Ханна Омархали

КАСТОВОЕ ДЕЛЕНИЕ ЕЗИДСКОГО ОБЩЕСТВА

Melekо Taus

Melekо TausЕзидизм – религия, почти неизученная, сведения о сущности которой, основ ее вероучения, сложной обрядовости, догматике, социальной организации теократического общества, как правило, малочисленны. В заметках путешественников, чей путь проходил по территории проживания курдов-йезидов, можно встретить часто обрывочные, а иногда и подробные сведения о них, но в основном касательно их нравов и обычаев. Однако почти никому из них не удалось приподнять завесу тайны с догматики йезидизма, религиозных воззрений приверженцев этой религии. Это можно объяснить тем, что йезиды, пройдя через горнило многовековых кровавых репрессий, скрывали свое вероисповедание, и вовсе не стремились рассказывать посторонним о своей религии.

В связи с тем, что на протяжении многих веков большинство езидов скрывали свою принадлежность к езидизму, их верования и обряды становились строго законспирированными. Они продолжали придерживаться религии своих предков и тайно отправляли культы, устно передавая основы вероучения. Несомненно, передаваясь в устной форме из поколения в поколение, некоторые из них были забыты. Однако несмотря на это, их большая часть дошла до сегодняшних дней, и езидам удалось сохранить свое вероисповедание.

Некоторые авторы в отношении езидизма неправомочно используют термин «секта», который искажает и упрощает такое древнее и глубокое явление, как езидизм. Мы, разделяя мнение академика Н.Я. Марра о езидизме, как собственно курдской религии, исповедовавшейся большей частью курдов до того, как они были обращены в ислам, будем употреблять соответствующее езидизму понятие “религия”.

Точная численность езидов неизвестна. По некоторым подсчетам, езидов насчитывается приблизительно до одного миллиона человек. Живут они в основном в Ираке (особенно в горах Синджара – Шенгала, где находится Лалеш – святилище всех езидов – и в Шейхане), в Турции (в Тур-Абдине, Нусайбине, Диярбакере, Мардине и в провинциях Сиирта), в Сирии (в районах Сруджа, Африна, Камышлы). Небольшая их часть живет в Иране, преимущественно на крайнем северо-западе в Западном Иране (в районе городов Маку и Хой) и в окрестностях Керманшаха. Езиды также проживают на территории бывшего Советского Союза, в Грузии, Армении, в России, на Украине, в Германии, Франции, Бельгии, Голландии и в некоторых других странах. Существует большое количество езидских общин, как в Европе, так и в России. Например, в Германии известны общины в таких городах, как Бремен, Ганновер, Ольденбург, Целле и т.д., в России – Краснодар, Москва, Нижний Новгород, Саратов, Тамбов, Ярославль и многие другие.

Значительное количество языковых, религиозных и исторических свидетельств позволяет говорить, что когда-то носители древнеиндийской и древнеиранской культур, составляли единое целое так называемую «индоиранскую» общность. Многие схожие элементы езидизма, зороастризма и индуизма позволяют предположить, что субстратом этих религиозных систем явились древние индоиранские воззрения. Главной отличительной чертой этих религий является то, что принять их нельзя.

Езидизм – это монотеистическая религия. В ней подчеркивается единство Бога и совершенно определенно указано, что Бог Творец вселенной, а правление миром предоставляется семи архангелам, созданным Им. В этой религии Творец представляет собой всемогущего создателя мира и, по мнению А.А. Семенова, концепция Бога у езидов, в некоторой степени, похожа на идею Платона об Абсолюте.

Структура езидского общества

Вся религиозная практика езидизма основана на кастово-теократическом принципе деления общества. Изучение этого вопроса помогает разобраться во многих аспектах данной религии, и прояснить некоторые дискуссионные вопросы. Кастовая система, как известно, имеет древнеарийское происхождение. Под кастой подразумевается замкнутая общественная группа.

Основные свойства кастовости можно определить следующим образом: единое представление об общем происхождении, каждая отдельная каста имеет свои обычаи, законы и обязанности, заключение браков разрешается лишь внутри данной группы (сословия).

В раннем зороастризме и ведической традиции существовала система деления общества на духовенство и мирян, в некоторой степени сохранившаяся по сей день. В езидизме было разделение общества лишь на два сословия: духовенство и мирян. Наиболее серьезную трансформацию структура езидского общества претерпела в XII в., когда Шейх Ади б. Мусафир подверг реформации, так или иначе, большую часть религиозной системы езидизма.

Шейх Ади б. Мусафир, родившийся между 1073 и 1078 гг. в Бейт-Фаре, в области Баальбек (ныне территория Ливана), является реформатором езидизма и почитается всеми приверженцами этой религии. На сегодняшний день большинство ученых склоняются к тому, что Шейх Ади б. Мусафир пришел в курдские горы из Шама и обосновался в Лалеше. Об этом свидетельствует также езидская религиозная традиция. Например, в одном из основных религиозных гимнов – «Mala bava» – говорится:

Shexadi ji Shame dihate, Li Lalishe diket xebate.

Шейх Ади пришел из Шама, В Лалеше [начал] творить деяния.

Согласно кастово-теократическому принципу, все езиды делятся на тарик – духовенство и мрид – мирян. Духовенство, в свою очередь, подразделяется на пиров и шейхов.

Функции и обязанности, как духовенства, так и мирян наследственны. У езидов, в отличие от многих других религий, духовными лицами становятся не после получения соответствующего образования. Права исполнять функции служителей религиозного культа в езидизме переходят по наследству. Дети родителей, принадлежащих к духовенству, являются духовными лицами, а дети родителей мридов – мридами. Т.е. браки между шейхами, пирами и мридами запрещены, но разрешены в каждой касте (хотя существуют свои запреты внутри каст).

Нарушение этого закона сразу влечет за собой самое строгое наказание для езида, а именно экскоммуникацию, то есть исключение его из езидской общины. Такая же система присутствует в индуизме, где браки заключаются только внутри определенной касты. Нарушение же правил взаимоотношения между кастами ритуально оскверняло человека и влекло не только прижизненное наказание (подразумевается исключение из касты и лишение прав состояния), но также рождение в следующий раз в крайне неблагоприятных условиях: в низкой касте, в группе “неприкасаемых” – изгоев общества или в обличие животного.

Таким образом, в езидизме существуют три касты, две из которых представляют духовенство. Обычно для обозначения езидов, принадлежащих к какой-либо касте, употребляются собирательные названия: Шехани, Пирани и Мридхана. Для всей общины езидов также используется собирательное название – Эздихана.

Многие авторы, писавшие о езидах, иногда неверно понимали кастово-теократический принцип деления езидского общества и, соответственно, неправильно перечисляли езидские касты. Поэтому, во избежание путаницы, следует сразу упомянуть о существовании сложной духовной иерархии в Лалеше, при гробнице Шейха Ади. Некоторые исследователи ошибочно пишут, что функции представителей каждой группы служителей Лалеша наследственны.

Источники дают разную информацию о духовных сословиях в Лалеше. В руках главы всех езидов мира или эмира сосредоточена как духовная, так и светская власть. На сегодняшний день езидским эмиром является Мир Тахсин-бег – сын Саид-бега (скон. в 1944 году).

Одной из важнейших фигур в езидской духовной иерархии, после мира, является бабашейх, который ведет все религиозные обряды общины по указаниям мира и присматривает за мавзолеем Шейха Ади. Традиционно он облачен в белое одеяние и постоянно носит черный девятиметровый шерстяной пояс. Избирается бабашейх лишь из дома Фахр ад-Дина, рода Шамсани.

Псмиры и пешимамы сейчас утратили ту важность, которой обладали в старину. Их функции заключались в помощи эмиру. Пешимам избирается только из рода Шейхесена (Шейх Хасана).

Шейх ал-Вазирь – духовное лицо в Лалеше, избирается только из наиболее почитаемого рода шейхов – Шешемса (Шейх Шамса).

Баба Чавуш назначается самим миром, ведет очень набожный и строгий образ жизни. Он полностью облачен в белое и всегда носит черный шерстяной пояс.

Представителями езидского духовенства являются также шейхи и пиры. Низшее духовенство – каввалы – являются знатоками и исполнителями езидских религиозных гимнов (qewl u beyt). В обязанности каввалов входит также сбор налогов и пожертвований.

Факир ведет строгий аскетический образ жизни, воздерживаясь от всех мирских благ. Сверхъестественную способность предсказывать будущее приписывают кочакам. Функции чавушей и фаррашей очень близки: возжигать огонь на могиле Шейха Ади. Незамужние женщины и вдовы, дающие обет безбрачия, формируют так называемую группу факраев, главу которых называют кабана.

Строго разработанная и развитая иерархия духовенства, существующая при Лалеше, несомненно, свидетельствует о наличии в езидизме своеобразного института Церкви. Духовная иерархия, существующая при Лалеше требует особого рассмотрения и могла бы стать отдельной темой для исследования.

Итак, в езидизме существует только три наследственные касты: шейхи, пиры и мриды. Если обратить внимание на езидские касты и названия некоторых родов езидов, то существует много свидетельств того, что некоторые рода курдов исповедуют как ислам, так и езидизм. Поскольку езидизм нельзя принять, а езидом можно только родиться, то это свидетельствует о том, что до обращения в ислам, эти рода курдов исповедовали езидизм.

Каждая из вышеупомянутых каст состоит из большого количества родов. Например, существует около девяноста родов пиров, около девяноста шейхов и приблизительно столько же мридов.

Для обозначения “рода” или “племени” у курдов-езидов наравне с термином барак (berek) используется и кабил (qebil). У курдов-езидов встречается еще один термин – оджах (ocax букв. ‘очаг’, ‘свой дом’, ‘своя семья’), который часто употреблялся для обозначения патронимических групп. Сейчас же это слово больше используют для выражения понятия «очаг», «дом» (как семья).

Шехани, Пирани, Мридхана

Некоторые исследователи считают, что носителями высшей духовной святости являются шейхи, за ними следуют пиры. Многие же ученые придерживаются той точки зрения, что пиры занимают более высокое положение, ссылаясь на то, что они носители исконной религии.

В одной из священных писаний езидов «Черной книге» («Meshefa Resh»), повествуется о создании семи архангелов: “В первый день, в воскресенье, Бог создал ангела Азазила, он же Тауси Малак, глава всего. В понедельник Бог создал ангела Дардаила, он же Шейх Хасан. Во вторник был сотворен ангел Исрафил, он же Шейх Шамс ад-Дин. В среду был создан ангел Микаил, он же Шейх Абу Бакр. В четверг Бог сотворил ангела Азраила, он же Садж ад-Дин. В пятницу Он создал ангела Шемнаила, он же Наср ад-Дин. В субботу был сотворен ангел Нураил, он же Фахр ад-Дин. И поставил Бог Малак-Тауса правителем над всеми”.

В переводах священной книги в некоторых случаях встречаются разночтения. Это понятно, если принять во внимание то, что рукописи не раз переписывались. Переписчики часто “заботились” о понимании религиозного текста последующим читателем, и считали своим непосредственным долгом написать рядом с текстом свое толкование того или иного высказывания. Следующий переписчик вписывал эти пометки в рукопись, тем самым, все больше искажая текст оригинала. Переводы иногда делались с разных рукописей.

Езиды представляют этих шесть архангелов (не считая архангела Азазила, который олицетворяет Малаки Тауса) в виде следующих шейхов: Шейх Хасан, Шейх Абу Бакр, Шейх Шамс ад-Дин, Фахр ад-Дин, Наср ад-Дин и Садж ад-Дин, которые были учениками, последователями Шейха Ади.

В езидизме существуют такие понятия, как Непроявленный Совет (Diwana batini) и Проявленный Совет (Diwana bihari).

Непроявленный или скрытый совет представляет собой небесное собрание ангелов или правильнее называть “небесных архангелов”, который состоит из семи архангелов, созданных Творцом: Азазил, Дардаил, Исрафил, Микаил, Израил, Шимнаил и Нураил. Во главе небесного скрытого дивана-совета стоит архангел Азазил – он же Тауси Малак. Можно провести параллель между шестью езидскими архангелами во главе с Малак-Таусом и шестью зороастрийскими Амэша-Спэнта (авест. “Бессмертные Святые”; среднеперс. Амахраспанды) во главе с верховным Богом в зороастризме Ахура-Маздой (авест. “Господь Мудрый”; среднеперс. и фарси Ормазд). Иногда эти шесть “Бессмертных Святых” воспринимаются как эманации Ахура-Мазды.

“Проявленный Совет” состоит из “эманаций” архангелов – членов небесного дивана и представляет собой земное собрание: Шейх Хасан, Шейх Абу Бакр, Шейх Шамс ад-Дин, Фахр ад-Дин, Седжа ад-Дин и Наср ад-Дин. Проявленный диван-совет на земле возглавляет Шейх Ади.

В религиозных гимнах их имена приобретают следующие стяженные формы: Шехесен, Шехубакр, Шамсадин, Фахрадин (некоторые езиды произносят это имя с метатезой Фархадин), Насредин, Саджадин (или Сиджадин).

Шамс ад-Дин, Фахр ад-Дин, Наср ад-Дин и Садж ад-Дин были братьями, сыновьями мифического персонажа Эздина Мира. Как свидетельствует устная религиозная традиция езидов (религиозный гимн Шамс ад-Дина и Фахр ад-Дина), Шамс ад-Дина и Фахр ад-Дина родила женщина по имени Зин, а Наср ад-Дина и Садж ад-Дина – женщина по имени Араб:

Shemsedine u Fexredine Herdu piset Sitya Zine.

Шамс ад-Дин и Фахр ад-Дин Сыновья Госпожа Зин.

Представители касты шейхов возводят свою родословную к шести ученикам Шейха Ади и их потомкам. Однако на данном этапе наука не располагает достаточной информацией об учениках Шейха Ади и его последователях, что не позволяет установить точное происхождение их всех.

Основной обязанностью шейхов наряду с пирами является совершение езидских религиозных обрядов – ритуалов, связанных с главными жизненными циклами человека: рождением, свадьбой и смертью, ведение религиозных праздников. В зороастризме миряне также полагались на представителей духовенства – жрецов – при совершении обрядов посвящения, а также свадебных и похоронных, при праздновании различных семейных и общественных торжеств.

Шейхи также прислуживают могиле Шейха Ади в Лалеше. Они традиционно полностью облачены в белое одеяние и носят белый головной убор с черным платком. Поверх белой одежды они повязывают красно-желтый пояс – отличительный знак шейхов.

Все шейхи (т. е. Шехани – представители касты шейхов) подразделяются на три рода: Адани, Шамсани и Катани. Курды-езиды связывают название рода шейхов Адани с именем Шейха Ади.

К роду Адани принадлежит семья шейхов Шехесена (Шейх Хасана), к Катани – семья Шейха Шехубакра (Шейха Абу Бакра). Род Шамсани составляют четыре семьи братьев шейхов Шамс ад-Дина, Фахр ад-Дина, Садж ад-Дина и Наср ад-Дина. Все шейхи равны между собой, кроме рода Шехесена, которые занимает более почетное положение. Должность пешимама мог занять только представитель рода Шехесена. Помимо общего для всех езидов запрета на браки с иноверцами, в касте шейхов браки между тремя вышеупомянутыми родами недопустимы, они возможны только между представителями одного рода.

Следует отдельно сказать о шейхах Раш (более известных как шейхи Джентаййар), относящихся к роду Шамсани. Они не имеют своих мюридов. Шейхам из этой семьи не позволяется читать религиозные молитвы над усопшими. Считается, что они наделены даром избавлять людей (не только езидов, но и иноверцев) от различных недугов и их очаги считаются святыми. Среди езидов они хорошо известны своей способностью исцелять душевнобольных. Согласно постановлению Шейха Ади, браки шейхов Джентаййар разрешены только внутри своей семьи (т. е. шейхов Джентаййар) и запрещены даже с представителями своего рода – Шамсани.

На касту шейхов распространены запреты, связанные с животными. Например, представителям семьи Зендина – шейхов рода Шехесена — запрещается убивать зайцев. Шейхам семьи Саджадина – мышей. Известно, что семье Шейхманда, сына Фахр ад-Дина, запрещается причинять вред змеям. Среди езидов бытует поверье, что шейхов из этого рода змея никогда не ужалит. С этими запретами связано много легенд, и они также нашли свое отражение в езидской религиозной поэзии.

Следует отметить, что, поскольку у езидов, кроме Лалеша, нет других святынь, и не существует культовых зданий или помещений для молитв, то их заменяют дома-очаги шейхов и пиров. Ранний зороастризм также не нуждался ни в священных зданиях, ни в постоянных алтарях. Основные празднества отмечали, возможно, или на открытом воздухе, или же в доме главы местной общины. Во время празднования каких-либо мероприятий, езиды собираются в доме знающих пиров или шейхов, у которых есть так называемый стер, поскольку такие дома заменяют им место поклонения, считаются священными очагами. Обычно в таких домах центром отправления культов является стер (ster курд. “звезда”, но, возможно, здесь это слово происходит от араб. setr “завеса”, “занавес”, “прикрытие”). Это постельные принадлежности, сложенные друг на друге у стены в отдельной комнате. Стер обязательно должен располагаться напротив входа в помещение, которое всегда освещается, поскольку если эта комната не освещена, то хозяин дома грешит. Стер у езидов считается священным местом. Иногда в домах пиров или шейхов в стере или на нем находится священная атрибутика, например, харка или глока Шейх Ади (барат) и т. д. Вечерами светлое покрывало, которым накрыт стер обязательно приподнимают, поскольку, согласно езидским преданиям, на нем пребывает покровитель очага – Ходане Мале (Xwedane Male).

Помимо шейхов, езидское духовенство составляют пиры. Слово “пир” (курд. “старый”) восходит к древнеиранскому слову pir “старый”.

Пиры, наряду с шейхами, исполняют религиозные функции и участвуют в различных обрядах. Основная обязанность пиров – распространение начал езидской религии в своей общине. Они принимают участие в основных религиозных ритуалах общины. Так, например, ни один ритуал погребения не может пройти без присутствия на нем пира. В отличие от шейхов, пиры традиционно облачены в черную одежду.

Пиры разделены на большое количество семей. Например, пиры Ал, Бад, Гаргари, Дербес, Исебиа, Камала, Маклабез, Омархали, Ханиа и многие другие. Главным родом среди пиров является род Хасмаман (Hesmeman) или более известный как “пиры сорока пиров” (пире чел пира). Браки в касте пиров разрешены, но недопустимы только с пирами семьи Хасмаман. Для представителей этого дома браки возможны только внутри своей семьи (т. е. “пиров сорока пиров”).

Существует несколько наименований родов пиров, названных в честь какого-нибудь святого. Так, например, Леблан (Liblan), является покровителем свадеб и семейной жизни. Влюбленные молят его о своей свадьбе, и верят, что он помогает им. Согласно традиции, в свое время он построил много мест паломничества, благодаря чему приобрел эпитет “пир кирпичей”. Маме Рашан, чей эпитет “лев”, является повелителем дождей и покровителем урожая.

Среди езидов есть различные толкования езидских родов. Иногда это просто народная этимология, далекая от истины. Часто биография исторической личности – основателя рода – обрастает легендами. На данном этапе науке известно очень мало (или почти не известно) об основателях родов пиров, которых насчитывается около девяноста.

Третьей наследственной кастой езидов являются мриды. Как уже упоминалось выше, они не являются духовным сословием, а представляют собой мирское население. Браки мридов эндогамны в своей касте.

Количество родов мридов, также как и пиров, около девяноста. Как уже упоминалось выше, они не являются духовным сословием, а представляют собой мирское население. Существуют, например, такие рода, как: Анкоси, Бутеки, Гарданзари, Дасени, Келери, Мандеки, Раши, Стурки, Чили и т.д.

Подведем итог и изложим кратко основные особенности кастовой системы в езидизме:

1. В езидизме существуют три наследственные касты.
2. Две касты, а именно шейхи и пиры, составляют духовенство, именуемое в езидизме тарик или рухан.
3. Одна каста представляет мирян – мридов.
4. Три касты распределены в иерархическом отношении: отличаются друг от друга своими обязанностями и функциями.
5. Главные функции пиров и шейхов – осуществление и принятие участия в обрядах и различных религиозных ритуалах, которыми наполнена повседневная жизнь каждого езида (как мирян, так и духовных лиц).
6. Основная обязанность пиров – распространение начал религии среди приверженцев езидизма.
7. К касте принадлежат по рождению.
8. Оба родителя должны быть езидами и происходить из одной касты.
9. Принадлежность детей к тому или иному роду (барак, мал, оджах) передается только по отцу.
10. Все табу и ограничения распространяются на всех приверженцев езидизма без исключения.
11. Через обряд инициации проходят все мальчики, в независимости от их кастовой принадлежности.
12. Браки запрещены между мридами, шейхами и пирами, разрешены только между представителями одной касты.
13. Браки в касте мридов разрешены.
14. В касте шейхов браки запрещены между тремя родами Адани, Шамсани и Катани, дозволительны лишь внутри каждого рода, за исключением представителей рода шейхов Раш (Джентаййар) из рода Шамсани, которые вступают в брак с представителями своего же дома, т. е. шейхов Раш.
15. Браки в касте пиров разрешены, за исключением пиров дома Хасмаман (Hesmeman – пиров сорока пиров), которым позволяется вступать в брак только внутри своего дома.

Благодаря своей консервативности и замкнутости, езидской общине удалось донести вышеописанную структуру общества до сегодняшнего дня. Как нам представляется, это – выражение самосохранения и средство защиты от соседних религий. В настоящее время большинство езидов продолжают придерживаться основ древнего вероучения и жить согласно религиозным обычаям, сохраняя кастовый принцип деления общества, благодаря чему езидизм практически в неизменной форме существует и по сей день.

Кастовая система, как известно, имеет древнеарийское происхождение. Так, в раннем зороастризме и ведической религии существовала система деления общества на духовенство и мирян, в некоторой степени сохранившаяся по сей день. Благодаря своей консервативности и замкнутости, езидской общине удалось донести вышеописанную структуру общества до сегодняшнего дня. Как нам представляется, это было выражением самосохранения и средством защиты от соседних религий, благодаря которому езидское общество до сих сохраняет кастовую систему и свое древнее вероучение.

Как было изложено выше, езидизм в жесточайших обстоятельствах противоборства создал и развил невероятно устойчивую и жизнеспособную религиозную систему, опирающуюся на кастово-теократическую структуру. Эта кастовость общества выдержала даже угрозы XX века, связанные с всеобщей секуляризацией (обмирщением) и повсеместным упадком религиозности.

Статья была опубликована в сборнике «Востоковедение: codex juvenalis» под названием «Кастово-теократический принцип деления традиционного езидского общества». СПб., 2004; приводится в сокращенном варианте и с незначительными изменениями.

Ханна Омархали

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Most Popular

To Top
Translate »