О нас

Езиды в бывшем СССР

Езиды в бывшем СССР

Со времен Средневековья курды – как мусульмане, так и езиды – проживали в Кавказском регионе. Единичные курдские племена езидов были замечены в Закавказье в 18 столетии. В 1770-х годах король Грузии Иракли II предпринял попытку установить диалог с езидами, используя в качестве посредника ассирийского архиепископа Исайю. Иракли II передал через Исайю письмо, адресованное лидеру езидов Чобан-Ага, в котором он предлагал езидам вступить в немусульманский союз с армянами и ассирийцами против османского султана.

Более массовая миграция езидов в Закавказье наблюдалась во время и после Крымской войны (1853-1856) и Русско-Турецкой войны в 1877-1878 гг. Во второй половине 19 столетия езиды жили в таких поселках Армении: Мирек, Курабогаз, Джарджарис, Чобанмаз, Курдский Памб, Большая и Малая Джамушлу и Корубулаг. Жители этих поселков пришли, в основном, из Турецкой Империи в период с 1830 по 1877 гг. Известно, что в двух езидских селениях – Байзиз и Сичалу – была 41 семья.

Тем не менее, в начале 20-го столетия большинство современных езидов поселилось в Армении и Грузии в результате религиозных гонений со стороны турецких властей и местных исламских организаций. Эти езиды прибыли из районов Вана, Байазида, Карса и Сурмалу. Так как езиды были сельскими жителями, они селились, в основном, в заброшенных и безлюдных деревнях Армении, хотя в Грузии они находили пристанище и в городах – сначала в Тбилиси, а затем также в Телави и Рустави. Обычно мигранты переселялись из одного поселка в новый вместе, в то время как в городах сородичи или собратья проживали на одной улице. Согласно последним советским данным, в Грузии и Армении проживало около 90,000 езидов.

Как известно, Лалиш в Иракском Курдистане — единственное священное место езидов. С тех пор, как кавказские езиды были отрезаны от их исторической святой земли, они осуществляли свои религиозные служения в домах их духовных лидеров от шейхов, которые, в свою очередь, посещали своих мирян (Миридов) во время религиозных праздников. Не удивительно, что жизнь и обычаи езидов подвергались определенному влиянию со стороны христиан (армян и грузин).

Можно сказать, что на протяжении советского периода в истории Грузии и Армении, то есть с 1921 по 1991 гг., девяностотысячная община езидов наслаждалась относительно благоприятной и культурно насыщенной жизнью. В то время как при Сталинском режиме мусульманские курды были переселены из Советско-Турецкой пограничной зоны в Центральную Азию и Сибирь, езидам было разрешено остаться и разделить ежедневную жизнь с народами Грузии и Армении, также как и с другими национальными меньшинствами, включая азербайджанцев, русских, украинцев, греков, осетинов, евреев, абхазцев, ассирийцев, татар и немцев. Более того, иногда езиды и представители других национальных меньшинств подвергались позитивной дискриминации с целью повышения их образовательной и политической активности. Конечно, такому развитию способствовало известное кавказское гостеприимство и советские идеологические предпосылки к интернационализму. Все резко изменилось после распада СССР. Пока крупные этнические группы в бывших республиках (пере)устанавливали свой суверенитет и начинали внедрять национально-ориентированную экономику и политику, национальные меньшинства стали беззащитными среди националистической пропаганды и, во многих случаях, гражданских войн.

Таким образом, в Грузии и Армении возникли крупные вооруженные конфликты. В Грузии произошли столкновения в автономных регионах Южной Осетия и Абхазия, а также между сторонниками и противниками бывшего президента Звиада Гамсахурдиа. Конфликт вокруг Нагорного Карабаха, территории Армении на границе с Азербайджаном, непосредственно коснулся Армении. Из-за этой ситуации многие люди покинули и Грузию, и Армению в поисках более безопасных мест: евреи отправились в Израиль, немцы – в Германию, греки – в Грецию, азербайджанцы, армяне, русские и украинцы, соответственно, в свои республики. Даже меньшинства без независимых государств смогли найти относительно мирный прием со стороны своих этнических собратьев (южные осетины – в Российской Северной Осетии) или наций с такой же религиозной принадлежностью (мусульмане – на Северном Кавказе и в Азербайджане).

Около 20,000 мусульманских курдов из Армении были, так или иначе, приняты в Азербайджане и Центральной Азии благодаря религиозной и культурной близости.

В результате, езиды оказались единственной этнической группой, которой некуда было идти. Документально оформленные анти-Кавказские действия Российских властей (к примеру, меры, принятые мэром Москвы Лужковым) и подъем российского национализма, усугубленный войной в Чечне, отняли у езидов единственное место, где они теоретически могли бы быть приняты. Их этнические братья, курды, сами оказались без государства, подвергались преследованиям, и ни одно другое государство в мире не было заинтересовано в том, чтобы им помочь. Следует отметить, что официальные власти Грузи во главе с Шеварднадзе и Армении во главе сначала Тер-Петросяна, а теперь Кочаряна, были избраны демократическим путем и пытались совладать с экономическим кризисом и политической нестабильностью. В любом случае, бедность и высокий уровень криминализации местных администраций причиняли вред обычным гражданам, и, как это всегда было в истории, в первую очередь, беззащитным представителям национальных меньшинств. Будучи не в состоянии преодолеть ежедневные трудности, езиды продавали свои последние вещи и платили контрабандистам в надежде, что европейское общественное мнение поймет их просьбы о предоставлении убежища.

Их религиозные ритуалы и табу (такие как запрет брака) не могли соблюдаться на их родине из-за малой численности оставшихся представителей и невозможности посещать историческую родину в Ираке. Так как группы езидов лучше всего обосновались в Германии, эта страна является для них, как для общности, история которой насчитывает несколько тысячелетий, последним шансом выжить. Подавляющее большинство грузинских и армянских езидов хорошо образованы, имеют многолетний опыт интеграции в христианские общества и не разделяют экстремистских мнений, которые могут сделать их нежеланными гостями на Западе.

Перевод с английского специально для Эздихана.ру

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Most Popular

To Top
Translate »