Езидское Общество

Курды в странах СНГ

Курдская проблема, несмотря на ее масштабность и значимость, вплоть до последнего времени, не была включена в реестр проблем постоянного геополитического внимания России.

Поэтому она не получила легального, всестороннего и глубокого освещения в средствах массовой информации, особенно в части ее геополитических и геостратегических аспектов. Между тем, Россия должна не только определить свою позицию в курдском вопросе, но и быть активным и заинтересованным участником в его решении.

В мире растет убеждение в том, что курдская борьба — это борьба справедливая, и достойна уважения. Россия могла бы проявить исторический гуманизм и более решительно утвердиться в этом мнении, помочь это сделать всем демократическим силам в мире.

Для России Курдистан всегда был и остается регионом исключительного военно-стратегического интереса. Значительная часть южных границ России и ныне близка к Курдистану, а некоторых стран СНГ — сопредельна с ним. И каждый раз, когда возникала военная угроза российским владениям на Кавказе как со стороны Турции, так и других соперников России на Ближнем Востоке, царское правительство пыталось привлечь на свою сторону курдов.

Так, в ходе военных действий на русско-турецких фронтах курдские боевые отряды сражались вместе с русской армией против турецких янычар. Были заключены союзы между командирами курдских военных организаций и военачальниками русской армии на кавказском фронте.

Один из курдских командиров Али-Ашрафага Шамшадинов был удостоен звания генерала русской армии. Однако каждый раз после того, как Россия одерживала победу над врагом и укрепляла свои южные границы, она оставляла без внимания своих стратегических союзников — курдов.

Политика османских и персидских властей по отношению к курдам была настолько жестокой, что многие из них вынуждены были покидать свою родину и переселяться в более безопасные места. Поток курдских беженцев все больше устремлялся на территорию Российской империи, в частности в Елизаветпольскую губернию, куда вошла часть земель, отошедших от Персии к России по Гулистанскому мирному договору 1813 года.

Значительное количество курдов очутилось в пределах России, когда по Туркманчайскому договору 1828 года к ней от Персии отошли территории Эриванского и Нахичеванского ханств. В 1878 году их число в пределах России еще возросло за счет карсских и ардаганских курдов.

Часть переселенцев обосновалась у подножья горы Арагац (Эриванская губерния) и наряду со скотоводством стала заниматься земледелием. Небольшая часть курдов селилась в крупных городах Закавказья, в основном в Тифлисе, занимаясь там физическим трудом.

Поскольку социально-экономическая, политическая и культурная жизнь курдов в отдельные периоды истории, при различных политических режимах (царская Россия, советская власть, СНГ) складывалась неодинаково, целесообразно дать характеристику их положения по регионам.


АРМЕНИЯ

Курдское население Армении проживает в основном в Арагацском, Талинском, Армавирском (Октемберянском), Эчмиад-зинском, Арташатском, Араратском (Вединском), Аштаракском, Котайкском, Таширском (Калининском), Вердецисском (Басар-гечар^ком), Севанском районах, а также в городах Ереване, Кировакане и Дилижане, по переписи населения 1989 года численность курдов в Армении составляла 60 тысяч человек; но, по нашим подсчетам, более реальная цифра — 80 тысяч.

В царской России курды Армении жили в тяжелых; социально-экономических условиях. В Александропольском, Шауро-Даралагязском, Нахичеванском, Ново-Баязидском уездах, будучи коренным населением, они вели оседлый образ жизни. Что касается курдов Эриванского, Эчмиадзинскаго, Сурманинского уездов, то там большинство из них занималось скотоводством.

Они вынуждены были вести кочевой образ жизни из-за того, что, как беженцы, не имели постоянного места жительства. Во многих случаях местные власти отказывались предоставлять им пастбища для зимовки скота и ограничивали пользование летними кочевьями. 40 процентов оседлых курдов не имели пахотных земель. А в селах Кучу Джанги (Сангар), Курдский Памп и Мирак Александропольского уезда почти 17 процентов курдов не имели домашнего скота, 22 процента — мелкого рогатого скота.

Чтобы прокормить свои семьи, примерно 9 из 10 трудоспособных мужчин искали заработок на стороне, главным образом в Тифлисе. Положение курдов этого уезда ухудшалось еще и потому, что в 1918 году турецкие оккупанты отняли у населения скот и зерно. Курды приняли активное участие в установлении советской власти.

Ее новые органы провели ряд мероприятий с целью социального и экономического развития курдского меньшинства. В 1921 -1923 годах в Армении прошел ряд съездов и конференций курдов. Они принимали активное участие в политической жизни республики. Проводилась большая работа по обеспечению курдов землей.

Для постоянного жительства курдскому населению было выделено 18 сел. Армянское правительство уделяло большое внимание развитию курдской национальной культуры и подготовке кадров. Первым шагом стала ликвидация неграмотности среди курдского населения.

Первый съезд курдов, который состоялся 11 января 1925 года, обратился к правительству Армении с просьбой принять меры для разработки курдского алфавита на основе латинской графики. Этот вопрос рассматривался также в государственных органах Грузии и Азербайджана. К концу 192$ года А. Шамиловым и И. Морогуловым был разработан курдский алфавит.

В 1929 году в целях подготовки квалифицированных учительских кадров 23 курда были направлены на учебу в Ленинградский восточный институт. С каждым годом число национальных школ увеличивалось. В 1934 году в Армении насчитывалось 45 курдских школ, в которых обучалось более 90 процентов курдских детей.

А в 1931 году в Ереване был открыт Закавказский курдский педагогический техникум, который сыграл важную роль в культурной жизни курдов. В 1930 году в Ереване начала издаваться республиканская курдская газета «Риа таза» («Новый путь»). С введением курдского алфавита (март 1929 года) в Армении было издано большое количество художественной, учебной и политической литературы на курдском языке. В 1934 году в Ереване состоялась первая Всесоюзная курдоведческая конференция, на которой было принято решение о дальнейшем развитии курдской национальной культуры.

Большая работа была проведена по собиранию фольклора, народных сказаний. Были сделаны заметные шаги в деле подготовки научных кадров. Десятки курдов защитили кандидатские и докторские диссертации. Формировалась курдская интеллигенция. При Союзе писателей Армении и сейчас функционирует секция курдских писателей. В Институте востоковедения АН Армении действует отдел курдоведения. В Ереване ведутся ежедневные радиопередачи на курдском языке. Курды Армянской Республики сохранили свой национальный облик, язык, культуру, обычаи и нравы.


АЗЕРБАЙДЖАН

После установления советской власти в Закавказье в пределах административной территории Азербайджанской ССР 7 июля 1923 года был образован Курдистанский уезд («Красный Курдистан»). Географически он расположен между Нагорным Карабахом и Арменией и включает в себя четыре курдских района: Кельбаджарский, Лачинский, Кубатлинский, Зангеланский и часть Джибраильского района, где 98 процентов населения составляли курды.

Впалые в многовековой истории населению Курдистанского уезда была предоставлена возможность в рамкЬх национально-административного образования развивать свою культуру и язык. Курдское отделение Шушинского педагогического училища готовило национальные кадры, наладило выпуск школьных учебников. Были открыты национальные школы, выходила газета «Советский Курдистан», велись радиопередачи на курдском языке.

Таким образом, открылась возможность для развития национальной культуры курдов Азербайджана. Успехи советских курдов вызывали симпатии у зарубежных соплеменников. Многие из них в лице советской власти видели гарантию личной безопасности. После подавления общекурдского национального восстания в Северном (Турецком) Курдистане, например, с 1924 по 1926 годы из Турции в Советский Союз нелегально переехало две тысячи семей.

Свободное развитие курдского населения в Азербайджане продолжалось недолго. В 1929 году азербайджанские власти упразднили «Красный Курдистан», ликвидировали курдские школы и культурные центры. В целях ассимиляции курдов и изменения национального состава в «Красном Курдистане» поощрялось увеличение азербайджанского населения, в школах обучение велось только на азербайджанском языке.

То, что это произошло в короткий исторический период, неопровержимо свидетельствует о целенаправленной политике в отношении курдов тогдашнего азербайджанского руководства. Кроме того, переход к политике ассимиляции курдов в Азербайджане совпал с жестоким подавлением восстания курдского народа в Турции в 20-30-х годах.

Нам представляется, что это не случайное совпадение. Именно в тот период была проведена административно-территориальная реформа в Азербайджане и ликвидирован уезд «Красный Курдистан». В результате значительная часть курдов утратила важные национальные черты. Курдская интеллигенция растворилась среди азербайджанской.

Слово «курд» в сознании господствующей нации стало оскорбительным. В ее представлении курды — неграмотные, отсталые люди, кочевники. Многие представители курдской интеллигенции вынуждены были отказаться от своей национальной принадлежности только из-за того, что они могли потерять место работы, Но, тем не менее, часть азербайджанских курдов сохранила национальный дух и продолжает бороться за национальные права, честь и достоинство своего народа. Стимул этой борьбе придала политика перестройки, демократии и гласности. Свидетельством тому является борьба за восстановление «Красного Курдистана», за официальное признание курдов в Азербайджане.

ГРУЗИЯ

По нашим подсчетам, в Республике Грузия проживает около 50 тысяч курдов. Они живут в основном в Тбилиси. Предки их нынешнего поколения переселились в Грузию до установления советской власти. После переселения в жизни грузинских курдов произошли разительные перемены благодаря доброжелательному отношению к ним грузин.

Улучшились социальное и материальное благосостояние курдского народа, повысился его общеобразовательный и культурный уровень, появилась интеллигенция. Однако бюрократический аппарат управления использовал трудоспособных курдов прежде всего на неквалифицированных работах.

В результате за 70 лет существования советской власти основная масса старого поколения осталась неграмотной. Горько, но приходится сознавать, что сегодня мало кто из курдов Грузии может читать и писать на родном языке. Они переживают духовный кризис, засоряется их родной язык, извращаются национальные традиции и обычаи.

Несмотря на то, что под воздействием определенных факторов деформируется много ценного в духовной жизни курдов, они продолжают бороться за сохранение своих национальных обычаев, традиций и самобытности.

В последнее время в Грузии активизировалась курдская интеллигенция, возросла ее активность в идейно-политической и культурно-просветительской жизни народа, что в свою очередь способствует росту национального самосознания.

Был создан ряд молодежных и культурных организаций, которые имеют тесные контакты с курдскими центрами и организациями как в СНГ, так и в дальнем зарубежье. Перемены, происходящие в сознании курдской общины в Грузии, прежде всего -результат демократических преобразований в стране. На них оказало сильное влияние национально-освободительное движение курдского народа в последние годы.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ

История курдов этого региона трагична. Их появление там — результат сталинской политики депортации и насильственного выселения в 1937, 1944, 1948-1950 годах. Сейчас достоянием гласности стали архивные документы об этих трагических страницах советских курдов.

Через несколько лет после ликвидации «Красного Курдистана» начались необъявленные репрессии против курдов Азербайджана, Грузии и Армении. Тысячи людей были насильственно вывезены в Центральную Азию. В Армении в Зангибарском (Масийском), Ведийском (Араратском), Арташатском районах были созданы специальные зоны переселенцев.

Конфисковывалось их имущество, дома и скот. Депортация началась в декабре 1937 года, людей отправляли в товарных вагонах под строгим контролем отрядов спецслужб и комендатуры. Голод, холод, антисанитарные условия в товарных вагонах вели к инфекционным заболеваниям, уносили жизни сотен людей. Оставшиеся в живых были распределены по 110 районам 14 областей республик Центральной Азии и Казахстана. Вторая волна депортации пришлась на военные и послевоенные годы.

На новых местах разрешалось компактно помещать не более 10 курдских семей без права выезда и перемещения. Общение между родственниками, проживавшими в других кишлаках, разрешалось лишь при выдаче спецпропусков.

Только в Туркмении курды появились еще в начале XVII века. Из-за незнания языка коренного населения, тяжелого экономического положения курдские дети не имели возможности посещать школы. Поэтому среди курдов долгое время царила неграмотность.

Переселенцы не хотели мириться с этим, они поднимались на защиту своих человеческих прав, протестовали против беззакония и убийств. Во время выступлений 1938 года в городе Кызыл-Кия (Киргизия) было расстреляно много курдов, в том числе пять молодых людей с высшим образованием.

Несложно объяснить, какие именно международные и внутренние причины вызвали репрессии против курдов. Так как характер и цели национально-освободительного движения в Курдистане, расположенном недалеко от границы СССР, были искажены, сталинский режим не доверял советским курдам, подозревая их в симпатиях к Турции.

В обстановке нагнетания шпиономании и ожесточенного поиска внутренних врагов этого было достаточно, чтобы подвергнуть целый народ массовым выселениям подальше от государственной границы.

Несмотря на жестокие репрессии, горе и страдания, курды Центральной Азии сохранили свой язык, обычаи и нравы, национальную культуру. В настоящее время в странах этого региона число проживающих там курдов превышает 100 тысяч. Больше половины их находится в Казахстане.

В последние годы они получили возможность свободно развивать свою национальную культуру, создавать ассоциации, издавать газеты и журналы. В настоящее время в Казахстане издаются журнал «Курды» и газета «Курдистан», действуют культурные центры, имеются художественные ансамбли, готовятся национальные кадры.

Несмотря на преступления сталинской эпохи, среди зарубежных курдов авторитет СССР был высок. Курдский народ считал СССР своим верным другом. Лидер Демократической партии Курдистана (Ирак) Мустафа Барзани, руководя восстанием в Южном Курдистане против иракского режима в 1943-1945 годах, а потом вооруженными силами Мехабадской курдской автономии (в 1946 году), после поражения в 1947 году перешел советскую границу вместе со своим отрядом вооруженных бойцов.

Москва «дело Барзани» поручила первому секретарю ЦК Компартии Азербайджана, ставленнику Л.П. Берии М. Багирову. По его предложению, «не внушавших доверия курдов» решено было выселить в Узбекистан. В августе 1948 года в Совете Министров СССР появилось постановление № 2943-1210, в соответствии с которым отряд Барзани был переведен на территорию Узбекской ССР, в бывший лагерь МВД.

В конце 1948 года М. Барзани по его просьбе был принят секретарем ЦК КП(б) Узбекистана У. Юсуповым. Во время беседы М. Барзаня высказал просьбу о встрече со Сталиным. Но все завершилось тем, что курды оказались в еще худшем положении. Они были расселены в дальних районах Узбекистана.

В архивах МВД СССР сохранилась справка, в которой подчеркивается, что в Андижанскую область было переселено 156 человек, в Бухарскую — 57, Самаркандскую — 80, Ташкентскую — 200.

После смерти Сталина ситуация изменилась. Мустафа Барзани вылетел в Москву и встретился с руководителями СССР. Переселенцам была дана возможность получать образование в различных вузах страны. А после июльской революции 1958 года в Ираке отряд Мустафы Барзани вернулся на родину.

СТИХИЙНАЯ МИГРАЦИЯ В РОССИЮ

В целом же и после смерти Сталина положение курдов в СССР продолжало оставаться весьма трудным. Во многих местах проводилась политика их ассимиляции. К 1980 году десятки тысяч советских курдов вынуждены были стать азербайджанцами, туркменами, киргизами, таджиками и т.п. В официальных данных о национальном составе населения СССР численность курдов преуменьшалась. И в повседневной и в общественно-политической жизни постоянно ущемлялись их права и интересы.

Представители курдской общественности развернули активную борьбу за полную реабилитацию репрессированных соплеменников. Движение за возвращение курдов в родные места, за восстановление «Красного Курдистана» расширялось. В 1961 году группа курдских общественных деятелей в составе девяти человек вылетела в Москву.

Они были приняты в ЦК КПСС, где было дано обещание удовлетворить требования курдов. Однако оно осталось лишь обещанием. Во многих постановлениях правительства и указах Верховного Совета СССР о восстановлении конституционных прав репрессированных народов не было отражено право на возвращение курдов в родные места.

В конце 80-х годов рост национального самосознания народов бывшего СССР шел параллельно с усилением национализма и увеличением числа конфликтов. С возникновением карабахского противостояния этот процесс напрямую затронул курдов.

Они поддержали карабахское движение и одновременно поставили перед Москвой и азербайджанскими властями вопрос о восстановлении курдской автономии и признании своих национальных прав.

Курды обеих республик прямо или косвенно были втянуты в определенную надежду внушает им демократическое переустройство российского общества, поэтому именно в Россию направилась их массовая миграция. Свобода въезда и выезда дала им возможность без страха общаться со своими зарубежными соплеменниками.

Курды осознали, что они являются частью многомиллионного народа. Им стали понятнее политические процессы, протекающие в Курдистане, и они теперь связывают свои надежды на будущее с успехом там национально-освободительного движения. Таким образом в пробуждении и росте национального самосознания курдов бывшего СССР большую роль играет борьба за освобождение их исторической родины.

Благодаря политическим процессам, происходящим в Курдистане — организованной вооруженной борьбе, которую в Турции возглавляет «Партия рабочих Курдистана» (ПРК), создавшая Армию освобождения народов Курдистана, Фронт национального освобождения Курдистана, образованию Парламента Курдистана в изгнании, возникновению собственного радио и телевидения — курдская проблема, по существу, вышла за пределы ближневосточного региона и обрела международный характер. Это, в свою очередь, способствует укреплению единства и сплоченности бывших советских курдов.

Ныне в Москве действуют «Курдский дом», который объединяет Информационное агентство «Комитет Курдистана», Международный союз курдских общественных организаций. Ассоциацию курдских ученых и интеллигенции, Союз курдских женщин стран СНГ, Общество дружбы русского и курдского народов. Издаются газета «Стон Родины», журналы «Курдистан рапорт» и «Дружба».

В каждой стране СНГ, где проживает курдское население, созданы национально-общественные организации и культурные ассоциации. В их задачи входит развитие национальной культуры, сохранение языка, традиций и обычаев, поскольку курдам, рассеянным по обширной территории стран СНГ, угрожает опасность ассимиляции.

Таким образом, под влиянием борьбы за освобождение Курдистана происходит рост национального самосознания и консолидации общественно-политических сил курдов, которые связывают свои судьбу и надежды с освобождением своей исторической родины — Курдистана.

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Most Popular

To Top
Translate »