Россия

Официальная позиция России по Ираку (в связи с международной конфернцией по Ираку в Брюсселе)

Официальная позиция России по Ираку (в связи с международной конфернцией по Ираку в Брюсселе)22.06.2005 Сегодня министр иностранных дел Сергей Лавров примет участие в Международной конференции по Ираку, которая пройдет в Брюсселе. В столицу Бельгии прибыли более 60 глав внешнеполитических ведомств, руководители ведущих международных и региональных организаций и финансовых институтов. Россия поддержала предложение Евросоюза и США о созыве этого форума, вошла в состав Подготовительной группы, занимавшейся вопросами его организации. В Москве считают, что актуальные проблемы иракского урегулирования необходимо обсуждать в широком международном формате с привлечением всех заинтересованных сторон. Именно поэтому еще в начале 2004 года была выдвинута российская инициатива о проведении представительной международной встречи по Ираку.

Столь представительный состав брюссельского форума свидетельствует о том, что в мировом сообществе возникло понимание необходимости выработки коллективных решений по Ираку. Отдельным странам либо группе государств справиться со сверхсложными проблемами иракского урегулирования уже явно не под силу. Тем более что Ирак и другие конфликтные очаги на Ближнем Востоке — это своего рода сообщающиеся сосуды. А потому скорейшая стабилизация ситуации в Ираке будет способствовать оздоровлению обстановки во всем Ближневосточном регионе и за его пределами.

В повестку дня конференции вошли три основных блока вопросов: политическое урегулирование, экономическое восстановление, обеспечение общественного порядка и законности. И хотя все эти задачи во многом взаимосвязаны и взаимозависимы, первоочередное внимание, на наш взгляд, сейчас следует уделять политическим аспектам.

Главное — создать благоприятные условия для реализации зафиксированного в резолюции 1546 Совета Безопасности ООН графика политического процесса.

Причем его успешное продвижение не сводится просто к формальному переходу «в установленный срок» от одного этапа государственного строительства к другому. Нужно добиваться расширения социальной базы политпроцесса, развивать межиракский диалог, нацеленный на достижение национального примирения и согласия. Это позволит привлечь к участию в разработке новой конституции Ирака и последующем формировании постоянных органов власти авторитетных представителей всех основных этно-конфессиональных общин и политических партий, отвергающих терроризм и насилие.

Иракцам сообща предстоит найти ответы на вопросы: каким должно быть государственное устройство их страны, как следует выстраивать справедливые и равноправные межконфессиональные и межэтнические отношения, какую роль будут играть исламские традиции (шариат) в сфере текущего законодательства. При этом необходимо проявлять максимальную деликатность и терпение, воздерживаться от сведения «старых счетов» и ущемления на данной почве интересов тех или иных религиозных либо национальных групп. Только таким образом можно обеспечить устойчивость и жизнеспособность создаваемой в настоящий момент конструкции иракской государственности и обеспечить реальные права и свободы его граждан.

Кризис в Ираке продолжается уже более двух лет. В это время за страной прочно закрепилась репутация самого опасного места на планете. Важно понимать, что провал политпроцесса чреват затягиванием кровавой междоусобицы в Ираке на длительную перспективу, превращением этого государства в главную базу международного терроризма. Опасность подобного сценария подтверждают иракские реалии, обостряющаяся военно-политическая обстановка в стране. Не проходит и дня без захвата новых заложников, гибели десятков невинных жертв.

Убеждены, что исключительно силовыми методами кардинально улучшить ситуацию в сфере обеспечения безопасности невозможно. На наш взгляд, новым иракским властям нужно договариваться с патриотической оппозицией, взгляды которой разделяют многие иракцы, чтобы изолировать террористов и лишить их поддержки со стороны населения.

Полагаем, что необходимо и более ясно определить перспективу пребывания в Ираке многонациональных сил, которые по-прежнему воспринимаются значительной частью населения как оккупационные. Для этого нужно быстрее восстанавливать иракские национальные правоохранительные органы и передавать им ответственность за обеспечение законности и безопасности в стране.

Эти вопросы будут обсуждаться участниками форума. По его итогам предполагается принять заявление, в котором должны быть сформулированы конкретные рекомендации действующей иракской переходной администрации. Рассчитываем, что в этом документе также будут отражены основные цели и задачи мирового сообщества в постконфликтном обустройстве Ирака. Отмечена целесообразность эффективного дипломатического сопровождения иракского урегулирования через уже существующие многосторонние координационные механизмы. И в частности, в формате участников состоявшейся в ноябре прошлого года встречи министров иностранных дел в Шарм аш-Шейхе, на которой обсуждалась иракская тематика.

Надеемся, что принятые в Брюсселе решения будут способствовать скорейшей стабилизации ситуации в Ираке. Россия готова всячески этому содействовать, принимая активное участие в экономическом восстановлении этой страны.

Статья официального представителя МИД России А.В.Яковенко по вопросам Международной конференции по Ираку в Брюсселе, опубликованная в «Российской газете» 22 июня 2005 года

Kurdistan.ru

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Most Popular

To Top
Translate »