СИМВОЛЫ ВЕРЫ

О некоторых вероубеждениях езидов

Подготовил Артур Тагири

О езидах и их религии говорили и говорят очень много, причем делают это, зачастую люди не компетентные. Поэтому, как правило, у слушателей возникает предвзятое, субъективное мнение по отношению к езидизму и его носителям. Такая тенденциозность опасна и для самих езидов в особенности для их молодого поколения, зачастую не просвещенного и не начитанного в области своей религии. А что значит быть езидом и не знать элементарных вещей своей религии?! А значит это, что человек постепенно начинает терять свои корни, а без них он никто! По этому поводу очень четко высказался враг нашего народа Садам Хусейн, он сказал: «Человек, забывший свои корни, не может знать, где он окажется к концу дня, на вершине горы ли, или же в навозной куче».

Пусть читатель простит мне, то, что я привожу здесь слова этого тирана, но порой слова врагов имеют большее на нас влияние, чем что-либо другое.

В данной статье автор коснется ряда важных тем, касающихся вероубеждений езидской веры. В частности мы поведем речь о вере в Бога (Xude) и представлениях езидов о едином Боге как создателе мира, поговорим о семи главных ангелах (Ferishte, Melek), их виде, создании, функциях и роли, расскажем о Малаке Таусе и затронем ряд других интересных вопросов.

О езидах часто говорят как об огнепоклонниках, язычниках и тому подобное, но повторюсь еще раз, зачастую это люди не образованные и не знающие суть езидской религии. На самом деле езиды верят в единого Бога, верят, в что он существовал вечно и будет существовать всегда, что он и только он Создатель и Творец всего сущего; Солнца, Луны, неба, земли и того, что на земле, т.е. флоры и фауны. Бог создал ад и рай, Адама и Еву и все что может существовать создано им, а ни кем иным.

Что бы еще яснее осветить этот важный вопрос, с точки зрения вероубеждений езидов мы приведем здесь слова Падшаи (Pedsayо), которые даже в переводе их на русский язык, звучат великолепно:

Pedsк min xefare.
Ji ba wо tк firware
ji bo dinyayк ы her зar kinare.
Pedsк min dinya зкkir
Bi hed ы sed ы rкkir
Beni adem tкde xinкkir.
Pedsк min surr il sema.
Xudanк sev ы roj ы dema,
Ji ba wо tкn kereme.
Pedsк min rebк milyaketa,
Rebк her heft surrкt bi taqete,
Her heft mкrкt bi heyibete.
Pedsк min kinyat avakir ji durra gewhere,
Sipartibы her heft surrкt her ы here,
Tawisо – Melek kire serwere.

(перевод, авт.):

Господь мой всепрощающий.
От него исходит (любое) повеление
Миру и четырем концам света.
Господь мой создал мир (Вселенную)
И установил запретное, и дозволенное,
Показал истинный путь, и осчастливил человека.
Господь мой (вечный) свет в небесах.
Обладатель ночи и дня, и времени,
От Него исходит щедрость и благоденствие.
Господь мой, Господь ангелов,
Господь семи самых великих ангелов,
Семи вечных и почитаемых ангелов.
Господь мой создал мир из драгоценной жемчужины,
И вручил ее в руки семи бессмертных ангелов,
И сделал Тауса-Малака их главой.

Создание семи ангелов.

В езидской мифологии говорится о том, что Бог создал ангелов из своего света за семь дней. Создание ангелов из божественного света можно сравнить с тем как зажигается новая свеча от свечи уже зажженной. В свою очередь самая первая свеча взяла свой свет от светильника (т.е. Бога), в свою очередь светильник от того, что дал жизнь новому свету ничего не потерял. Число семи величайших ангелов совпадает с числом дней недели и это не спроста. Дело в том, что каждый ангел был создан в определенный день, однако какой ангел в какой день создан не совсем ясно. В священном писании езидов об этом говорится следующее, Sкxыbekir (Шехубакр):

Pedsк min ewil ku mir bы
Xudanк cкsк kibоr bы
Bi heft surrкd siltan Кzо ra-y xebir bы.
Pedsк min surre li sema
Berо ne lewh hebы ne qeleme.
Ya siltan Кzо libate ew seete ы ew deme
Berо ne qelem hebы ne lewhe.
Meyarek divк vк herfк siro biket ya li ku wye.
Melek кk bы bыne didowe
Li ber firwara bedsкye
Teftоsa me li wк cewabкye
Melek dы bыn bune sisкye
Pedsк minо cebare
Ji ba wо hatо bы firware
Melek sisк bыn bыne зare
Pedsк minо mezкn ce
Melek зar bыn bыne pкnce
Her pкnc bыne sifetк her кk u rкnce
Dilк min li vк yekк yо xose
Melek pкnc bыn bыne sese
Her ses bыn melekкt erse
Pedsк min xwes kir suhbete
Lкk rыnistin muhbete
Melek ses bыn bыne hefte
Her heft ku di efirоn
Bi rastiyк lкk didebirоn
Bi muhbetк bi nedera кk didebirin
Ji qewlк Sкx ы Aqыb Ew bыn melekкt sekinine
Ji nыra оlahоne
Xwarna wan el hemdulla ы sikrоne

(перевод, авт.):

Господь мой в самом начале был великим Правителем (Вседержителем),
Обладателем огромной армии,
И было ему ведомо все о его ангелах.
Господь мой был светом в небесах,
Еще до создания Ляухи (доски предопределения, где все записано, что было, будет и есть) и Каляма (пера для записи).
О султан Ези, время и последний час уже были в твоих десницах,
Еще до создания Ляухи и Каляма.
Хотим спросить у друга честного об этой истине,
И где и как был ангел один, а стало два?
Повинуясь воле Бога,
Мы ищем ответ на этот вопрос,
Было ангела два, а стало три.
Господь мой – Могучий,
От него исходит повеление,
Было ангела три, а стало четыре.
Господь мой – Великий,
Четыре ангела стали пятью,
И все пять посредники (между Богом и его созданиями), и отличны друг от друга.
Сердце моё счастливо от этой истины.
Пять ангелов стали шестью,
И все шесть стали ангелами трона Господня.
Господь мой как красиво все сказал (и объяснил),
И все объединились в любви к Нему.
Ангелов шесть было, стало семь.
И когда были созданы семь ангелов,
Они начали вести дела свои с полной правдивостью,
И шли дела их в полной любви.

Имена семи ангелов.

Имена всех семи выше упомянутых ангелов, произносятся в словесной молитве (дуа), которую каждый верующий езид должен произносить незадолго до заката солнца. Ниже мы приведем текст этой молитвы:

Ya xudк tы me bideye xatira
Izrayil, Cibrayil, Mоkayil
Derdayil Shemqayil, Ezazyоl ы Ezrafоl
Ewin her heft melekкt kibоr.
Ji berо Adem bi зendоn bedоl,
Di destanda mifte u kilоt,
Di rawistayine li ber hizreta melikк celоl.

(перевод, авт.):

О Боже, просим тебя во имя
Азраила, Джибраила, Микаила,
Дарбаила, Шамкаила, Азазила, Азрафила,
Этих великих семи ангелов.
И были еще за долго до Адама, они.
В руках их ключи и замки (от решения дел),
Стоят они (всегда) в присутствии Славного Господа.

Главный ангел – Малак-Таус.

Езиды верят в то, что когда Творец создал ангелов, Он сказал им: «Не падайте ниц (т.е. не поклоняйтесь) никому кроме меня». Но когда Бог создал Адама, Он приказал ангелам сделать своему новому творению, земной поклон (пасть ниц перед ним), сказав: «Поклонитесь Адаму, пока его душа еще не соединилась с телом». И шесть из семи ангелов поклонились Адаму, но Азазил отказался делать это…, когда же Бог спросил его о причине отказа, Азазил ответил, что было нам завещано тобою, не поклоняться никому кроме тебя и я твердо стою на выполнении твоего повеления и помню завещанное тобою.

За это Всевышний наградил Азазила и в знак своего благоволения поставил его во главе семи великих ангелов, назвав его Таусом Малаком, и одарил его золотым ожерельем, эта традиция, носить на шее ожерелье передалась и езидам, которое они называют «Toka Кzо или Toka Tawisо Melek». Согласно вере езидов свет ангелов присутствует в лице езидских праведников (xasоn), которые поддерживают чистоту веры и правильное исполнение ее обрядов. Таких праведных людей (xasоn), в которых проявился свет божьих ангелов, было семь:

1. Азраил – Малак Насраддин.
2. Джабраил – Малак Саджадин.
3. Микаил – Малак Фахрудин.
4. Дардаил – Малак Шихобакр.
5. Шамкаил – Малак Шамсуддин.
6. Азазил – Малак Таус (свет, которого появился в Шейхе Ади)
7. Исрафил – Малак Шейхсин.

Чем питаются ангелы?

Со слов Шейха Якуба мы знаем следующее:

Ew bыn melekкt sekinоne,
Ji nыra оlahоne,
Xwarna wan elhemdulla ы sikrоne.
Ew bыn melekкt wо cebкre,
Xundina wan ji dкre,
Ewan tistek ne dixwarin ji rehmete xudк dibыne tкre.

(перевод, авт.):

Это ангелы, стоящие перед (Всевышним),
Созданные из света Его,
(Не пьют, не едят) Еда их восхваление Бога и благодарность (Ему).
Это ангелы Могучего Бога,
Их молитвы возносятся давно (с момента их сотворения),
Они ничего не едят, но насыщаются божьей милостью.

Отсюда становится ясно, что ангелы согласно езидской религии существуют и живут не испытывая ни голода ни жажды и созданы они из света Господнего. Основная же их функция состоит в восхвалении Всевышнего и исполнении его повелений и приказов.

Внешность Всевышнего и его ангелов согласно езидизму.

После того как Творец создал из своего собственного света семь великих ангелов, Он установил между собой и ними покрывало (хиджаб). Согласно езидским вероубеждениям ангелам не дано было увидеть Всевышнего, отрыто, но они увидели и почувствовали Его силу, величие и мощь, поэтому они верят в Него и во всем уповают только лишь на своего Творца. И мы видим молитву Малака Тауса, который произносит ее с полным благоговением и страхом перед Всевышним. Вот полный ее текст:

Ya rebbо tuyо kerоmо tuyо rehоmо.
Ya rebbо her tu xuday.
Her tuyо layоqо medh ы senay.
Ya rebbо ela sanek ы ela mekanek ы ela sultanek.
Ya rebbо tu melekк melekк cоhanо.
Ya rebbо tu melekк melekк kerоmо.
Tu melekк ersк ezоmо.
Ya rebbо ji enzel da her tuyо qedоmо.
Tu tam ы kam ы ray.
Ya rebbо her tu xuday her tu hay,
ы her tuyо layiqо medh ы senay.
Ya rebbо tu melekк ins ы cinsо.
Ya rebbо tu melekк ers ы kursо.
Ya rebbо tu melekк gay ы masо.
Ya rebbо tu melekк alem ы qudsо.
Tu elsemedо liftо lemayо.
Tu elsemedо hey el mecоdо.
Wahidо ferz el hemоdо.
Ya rebbо tu xudawendк seperо.
Ya rebbо tu xudanк meh u mhrо.
Ya rebbо tu xudanк ceh u merо.
Ya rebbо tu xudawendк etay.
Ya rebbо tu layiqо medh u senay.
Ya rebbо ji esma tuyо bilindо.
Te ne зone tuy зendо.
Nazкyо nezayо dы zendо .
Meqadestк dы payо.
Tuyо layiqо medh ы senay.
Ya rebbо tы keremdarк hыtо,
Mendayк qыtо, helimк melekыtо.
Ya rebbо tu alimк ulimay.
Ya rebbо tu hem hekоmо ы hem mecalо.
Ya rebbо tene xafe te ne xwerde,
Xudan mali xudan perde.
Ya rebbо mekanк te wк li hemы erde.
Ya rebbо te ne lewne te ne renge.
Te ne awaze te ne denge.
Te ne оndame te ne зenge.
Ya rebbо kes nizane tuy wisay.
Ya rebbо tu weliyк ferza nimкjо.
Ruha di perкjо,
Ji milan melekan di pкjin.
Ya rebbо tu hakimк sah ы geday.
Ya rebbо te tobe danabы li ser Adem.
Ya rebbо tu hakоmк sоfayetк.
Ya rebbо tu keremi emоnо.
Ya rebbо tuyо el semedо em зы nоnin.
Ya rebbо ezо ketоmey tawоme.
Tu hem dermanо ы hem deway.
Tu hem dermanо ы hem hekоmi.
Tu hekоmо em xerоbоn.
Ya rebbо her tu dizanо dermanк me bikы dibe.
Ya rebbо tu ыnsк xurebayо,
U li sыз ы guneha ы misewse.
Lye kirin tehiyat ы gewse.
Ya rebbо li me bi bexse.
Ya rebbо her tuyi hay,
U her tuyi layiqо medh ы senay.
Ya rebbо tu xaliqо em muxliqоn.
Tu mirazо em daxwazоn.

(перевод, авт.):

О Господь мой да возвеличится дело Твоё,
Возвеличится место Твоё,
И да возвеличится власть Твоя.
О Господь мой, Ты – щедр и Ты – милостив.
О Господь мой, Ты всегда был Творцом (был, есть и будешь).
И всегда Ты достоин восхваления и благодарности.
О Господь мой, Ты – Царь, Царь мира.
О Господь мой, Ты – Царь, милостивый Царь.
Ты Царь великого (божьего) трона,
Испокон веков и всегда, Ты – извечен.
О Господь мой, Ты – надежда, надежда – душ.
О Господь мой, Ты всегда был Творцом.
И Ты всегда есть (и будешь).
И всегда Ты достоин восхваления и благодарности.
О Господь мой, Ты – Повелитель людей и джинов.
О Господь мой, Ты – Царь трона и курсия (место на котором восседает Всевышний).
О Господь мой, Ты – Царь земли и морей.
О Господь мой, Ты – Повелитель Вселенной и (всех) святынь.
О Господь мой, Ты – Опора (верующих), Всеживой и Славный.
Ты Единственный, Самоутвержденный, Почитаемый.
О Господь мой, Ты – Господь терпения (т.е. Ты – терпелив).
О Господь мой, Ты – Господь вечности и не тленности.
О Господь мой, Ты – Господь места и времени.
О Господь мой, Ты – Господь одарения (милостями своих рабов).
О Господь мой, Ты – достоин восхваления и благодарности.
О Господь мой, в небесах Ты возвышен.
Как велико имя Твоё и как Ты велик!
Не рождал и не был рожден, и не происходил (Ты) не от кого.
Твой призыв и повеление священны.
Ты достоин восхваления и благодарности.
О Господь мой, Ты облагодетельствовал кита,
Ты – Дающий хлеб насущный и блага жизненные.
Ты (Кроткий, Умный) – Вседержитель могущества.
О Господь мой, Ты – Ученный всех ученных.
О Господь мой, Ты – Мудр и Ты есть сама мудрость.
О Господь мой, нет Тебе подобных, и нет таких сильных, как ты.
О Господь мой, Ты – Обладатель дома и его покрывала.
О Господь мой, место Твое в каждом месте.
О Господь мой, нет у Тебя ни цвета, ни вида,
И нет мелодии и звука,
И нет у тебя тела, и частей его.
О Господь мой…, никто не знает, каков Ты!!!
О Господь мой, Ты – Покровитель обязанности молитвы и поклонения Тебе.
Ты знаешь все о душах,
И Ты даешь богатство и имущество.
О Господь мой, Ты – Царь царей, султанов и судей.
О Господь мой, Ты дал Адаму покаяние.
О Господь мой, Ты – сама щедрость и Ты – Верный, Надежный.
О Господь мой, Ты – Опора (верующих), а мы ничто!
О Господь мой, я болен и слаб,
Ты и лекарство и лечение,
Ты и врач и выздоровленье.
О Господь мой, Ты – Мудр, мы же нет.
О Господь мой, Ты знаешь нашу болезнь и как нам выздороветь (от неё).
О Господь мой, Ты друг отчужденных,
И мы не знаем (всех) наших грехов и ошибок,
И мы объявляем о своём покаянии и просьбе прощенья.
О Господь мой, прости нас…
О Господь мой, всегда Ты есть и будешь,
И всегда Ты достоин восхваления и благодарности.
О Господь мой, Ты – Творец, а мы твари.
Ты надежда (человеческой души), а мы ее просители.

Опираясь на выше приведенную молитву Малака Тауса, а также и на другие религиозные езидские тексты становится понятно, что даже глава самых великих и приближенных к Всевышнему, ангелов, Его не видел. От сюда вывод, Всевышнего Творца не видел ни кто, и ни кто не знает его сущности и не сможет ее понять. Между Творцом и его тварями есть покрывало (хиджаб), причем это не в коем случае не значит Его отчужденность от своих созданий, нет. Он Милостивый, Самодостаточный, Извечный, Мудрый и Ему свойственны все достойные Его величия эпитеты. Также согласно езидизму Всевышний Творец находится везде, так как не может отсутствовать где-либо, Он совершенен во всем.

Что же касается божьих ангелов, то согласно езидской религии они иногда предстают перед людьми в образе дервишей и монахов. Согласно езидским преданиям и некоторым религиозным текстам, тогда, когда человек попадает в трудную жизненную ситуацию или стоит перед важным выбором, от которого зависит очень многое для него, Всевышний посылает к нему своего верного ангела Джабраила в образе монаха дервиша, что бы он помог этому страждущему человеку. Также божьи ангелы могут явиться людям для исполнения воли Всевышнего Творца, касающегося того или иного дела, например умерщвления людей, когда настал их срок расстаться с бренным миром. Здесь очень показательно будет привести историю пророка Моисея, что мы с удовольствием и сделаем…

Ji qewlк mыsa pкxember:

Rojekк ji rojane
Mыsa wк dixыne misыr u kitкbane
Rкya Ezrayоl u Cibrayоl li mezela Mыsa di kete
Mыsa wк deng di kete
Ya Cibrayоl we зо xilmete
Iro giyanк min jiber wegirtbы heybete
Ya Mыsa bes bike sexbкre
Rabe ruha xue bi me bispкre
Hate ser te mersыma cebкre
Bi wоkem yк ku xefыre
Ez li ruha xue nakem destыre
Kulfetк min hкs о hыre
Wa dibкje Cibrayоlк emоne
Ya Mыsa bin Emrоne
Rizqк kulfetк we il Xuedкye li te nine
Ya Mыsa rabe hilweste
Em dк ber bi behrк kin qeste
Dк firwara Xuedк nоsayi te kin dest bi deste
Mыsa rabы u hilwaste
Wan ber bi behrк kire qeste
Emоn Cibrayоl siva qudretк hilkirtbы bi deste
Li behrк da ji heybetк dы pкl ji ber vediweste
Hey pedsк mini pedse
Bnк behrк kirme u dase
Di devк kirmо pelgek mase
Mыsa ji wк vedgeriye
Dоtin dы cwanкn qоmetiye
Wк tirbekк dikoliye
зы cinaze diyar niye
Cibrayоl gotо
Ya Mыsa me birayek hebы
Bi bejnк her wekо te bы
Ka birкne ev tirbe webы yan wanebы?
Berк tirbк il Hesil Dena
Aliyek axe кke xena
Gotin: brano neku il min bikin fena
Derк tirbк ye hinde
Ji qewlо pоr Hevinde
Mыsa razabы dibinde
Derк tirbк yi rese
Ser singк Mыsa raxistibыn ax u ferse
Mыsa got: bкhna vк tirbк bi min gelek xuese

(перевод, авт.):

Из рассказов пророка Моисея:

Однажды в один из дней,
Читал пророк Моисей божьи писания и книги,
Проходили (в это время) мимо его дома Азраил и Джабраил.
И воззвал Моисей: «О Джабраил, что мне сделать для вас сегодня,
Моя душа трепещет перед вашим величием».
О Моисей – отвечали они – не бойся и не трепещи,
Встань и вручи нам свою душу, что бы взяли ее мы,
Ведь пришло тебе повеление Могучего (о твоей смерти).
Клянусь Единственным и Всепрощающим,
Я не дам вам своей души и не подчинюсь,
Семья моя слаба, а дети малы (и они нуждаются во мне).
И сказал, тогда верный Джабраил,
О Моисей сын Амрина,
Пропитание семьи твоей в руках божьих, а не в твоих.
О Моисей встань и приготовься,
Пойдём мы в сторону моря,
И я покажу тебе величие повеления Господня, и ты увидишь это глазами.
Встал Моисей и приготовился (в путь),
И пошли они в сторону моря,
И поднял верный Джабраил посох могущества, своею рукою,
И ударил им по морю, и вздыбились две волны на нем.
(сказал Джабраил) – О Великий мой Творец, Ты воистину – Творец.
Под морем черви и камни стоят там,
Во рту червей листок дерева Маш.
(Но Моисей не пожелал подчиниться и скрылся от ангелов Господних)
Вернулся Моисей,
(и в дороге увидел) Двух юношей прекрасного вида.
Они копали могилу,
Но тела умершего не было.
И сказал Джабраил (скрывавшийся под лицом одного из юношей),
О Моисей у нас был брат,
С тебя ростом и видом,
Давай, мы измерим могилу по тебе, подойдет ли она (нашему брату) или нет.
Могила направлена в сторону Хасиль Даны,
Одна ее сторона простая земля, а другая из хны.
И сказал (Моисей): «О братья мои, не замышляете ли вы что-то против меня?».
Дверь могилы в таком вот виде,
От слов пира Хаванда,
Спит Моисей в могиле.
Дверь могилы черна,
На грудь Моисея постелили землю и каменным покрывалом покрыта она,
И сказал Моисей: «Как мил и прекрасен мне, запах этой могилы».

Таким образом, согласно езидской религии божьи ангелы могут являться людям и, что самое главное делают они это не по своей, а по божьей воле. Ангелы обладают огромной силой и способностями, которыми их наделил Всевышний Творец, и от них исходит только добро, когда же они несут людям наказание, то последние его заслужили своими грехами и нечестивыми поступками.

Обязанности, функции и роль ангелов.

В свете того, что мы привели выше из молитвы Малакка Тауса, слов Падшаи, Шейха Якуба, Шейхубакра, истории пророка Моисея и вечерней молитвы, делаем следующие выводы:

1. Божьи ангелы созданы из света Господня.
2. Они обладают способностями и силой, которую дал им Всевышний.
3. У каждого из них есть определенные обязанности, роль и функции (о которых мы поговорим ниже).
4. Ангелы посланники Творца и исполнители Его священной воли.
5. Ангелы являются людям в образе дервишей и праведных монахов.
6. Ангелы могут проявляться в душах езидских праведников, таких как Шейх Ади.
Выше мы упомянули имена праведников, в которых согласно езидской вере, проявилась их ангельская природа, вспомним их еще раз:

1. Азраил – Малак Насраддин, ангел, забирающий души умерших людей, «обладатель ножа», в Лалише есть источник, называемый «источник Насраддина». Насраддин, после того как – с помощь своего ножа – забирает души людей по божьему велению, идет к этому источнику и омывает в нем свой нож.

2. Джабраил – Малак Саджадин, является посланником божьим всем мирам, который передает волю Господню людям и джинам.

3. Микаил – Малак Фахрудин, направляет божьих посланников на истинный путь, является как бы их гидом и гидом религиозных течений и проводником миров.

4. Дардаил – Малак Шихобакр, является установителем основ земли и неба, покровитель мужчин.

5. Шамкаил – Малак Шамсуддин, обладатель печати, т.е. Солнца – «Шамс», он же с божьего веления даёт людям хлеб насущный и средства к существованию, его день это – вторник.

6. Азазил – Малак Таус, глава всех ангелов и посланник божьего трона, на земле его место занимает Шейх Ади, который установил каноны и церемониальные ритуалы езидской религии.

Sоxadо, Tawisо Melek u Xudк yekin
Hun зы maniya jк nekin
Ev miraza zы hasil dikin

(перевод, авт.):

Шейх Ади, Таус Малак и Всевышний одно целое,
И вы не сомневайтесь в смысле (этой истины),
Они быстро исполняют желания (просящих).

То есть сила и свет Шейха Ади на земле, берет свое начало от силы и света Тауса Малакка, который в свою очередь создан из света божьего.

7. Исрафил – Малак Шейхсин Решение дел находится, в его руках он дает силу и волю божьим посланникам, а также простым людям. Шейхсин, является Шейхом езидских вероубеждений и их хранителем.

Что же касается главенства над всеми ангелами, то оно как мы и привели выше, принадлежит Малаку Таусу. Он ведет прямой стезей всех ангелов и божьих посланников, праведников и простых людей. Следит за всеми живыми существами. Он же учитель всех ученных и для езидов он святой символ и вера.

В крации функции и роль каждого из семи ангелов можно выразить следующими словами:

Nasirdоn celadк ruhane.
Sicadоn qazi dк pedsane.
Sкxu Bekir mewlyк mкrana.
Melek Fexreddоn delоlк erdкye.
Sкxsems melikк rizqaye.
Melek Tawis mezine melekaye.
Melik Sкxsin cehwerк mкr u melekaye.

(перевод, авт.):

Насраддин забирает души.
Саджадин посланник смерти, божий.
Шихобакр покровитель мужчин.
Малак Фахрудин проводник миров на земле.
Шейхшамс обладатель достаточности и ризка (хлеба насущного и средств к существованию).
Малак Таус глава ангелов.
Малак Шейхсин дает знание людям и ангелам.

К тому же когда умирает человек, ангелы сначала отделяют хорошие его дела от плохих, а затем приступают к их взвешиванию. Конечно, на эту тему нужно говорить более подробно, но думается читатель простит нам, наши сокращения, так как размеры статьи не позволяют более подробно рассмотреть данный вопрос.

Таус (павлин) – священный символ езидской религии.

У каждой религии есть свои священные символы, например в христианстве это крест, на котором по их представлениям был распят Иисус Христос у мусульман это слова «Ля иляха илля лах Мухаммад расулу лах» (Нет бога кроме Аллаха и Мухаммад его посланник) у буддистов это изваяние Будды и т.д. У езидов также есть свои священные и почитаемые ими символы их веры, такие как Таус (павлин), причем надо сделать очень важную заметку, что езиды не поклоняются этой птице, как утверждают некоторые не просвещенные люди, нет! Павлин это символ их веры в единого Бога – Творца и езиды проявляют по отношению к этому символу должно уважение, точно также как и христиане проявляют почтение по отношению к кресту, а мусульмане к священным словам «Шахады» (слова Шахады, букв. свидетельство, «Ля иляха илля лах Мухаммад расулу лах»).

Что же касается лингвистической стороны названия «Таус», то по этому поводу есть ряд мнений, приведем здесь несколько из них. Ряд исследователей в своих трудах написали по этому поводу, что это название относится к «Тамузу Вавилонскому», одному из идолов древнего Вавилона. Другие утверждали, что слово это греческого происхождения «Teyws», которым называли в древней Греции бога красоты и радости. Один из известных исследователей в этой области, Сыддык Дамлуджи был уверен, что «Таус», арабское слово, означающее красоту. Однако более правдивым кажется мнение ряда исследователей, которое заключается в следующем. «Таус», древне арийское слово, состоящее из двух частей «Tav» или «Ta» или же «Tо», что значит; солнечные лучи или солнечный свет или тепло Солнца. Кстати следует заметить, что согласно курдскому календарю самый жаркий месяц года июль, называется не иначе как «Tоrmeh», это слово также содержит в себе частицу «Tо». Вторая часть слова «Таус», частица «Ыs», была именем одного из древне арийских божеств, т.е. слово «Таус», означает «Свет Господень».

Заключение.

Все беды в этом мире – писал Л.Толстой – исходят от незнания или ложного знания. Как не согласится с этим великим писателем, ведь знание это основа всего и, прежде всего религии, религия, основанная на ложных представлениях ее последователей, перестает таковой быть! Поэтому хотелось бы призвать молодых курдов езидов и курдов мусульман не заниматься взаимными обвинениями и насмешками – что на руку лишь только их врагам – а лучше изучить основные догматы езидской религии и понять, наконец, кто такие езиды и что такое езидская религия…

Использованные материалы:

1- Журнал «Лалеш» №8 (стр. 11) г. Дохук
2- «Gundiyatо» Хыдр Пир Сулейман 1985 г. (22-37), (стр. 72-78), (105-109)
3- Журнал «Лалеш» №5 (стр.59-68) г. Дохук

Специально для: https://www.ezdixane.ru

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Most Popular

To Top
Translate »