк» как ДняПобеды курдского государства Мерванидов ( X-XI вв.) указывает на более раннееее доисламское происхождение.    

Литература:

1. M. EMIN SANCAR. Silvan’da bin y?ll?k gelenek ‘Serк Gulanк’ kutlan?yor.

http://www.firatnews.eu/index.php?rupel=nuce&nuceID=7759

2.Ханна Омархали. Семинар. Чаршама Сор.

http://www.ezdixane.ru/content/view/782/27/.  

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Популярные

To Top