Ханна Омархали

КУЛЬТ И ТАБУ В ЙЕЗИДИЗМЕ (запрет на ношение одежды синего цвета) — Ханна Омархали

ImageВажнейшим видом религиозной деятельности принято считать культ (лат. cultus — ‘уход’, ‘почитание’). Во время отправления культа произносятся отрывки из священных текстов, читаются нараспев религиозные гимны, молитвы.

Каждый йезид должен знать наизусть Символ (свидетельство) веры — Шахда Дин (Sehda Dоn) или Шадатийа Дин (Sedetiya Dоn), в котором кратко излагаются основные догматы йезидизма, и он представляет собой заявление верующего о своей религии. Символ веры существует в нескольких, хотя и мало отличающихся друг от друга вариантах, в зависимости от места проживания йезидов. Например, символ веры у йезидов бывшего Советского Союза отличается от символа веры йезидов Ирака, Сирии и Турции. Йезиды верят, что после смерти они должны будут прочитать Символ веры, стоя перед мостом Салахат (или Салат), ведущим в рай.

По возможности, йезид должен совершить паломничество к святым местам. Существует также большое количество богомолий близ Лалеша на территории иракского Курдистана, куда ежегодно приходят поклониться йезиды.

Йезиду, как и зороастрийцу, категорически запрещается осквернения огня, в том числе и словесное. Ни в коем случае йезиду нельзя тушить огонь водой, поскольку происходит осквернение сразу двух стихий. В йезидизме также существует ряд табу, связанных с сохранением чистоты воды и земли, как и в зороастризме, запрещающем осквернение этих первичных стихий.

В вероучении йезидов существует множество предписаний, которых должен придерживаться каждый верующий йезид и руководствоваться ими в своей повседневной жизни. Основные из них направлены, главным образом, на заботу о сохранении чистоты религии. Например, в числе наиболее страшных грехов числятся так называемые се харфтри греха, основывающиеся на сохранении религии и кастовой системы. Ограничения — табу — представляют собой установления, состоящие в строгом запрете действий по отношению к определенным вещам и явлениям. Часто в различных религиях табуируется все священное, поскольку приверженцы строго разделяют профанное (мирское, повседневное) и сакральное (священное). Однако наряду со священным запретным становится и все нечистое, с точки зрения определенной религиозной системы.

Йезидам запрещено произносить ряд слов, в том числе нельзя произносить название злого духа.

У йезидов существуют некоторые пищевые табу, например, такими являются свинина и салат-латук; не позволяется употреблять в пищу рыбу и капусту. Конопля йезидам недозволительна. С каждым запретом на употребление этих предметов связана легенда, а порой и несколько.

Ношение синего цвета категорически запрещено и существует несколько объяснений этого запрета. Например, некоторые исследователи толкуют его, как реакцию против ислама, излюбленным цветом приверженцев которых является синий и его различные оттенки и тона. По мнению авторитетного представителя йезидского духовенства Пира Хедера Селемана, во время одной из резни йезидов цвет флага противников был синий. Ряд исследователей связывают этот запрет с павлином, аргументируя тем, что птица синего цвета.

Однако если посмотреть на это табу глубже и обратить внимание на сам цвет и на слово, передающее это понятие в курдском языке, то мы, возможно, сможем понять истинную изначальную причину этого запрета. В курдском языке понятие “синий” передается через слово “шин”, второе значение которого — “траур”, “скорбь”. В Древней Индии, равно как и в Древнем Иране, синий цвет также означал траур и символизировал скорбь. В шиизме (в основном в Иране) темно-синий цвет олицетворяет траур. Например, в мусульманском мистицизме (тасаввуф — суфизме) рубище дервишей были часто голубого цвета, что символизировало траур. Запрет йезидов на ношение одежды синего цвета, на наш взгляд, еще одно свидетельство того, что корни йезидизма восходят к религии индоиранской общности.

В противовес синему запретному цвету, в йезидизме существуют излюбленные, священные цвета: белый, красный и желтый — цвета, причастные к свету и Солнцу. Красный цвет — цвет Селтан Эзида. Что касается белого цвета, то у йезидов существует такое высказывание: «Em кzdоne, cil sipоne, buhustоne» (‘Мы йезиды, [облачены в] белое одеяние, [жители] рая’). Свяшенная нательная рубашка йезидов с круглым вырезом — Тока Эзид — должна быть только белого цвета; йезидские священнослужители в основном облачены в белое одеяние; во время праздника Айда Джемайе в Лалеше в жертву приносили белого быка; священная атрибутика, находящаяся в доме у йезидов (харка, глока Шехади и др.), должна быть обернута в белую ткань и т. д.

Некоторые вышеперечисленные запреты (в основном касающиеся недозволительных пищевых продуктов) являются, на наш взгляд, позднейшими наслоениями.

В йезидизме, как уже замечали многие исследователи, прослеживается ряд элементов, присущих другим религиям, что дает основание многим из них называть йезидизм — «синкретической религией», однако основа йезидской религиозной догматики, очевидно, восходит к временам индоиранской общности и другие элементы явно результат позднейшего наслоения. В процессе исследования той или иной религиозной системы, как и культуры в целом, необходимо обращать внимание, как верно заметил Ю.В. Бромлей, на наличие в ней двух генетически различных слоев (которые мы можем видеть и в йезидизме): исторически более ранний (“нижний”) слой, который состоит из унаследованных от прошлого компонентов культуры, исторически более поздний (“верхний”), включающий новые современные культурные явления.

Основа йезидской религиозной догматики, в связи с этим, можно рассматривать как исторически более ранний компонент культуры, который, несомненно, является самым устойчивым. Именно «нижний» слой религиозной системы несет основную нагрузку и состовляет корпус йезидизма. Дальнейшие наслоения в религии заметны и даже очевидны. Иногда они воспринимаются носителями культуры не очень серьезно, в то время как к традиционной культуре всегда трепетное и особое отношение.

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Most Popular

To Top
Translate »