Мраз Узо Джафаров

Рзгане Раджави: «Мне не хватает армии нашей интеллигенции»

Рзгане Джанго Раджави. Родился в 1952 году в селе Артеки Таллинского района Армении. В 1975 году окончил факультет востоковедения Ереванского Государственного Университета. В 1978-1985 гг. работал переводчиком в Иране. С 1985 года работает в редакции газеты «Риа таза». Был корреспондентом, завотделом, а с 1996 года — ответственным секретарем редакции газеты. С 1997 года преподает курдский язык на факультете востоковедения Ереванского Государственного Университета. Член Союза журналистов Армении. Женат. Имеет троих детей — Нину, Мидию, Александра.

Сегодня Рзгане Раджави — мой собеседник.
— Рзган, я очень рад встрече с Вами. Вы хотите что-нибудь добавить к этой биографической справке?
— Наверное, да. Обязательно хочу отметить, что с прекрасным городом Тбилиси меня связывает очень многое: еще в начале XX века сюда переселились десятки наших родственников Раджави, которые много-много лет жили в самом центре города, в убани Сололаки. Всю свою жизнь в Тбилиси провел мой дядя Джалиле Аджо — военный, общественный деятель и поэт. Мне очень приятно, что до сих пор в Тбилиси чтят его память (свидетельство тому — уголок поэзии в 6 номере вашей газеты, спасибо) и вспоминают Араме Тико Разгоев и Ладике Тико Разгоев — старых коммунистов и курдских общественных деятелей.
Я всегда Тбилиси очень любил, часто приезжал, поистине гордился здешней курдской диаспорой, которая в этом большом многонациональном городе так прекрасно сохраняла наши национальные традиции, обычаи, быт, культуру, язык. Совсем неслучайно, что моя супруга — Гульнара Раджави -уроженка Тбилиси. Вот это я и хотел добавить.
— Вы почему-то говорите в прошедшем времени. Как давно Вы не бывали в Тбилиси?
— Наверное, более десяти лет уже не тянет.
— Почему?
— Я не хочу, да и не могу смотреть, как разваливается наша тбилисская община, как город «разгружается» от курдов, как распались все очаги курдской культуры, как из десятка семей Раджави в Тбилиси остались две-три.
Мы с Вами давние друзья. Вы знаете, что я глубоко эмоциональный человек и все воспринимаю близко к сердцу. Так меня создала природа, ничего не поделаешь. Я чуть ли не задыхаюсь, когда хочу по привычке зайти в отдел курдоведения АН Армении, в курдскую секцию СП Армении, в отдел курдоведения факультета востоковедения ЕрГУ, в многолюдные кабинеты курдской редакции радио Армении, побывать на шумных заседаниях курдских писателей,участвовать в их, порой несерьезных, спорах и дебатах, а всего этого нет. Прихожу в редакцию газеты, где привык, что весь этот этаж «курдский» и… никого из «тех» не вижу. Представляете, я беру трубку, хочу позвонить кому-то из той большой армии курдской интеллигенции и договориться о встрече в каком-нибудь кафе города, но потом вспоминаю, что никому не могу позвонить, ни с кем не могу встретиться, потому что никого в Ереване нет. Все убежали. Им надо звонить в Россию, Швецию, Бельгию, во Францию, в Австрию, Австралию, Канаду. Ну как не задохнуться?! Разве я многого хочу? Спасибо вам, что иногда приезжаете, и мы общаемся, просто беседуем.

Рзган Раджави c детьми Мидией и Александром.

Я — обыкновенный мыслящий человек и трезво смотрю на вещи: курдская диаспора в Армении стоит на грани полного развала, курдоведения и курдской культуры вовсе не стало, и перспектив я просто не вижу. Не хочу видеть аналогичного в Тбилиси.
— Рзган, я, честно говоря, не намеревался с Вами обсуждать такие серьезные и грустные вопросы. Уверяю Вас, мне также трудно видеть все это и понимать безысходность ситуации. Но что же делать?
-Я не знаю. Выхода я не вижу, стал полным пессимистом. Я чувствую себя одиноким, маленьким человеком. И я решил тоже покинуть Армению, переехать в Россию, наверное, в Москву. Это очень непростое решение (тем более, что моя дочь Нина учится на втором курсе в Ереванском Госуниверситете), оно мне далось с огромным трудом, но ничего не поделаешь: такова жизнь, таковы реалии нашей действительности. Видать, Бог нам уготовил судьбу постоянных переселенцев…
— Вы говорите об очень грустных вещах, Рзган. Я привык здесь, в редакции газеты «Риа таза», встречать в Вашем лице энергичного жизнелюба, беседовать на темы журналистики, литературы, истории, научного курдоведения, езидской религии и т.д. Вы — один из немногих знатоков всего этого. Я высоко ценю Ваши научные статьи, рассматривающие различные аспекты курдской истории, языка, культуры и езидизма. Вашу работу «Полунезависимые курдские княжества» (Алма-Ата, 1992) по праву можно считать одним из примеров хорошего исследовательского труда. Добавить к этому Ваши научно-популярные выступления по проблемам конфликтологии и еще многое другое — и Вы все это бросите?
— Я говорил, что это трудное решение. Но тут есть еще один момент: Вы же сами не хуже меня видите, что все это сегодня в Армении никому не нужно. Некоторые «ученые» лжепатриоты так далеко зашли, что на полном серьезе придумали концепцию развития курдоведения в Армении -она просто антикурдская. По ним, все то, что в Армении сделано за годы Советской власти -грубая ошибка, потому что противоречит интересам Армении и армянского народа. Эти «изобретатели нового велосипеда» ошибкой считают даже то, что курдоведением в Армении занимались курды: в этом они видят причину однобокости «армянского курдоведения». Они заявляют, что «конечно, сами курды не могли объективно рассмотреть вопросы геноцида армян и признать, что геноцид был совершен курдами, и что именно курды сегодня претендуют на исконно армянские земли в Турциии т.д.».
Об этом не просто говорят. Об этом на полном серьезе писали в пресловутые годы правления АОД. Старались поднять эту концепцию на политический уровень. Мы тогда наивно думали, что это пустая болтовня. А сегодня волей-неволей и с этим связываешь скоротечный развал всего курдского вокруг нас. Вынужден думать, что это было частью политики: бывшему Президенту Левону Тер-Петросяну и Ко хотелось наладить отношения с Турцией, чему очень мешала память о Геноциде армянского народа, и вот нашли «козла отпущения» и «решение» вопроса — Геноцид осуществлен-то курдами!
Хочется крикнуть: «Эврика, господа!» Как будто мы, курды, когда-нибудь отрицали факт участия некоторых курдских аширатов в Геноциде армян и курдов-езидов в 1914-1920 годах XX века. Мы не отрицали и не могли отрицать. Мы считали и считаем, что это большое черное пятно в истории армяно-курдских многовековых взаимоотношений. И мы этого не забываем, так как оно стало причиной и нашей трагедии -массового переселения курдов-езидов из своей исторической Родины. Но и нашим оппонентам рекомендуем не забывать фактор организатора нашей общей трагедии — Османской империи.
Что же касается части Вашего вопроса о моей журналистской деятельности в «Риа таза», то газета в очередной раз перестала выходить, о чем «Новый взгляд» тоже информировал читателя, призывая потенциальных меценатов к помощи и поддержке 73-летней газеты. К сожалению, этой помощи пока нет, но все равно, коллектив редакции благодарен вам за искреннее сочувствие. Значит, и эта область моей деятельности закрывается.
— Рзган, выше Вы затронули большую актуальную тему — события конца 80-х — начала 90-х годов. Это, конечно, сильно «помогло» оттоку курдской интеллигенции из Армении, но в данном случае меня интересует другое. На Ваш взгляд, не от этого ли исходит начатое 15 лет тому назад движение самих же курдов под лозунгом «Езиды — не курды»? И еще: тема эта развивается?
— Начну с конца. Нет, уже не развивается. Тема эта потеряла актуальность. В «повестке дня» она была в конце 80-х — начале 90-х. Не очень хочется, неприятно, но должен возвратиться к АОД. Это Движение для «триумфального» прихода к власти захотело и использовало карту нацменьшинств тоже. Можно сказать, что АОД и в этом преуспело и добилось своего. Конечно, определенные силы задумали оторвать нас от курдской действительности, от происходящих в Курдистане процессов, от народа в целом. Да, это была политика.
Еще один фактор — период натянутых до предела армяно-азербайджанских (-мусульманских) отношений, что тоже, наверное, толкнуло курдов-езидов к поддержке этой откровенной провокации.
— Рзган, а может быть, езиды действительно не курды? Ну и что, что у нас один язык, одна музыка, одни песни, одни танцы, один фольклор…Вы можете доказать мне, что вот такие мои сомнения беспочвенны?
— Мраз, а почему я должен доказывать то, чего нельзя доказать, чего нет в природе? Вы сами ответили на свой вопрос, перечисляя все то, что у нас одно. Хочу добавить и нашу общую родоплеменную структуру. Вы же лучше меня знаете, что такие гигантские курдские племена, как Сипка, Рошка, Шаркиа и другие, у нас общие. Вы знаете, что великий Шариф-хан Битлиси — из племени Рошка? По-вашему, он кто: езид или курд? (смеется). Это в шутку. Кстати, моя бабушка Зайтуна Кокл (1880 г.р.) говорила, что Ходже, Зине и другие герои наших сказок не езиды, а мусульмане. С этим как быть?
— Но говорят же, что до средних веков вообще не было понятия «курд» (имеется ввиду название народа).
-Я знаю по-другому. Слово «курд» я встречал в персидских источниках V-VI веков, где описываются события II века, в связи с историей царя Ардашира Папака. Парфянский царь пишет ему: «Эй, курд, ты, который вырос в шатре курда» и т.д. Содержание письма не приведу, это неважно. Просто хочу сказать, что слово «курд» встречается намного раньше, чем в средние века, как Вы говорите.
— Но некоторые ученые…
-Я понял. Вы хотите сказать, что в те века слово «курд» могло иметь социальное значение. Некоторые армянские ученые тоже предполагают, что слово это могло означать «чабан», «пастух» ит.д., но они просто предполагают, не доказывают. А то, что не доказано, это не наука. Это частное предположение. Да и вообще, я считаю, что этот вопрос не подлежит обсуждению. Это — несерьезно.
— Согласен. Я думаю точно также. Но видите, ведь кому-то нужно этот просто несерьезный вопрос периодически муссировать и продолжать обсуждать. Оставим на их совести.
Рзган, мне было очень приятно беседовать с Вами. Мне будет очень грустно, если через некоторое время, навестив Ереван, Вас здесь уже не застану.
Я благодарю Вас за беседу и желаю всего наилучшего.

— Спасибо Вам. Я хочу воспользоваться случаем и искренне приветствовать выход газеты «Новый взгляд» в моем любимом городе Тбилиси. Я с интересом читаю все номера вашей газеты и уверяю Вас, она мне очень нравится. Я молю Бога, чтобы Вы могли бы и дальше ее выпускать. Пусть «Новый взгляд» будет еще одним долгожителем нашей курдской периодики.
Хочу также сердечно поприветствовать курдскую интеллигенцию (если кто остался) в Тбилиси, всю нашу общину. Всех благ вам и сил перенести трудности этих смутных времен.

Гульнара Раджави с своими детьми.

Беседу вел
Мразе УЗО ДЖАФАРОВ
«Новый Взгляд» № 7, август 2003г.

P.S.

Это моя беседа с Рзганом Раджави состоялась в 2003 году. После, как Рзган говорил, он уехал с семьей из Армении. Но, вернулся опять : «Не смог без Еревана». Думал что в Ереване ещё можно заниматься курдоведением.
На днях Я был в Ереване еще раз. И, как правило, зашел в редакцию газеты «Риа Таза». К сожалению, газета не выходит, из-за отсутствия финансирования. Но меня еще больше огорчило настроение Рзгана Раджави. В Ереване он остался один: семья опять уехала в Россию. Причина мало сказать что меня удивила: элементарно маленькую Мидию не приняли в школу вернее в русскую школу куда родители ее определяли. Как мне рассказал Рзган, в сентябре девочка пошла в первый класс №176 средней школы г. Еревана, но через 20 дней позвали родителей и сказали что управление образования Ереванской мэрии запретило в русские школы принимать детей не армянского происхождения. Мотивировка одна: согласно Закону Армении дети представители национальных меньшинств, не имеющих национальные школы на территории Армении должны обучаться в армянских школах. Так что в первом классе 176-ой школы, из 37 детей единственная Мидия Лазгиян (РАДЖАВИ) не имела право учиться в этой школе. Этот невероятный факт своим письмом подтверждает заместитель начальника управления образования Ереванской мэрии госпожа С. Ачоян. В телефонном разговоре с заместителем редактора газеты «Риа Таза» Гришае Маме, мадам Ачоян пошла еще дальше: «если ребенок станет русской, то не лучше что бы в Армении она была армянкой»…Вот так, коротко и ясно! По моему, комментарии излишне.
После такой переписки с управлением образования города Рзган Раджави решил детей отправить в Россию, но не потому что бы маленькая Мидия там стала русской, а что бы в России она осталось курдянкой и езидкой.
Не смотря на все мое удивление этим фактом Я поддержал решение Рзгана Раджави.
Вот такая демократия в новых пост-советских странах.

Мраз УЗО ДЖАФАРОВ

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Most Popular

To Top
Translate »