Шараф Ашири

КУРДСКАЯ ДИАСПОРА НОВОСИБИРСКА

ImageВ аэропорту “Толмачево” (г. Новосибирск) стою около кассы, чтобы купить билет в Москву. За мной занял очередь молодой парень высокого роста, голубоглазый. Вдруг он обратился ко мне и сказал: Я по национальности курд, по вере езид, а вы кто? Отвечаю, что я тоже курд. Он приобрел билет на тот же рейс, на котором летел и я. Мы познакомились, и он рассказал об истории своих предков. Руслан говорит, что его предки происходят из Курдистана. По рассказу его деда, их было 10 братьев. Во время Первой мировой войны турки зверски порезали на куски восьмерых вместе с родителями. Дед чудом спасся и оказался на Кавказе. Он вместе со многими другими курдами эмигрировал в Тбилиси. На Кавказе (для безопасности) он представился азербайджанцем и обосновался в Баку. Руслан говорит, что ни он, ни отец, ни братья не знают курдского языка.

Он имеет высшее образование, интересуется историей своего народа курдов и Курдистана. Хорошо осведомлен о событиях в Курдистане, о героической борьбе курдского народа за свободу и национальные права в Северном Курдистане.

Я решил написать об этом эпизоде потому, что в облике семьи Руслана раскрывается трагическая история многих курдских беженцев, которые в результате преследований турецких головорезов оказались оторванными от своей родины и живут на чужбине. Многие из них не знают своего родного языка, обычаев и нравов, традиций. От национального самосознания у них осталось одно: они — курды.

В кафе аэропорта вместе с нами за одним столом оказался молодой парень — иностранец. Он представился как гражданин Индии. Когда узнал, что мы курды и говорим о курдских проблемах, но на русском языке, он сказал, что хорошо знает курдов. В Иркутском медицинском институте вместе с ним учится курд, и они дружат. В городе Иркутске много курдов-езидов. Они, в основном, переселились из Армении после распада СССР и занимаются торговлей. Наш сосед-индиец рассказал, что в Кашмире, где он живет, также много курдов, которые являются последователями езидской веры. Я не историк, сказал он, и не могу сказать, каким образом курды оказались в Индии, но известно, что они живут там давно и отличаются от других народов только своей верой, они исповедуют Святой Павлин (Малаке Таус). Эти люди не знают курдского языка, но до сих пор сохраняют все то, что связано с езидской религиозной культурой.

О курдах-езидах, проживающих в Индии, мы слышали и от курдского ученого-математика Магмаде Асо — руководителя курдского благотворительного общественно- культурного центра “Ронаи” в Новосибирске, который по служебным делам часто бывает в Индии. Во время одной из деловых поездок в Индию он встретился с людьми, исповедующими езидскую веру. Но они потеряли не только свои национальные черты в ходе исторического процесса — изменился даже их облик: лица, цвет кожи. Единственное, что сегодня сохранилось, — это их древняя вера, религиозные обычаи и традиции, а также праздники. Они знают, что они курды, но не умеют говорит на курдском языке.

Сведения о курдах, проживающих в Индии, мы находим и в научных трудах. Так, И. Мочалова и В. Данилов пишут, что еще 5100 лет назад небольшая часть курдов, как и многие другие народы, осталась в Индостане и до сегодняшнего дня живет там1. Об этом напоминает также служитель святого Лалеша (главный центр езидской веры) Кочак Ибрагим. По его рассказам, согласно древним индийским и древнекурдским источникам (конкретные источники он не назвал), курды в Индии упоминаются еще 5400 г. до нашей эры. Однако это тема специального исследования.

Это все, как говорится, между прочим. Цель моей поездки в Новосибирск была ближе познакомиться с жизнью курдской диаспоры в этом большом сибирском городе, который более чем на 5 тысяч километров удален от родины курдов — Курдистана. Каким образом курды оказались в Сибири и даже на дальнем Востоке?

После распада СССР курды оказались в безвыходном положении. Вследствие политического положения, экономических трудностей, национальных конфликтов на Кавказе они расселялись по разным регионам России — там возникала курдская диаспора. Курды СНГ больше других народов страдают от неустроенности, безработицы, правовой незащищенности и недостатка гражданских прав и свобод. Результатом такой несладкой жизни стал массовый исход курдов из республик Закавказья, Киргизии и других мест в разные края и области России. Но и на новом месте не везде и не всегда налаживалась их повседневная жизнь. Виной тому не достаточное внимание местных властей к курдам.

В Новосибирске я встретился с моим давним знакомым — Апе Асо (дядей Асо). Ему 75 лет. Как и многие курды, он вместе с семьей был вынужден переселиться в Россию. Этот мудрый человек многое повидал, много знает о судьбе своего народа, был очевидцем несправедливостей и боролся с ними. Апе Асо говорит, что где бы ни жил курд, он сын своей родины. А родина всех куров — это Курдистан, который в настоящее время находится под господством угнетателей. Человек без родины похож на ребенка без родителей. Курды России (или, как принято говорить, курды бывшего СССР) находятся в положении сирот. Вот уже многие десятилетия мы оторваны от своей родины, живем далеко за ее пределами. Мы в этом не виноваты, так сложилась судьба нашего народа. Это результат бесчинств и преступлений наших врагов. Курды бывшего СССР родом из Северного Курдистана. Они эмигрировали в Россию из-за политики физического уничтожения и национальной ассимиляции. Здесь наши отцы и деды, те, кто спаслись от рук турецких головорезов и башибузуков, приняли российское подданство. И в царской России, и при Советской власти, и в настоящее время наши люди считают себя гражданами России. И не случайно, что после распада СССР, когда возникли новые суверенные государства, начались национальные и религиозные преследования и больше невозможно было жить, начался непрерывный поток курдских беженцев и вынужденных переселенцев в Российскую Федерацию.

Национальные конфликты, политические коллизии, экономические трудности и экологические проблемы привели в действие мощный миграционный маховик. По переписи населения 1989 года в Новосибирске насчитывалось 75 курдов. В ежегодных статистических сборниках статуправления по миграции курды либо не отмечаются совсем, либо присутствуют как единицы. Однако на местах новых поселений курды создают свои национальные культурные центры и сами проводят учет курдских переселенцев.

В последние годы курдская диаспора создала в Новосибирске свой благотворительный общественно-культурный центр “Ронаи” По подсчетам его руководителя Магмаде Асо, сегодня в Новосибирсе живет более б тысяч курдов. Это по неофициальным данным, если не учитывать гражданство. Курды Новосибирска — в основном вынужденные переселенцы и беженцы с Кавказа. Веками живших на Кавказе курдов заставили сняться с мест военные действия в Грузии, в несколько раньше — война между Арменией и Азербайджаном. Курды оказались там “третьей национальностью”, которая не хотела участвовать в национальных трениях, но их тоже ставили “под ружье”. Уезжали от войны прежде всего молодые люди, подлежавшие мобилизации. В российской армии эти ребята служили бы с удовольствием: они считают себя россиянами. Но проблемы с получением российского гражданства огромные. По существующим правилам, гражданство получают те, кто имел до соответствующего момента российскую прописку. Остальные же, приходя за паспортом, оказываются в западне. И когда молодые люди обращаются в паспортный стол, чтобы получить российский паспорт, во многих случаях этих парней высылают туда, откуда они приехали (в Закавказские республики), где их могут просто посадить в тюрьму.

Для нашего разобщенного народа существует много сложных проблем и в национальных отношениях. Как говорит руководитель общества “Ронаи” Магмаде Асо, одно дело жить в огромной России, где проживают десятки национальностей, другое дело, например, в небольшой Армении, где 99 процентов населения — армяне. На государственном уровне проблем нет — все обостряется на уровне бытовом. В Новосибирске первоначально случалось, что курдов задерживала милиция, были случаи побоев. Сейчас таких проблем нет.

Как уже было сказано, курдская диаспора в Новосибирске несколько лет назад создала свой культурно-просветительский центр. Его председатель Магмаде Асо обрисовал основные направления работы этого центра. Цель создания нашей организации, говорит он, — оказать воздействие на хаотический процесс миграции, помочь людям устроиться, получить работу. Случается несчастье — помогаем, чем можем. Иногда помогаем решать вопросы прописки и гражданства. Оказываем помощь курдским беженцам и вынужденным переселенцам. Покинуть родные места все равно, что у дерева срезать ветвь. Центр особое внимание уделяет молодежи и ее воспитанию. Принимаем меры, чтобы молодежь занималась полезной работой, не попадала в криминальную среду. В настоящее время мы ведем работу по созданию национально-культурной автономии курдов Новосибирска (здесь уже действуют национально-культурные автономии других народов).

Курды активно включаются в общественно-политическую и экономическую жизнь Новосибирска. В пригородных районах многие курды заняты в сельском хозяйстве, организатором этих работ является член общества Титале Халил. Здесь курды полностью заняты в сфере производства и снабжают население города продуктами первой необходимости. Создание автономии будет важным шагом на пути сохранения национальных обычаев, традиций, языка, сплочения курдской диаспоры, повышения национального само- сознания. Официальное признание права курдов на культурную автономию даст возможность установить контакты с другими субъектами РФ, где также возникла курдская диаспора. Во многих местах уже созданы национально- культурные автономии курдов, в том числе в Москве. Именно Москва стала координирующим центром работы среди курдской диаспоры РФ и стран СНГ. Здесь действует Международный союз курдских общественных организаций (МКСОО), информационно-общественные организации. Издаются курдские газеты и журналы на русском и курдском языках.

Таким образом, курды стран СНГ лишь недавно начали предпринимать определенные шаги по консолидации своих рядов, встали на путь самоорганизации и самоуправления, понимая, что только в условиях согласия и единства будет крепнуть сила и появится реальная перспектива сохранения национальной самобытности. Курды Новосибирска, как и все курды стран СНГ, с большим вниманием следят за событиями, происходящими на их родине — в Курдистане. Они оказывают моральную и материальную помощь и поддержку национально-освободительному движению курдского народа.

Журнал ДРУЖБА №5 1998 г.

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Most Popular

To Top
Translate »