Езиды (самоназвание эзди) – этно-конфессиональная группа, основной характеристикой идентитета которой является религия – езидизм, или шарфадин (как называют ее сами езиды). Езидизм сформировался в период 11-13 веков в Северном Ираке (Синджар), который и по сей день остается главным духовным центром этой религии. Здесь, в долине Лалеш, расположены главные святыни езидов.
Езиды живут также в Сирии, Турции, Грузии, странах Западной Европы (в основном – в Германии), а также в России (Краснодарский край, Владимирская, Ярославская, Московская обл. и т.д.).
Народная культура езидов, богатейший фольклор, социальная структура езидского общества, а также обычаи и нормы – все обусловлено уникальным религиозным мировоззрением этого народа. Езидизм долгое время оставался загадкой для исследователей, путешественников и даже живущих по соседству народов из-за закрытости общества и эзотеричности исповедываемой доктрины. Результатом этого неведения стал ошибочно применяемый к езидам эпитет “дьяволопоклонники” (Devil-worshippers, Satan.s worshippers, Teufelsanbetern, adorateurs du diable). Езидизм – синкретическое учение. Вера в Единого Бога сочетается в нем с поклонением Святой Триаде – Малак Тавусу (Ангелу-Павлину), Шейху Ади и Султану Езиду (все они – инкарнации Единого Бога), а также с довольно обширным народным пантеоном, включающим ряд божеств, святых и покровителей, имеющих свои параллели и в иранской и в семитской традициях. Малак-Тавус – главный член Святой Триады – амбивалентная фигура, в которой черты и атрибуты божества сочетаются с характеристиками падшего ангела. Именно поэтому в езидизме существует так называемая апология сатаны – запрет какой-либо хулы в его адрес и даже табу на само слово “сатана, дьявол”‘. Данный факт в сочетании с уже упомянутыми закрытостью общины (езидизм нельзя принять – езидом можно родиться лишь от отца и матери-езидов) и послужил, вероятно, продолжительному неверному восприятию езидизма окружающими и возникновению эпитета “дьяволопоклонники”. Апология сатаны во многом сближает езидское учение с суфизмом, элементы которого прослеживаются и в некоторых других аспектах этой уникальной религии.
Большинство характерных черт езидизма отражены в образцах богатейшего народного творчества, бережно хранимого езидами на протяжении веков. Так называемые Священные писания езидов – “Книга Откровения” и “Черное Писание” – содержат значительно меньше информации о езидском учении, нежели образцы религиозного и ритуального фольклора.
Езидское общество – кастовое и включает три основных составляющих: шейхи, пиры (духовенство) и мриды (миряне). Безусловно, иерархия езидского общества гораздо сложнее и представлена еще несколькими прослойками (напр., кочаки, факиры, каввалы, фарраши и проч.), которые, однако, являются актуальными лишь для духовного центра езидизма, где они имеют функциональную значимость: храмовая служба, организация общих праздников и т.д. В диаспоре же, как правило, абсолютно необходимым является наличие трех основных каст. Каждому езиду, независимо от кастовой принадлежности, предписано иметь духовных наставников из шейхской и пирской семей и, прежде всего, брата или сестру загробной жизни. Духовное наставничество – важнейший элемент езидского общества, основа сохранения культуры, религии, самосознания. Ни одно сколь-нибудь значимое событие в жизни езида не происходит без участия духовных наставников. Помимо прочего, важная задача духовного руководства сохранение трех базовых принципов езидизма, определяющих принадлежность человека к езидской общине: недопустимость кастового смешения, недопустимость браков с иноверцами, непреклонное следование законам езидской веры.
Езиды говорят на курманджи, северокурдском наречии (принадлежащем к северо-западной группе иранских диалектов), но сами называют свой язык эздыки, подчеркивая тем самым на свою самобытность.
Вообще, многовековое выкристаллизовывание езидского идентитета привело к тому, что неотделимыми составляющими самосознания езидов стали четкая сепаратизированность от ислама в религиозном плане и от курдов – в этническом. Во многом этому способствовали и постоянные гонения, которым подвергались езиды в Османской имеперии со стороны турок и курдов, наряду со многими христианскими народами (армянами, греками, ассирийцами). О преследованиях езидов повествуют многочисленные источники, в том числе отчеты христианских миссионеров позднего средневековья, докладывающих о бедственном положении собственной паствы, а заодно и других немусульманских меньшинств. Результатом этих гонений и стало переселение езидов в Закавказье в середине XIX века и позднее – в начале XX века – в Армению, а отсюда в дальнейшем и в Грузию. Эти две страны с дружественной христианской средой за последние двести лет стали родиной для этого небольшого народа.
Именно в Армении в 20-х годах XX века были открыты первые школы для езидских детей, здесь вышел в свет первый езидский букварь. Из стен Геворгяновской семинарии Эчмиадзина вышел одни из первых представителей езидской интеллигенции – Усуб-бек, член парламента первой Армянской Республики (в 1918-1920 годах).
Отсутствие метрополии указывает на необходимость специальных мер, направленных на сохранение уникальной негосударственной культуры, стоявшей перед угрозой исчезновения всякий раз, когда ставилась под сомнение идентичность самих езидов.
Ярким примеров тому служат все переписи населения Советского Союза, проведенные с 1930-х и до конца 1980-х годов. Ни в одной из них езиды не выделены в отдельное меньшинство. Политика унификации малых народов, а тем более этно-конфессиональных меньшинств, наличие которых игнорировалось в атеистической системе, привело к тому, что езиды полностью отождествялись с курдами исходя главным образом из языковой принадлежности. Однако последние годы существования СССР для многих народов характеризовались резким подъемом самосознания.
Вспыхнувшее в конце 80-х годов в Армении Езидское движение завершилось призывом к созванному 30 сентября 1989 г. III Всеармянскому Съезду езидов (первые два съезда прошли на заре истории Армянской СССР – в 1921 и 1923 гг.) потребовать от властей официального признания собственного идентитета. В результате уже во Всесоюзной переписи населения 1989 г. езиды представлены отдельным меньшинством. По данным той же переписи, на территорри Армении насчитывалось 52700 езидов. Таким образом, из примерно 60 000 человек, некогда причисляемых к курдам Армении, 88 % назвали себя езидами.
Признание езидской идентичности создало возможности для возрождения езидской общины: была основана езидская программа на Национальном радио Армении, начала издаваться газета “Данге Эздия” (“Голос езидов”), возникли общественные организации, представляющие интересы езидского меньшинства, при Совете министров РА был зарегистрирован Езидский Духовный Совет и т.д.
В местах компактного проживания езидов в школах преподается родной язык. Практически все езиды владеют, наряду с родным, также и армянским языком, достаточно высокий процент знает русский. В настоящее время в Армении езиды пользуются для письма кириллицей, хотя в зависимости от мест приживания в разное время езиды использовали или и по сей день используют различную графику: арабскую (в Ираке и Сирии), латинскую (в Турции и Европе), армянскую (в Армении) и т.д.
В Армении езиды проживают компактно и дисперсно преимущественно в сельской местности Арагацского, Армавирского, Аштаракского, Талинского, Арташатского, Абовянского, Эчмиадзинского, Масисского и др. районов, а также в городах: Ереване, Эчмиадзине, Армавире, Аштараке, Арташате, Гюмри и т.д.
В большинстве своем езиды – носители традиционного уклада жизни. Отгонное скотоводство – основной род занятий, хотя многие сельские жители занимаются и садоводством. Надо отметить, что согласно проведенным Кавказским центром иранистики исследованиям и широкому анкетированию в рамках программы “Езиды Армении: современное состояние общины”, большинство езидов, в том числе и из сельской местности, имеют специальность (механиков, слесарей и т.д.), однако предпочитают традиционый род занятий, который иногда совмещают и с другими видами деятельности. Езидская интеллигенция – журналисты, юристы, врачи – в основном жители городов. В целом, среди езидов отмечен невысокий уровень вовлеченности в административные структуры, однако в последние годы, во многом благодаря созданию общественных организаций и т.д., наметились тенденции большего вовлечения представителей езидского меньшинства в общественно-политическую жизнь республики, в работу государственных органов. Езиды Армении неоднократно демонстрировали высокий патриотизм, в том числе и в период Карабахского конфликта, когда многие из них сражались добровольцами, а 44 человека геройски погибли на фронте.
Учитывая высокий уровень экономической миграции из Армении, численность езидов, безусловно, сократилась, возможно, до 45 тысяч человек. Среди переселенцев большинство – миряне; представители же духовных каст, на которых возложена важная миссия сохранения традиции, в меньшей степени подвержены миграционным процессам. Переселенцы основали новые общины в России, но поддерживают связи с родиной, где почти у всех остались родственники и духовные наставники.
Российские и европейские общины, возникшие в основном в последние два десятилетия XX столетия, имеют свою специфику. В России эта специфика обусловлена пестрой этнической средой (как, например, в Краснодарском крае), неполноценностью общин (отсутствием представителей духовных каст, а следовательно – духовного наставничества), а также необходимостью быстрой интеграции в условиях новой экономической среды. Несмотря на латентное ассимилирующее влияние среды, на сегодняшний день езиды в России четко сохраняют свое самосознание и стремятся к сохранению языка, традиций, духовной культуры.
В Германии же трансформация самосознания переселенцев уже привела к возникновению нового, сложного идентитета езидов-курдов, ставшего результатом вовлечения езидов в культурную и политическую орбиту курдского движения, причастность к которому обещает езидам бoльшие интеграционные возможности. Объективные исторические процессы трансформации культур и идентитетов, достаточно типичные для современного мира – еще одно подтверждение необходимости особого внимания к уникальным негосударственным культурам.
В Армении существуют давние академические и культурные традиции изучения езидов, их культуры, религии и т.д.: в XIX-начале XX веков первые труды по антропологии, этнографии, истории и фольклору езидов были изданы армянскими учеными, в Советской Армении по проблемам езидской религии, культуры, этнографии также издавалоь большое количество работ. Однако все исследования и труды, посвященные данной проблематике, в условиях отрицания езидского идентитета официально именовались курдологическими. В Армении были созданы первые документальные фильмы о жизни езидов, представляющие собой большую этнографическую ценность.
Проблемами езидизма, изучением езидской религии, истории, культуры активно занимается армянская востоковедческая наука в рамках академической деятельности Кавказского центра иранистики в Ереване и Кафедры иранистики ЕГУ. Это – одно из наиболее успешных и перспективных направлений современной иранистики: только за последние годы в Армении и за рубежем вышли ряд академических публикаций армянских востоковедов по различным вопросам езидологии, изданы с переводом на армянский и английский языки езидские религиозные тексты, готовится к печати большая монографическая работа по религии езидов.
Наличие этноконфессионального езидского меньшинства в палитре меньшинств в целом моноэтнической и моноконфессиональной страны – в равной степени и достояние, обогащающее нашу культуру, и определенная степень ответственности для государства, обязанного способствовать сохранению и развитию народа, однозначно считающего Армению своей родиной и вот уже два столетия всецело разделяющего ее судьбу.
Езидская программа Национального радио РА
Руководитель – Х. Тамоян
Адрес: г. Ереван, ул. Мравяна, 2; тел.: 52-07-73
Езидский Духовный Совет при Комитете
по делам религий при Совете министров РА
Председатель – Шейх Хасане Калаш (Хасан Хасанян)
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.