Курдистан

Езиды: забытый народ

Баронах, Ирак. Цезарь, переводчик для армии США, провёл нас во внутренний двор своего дома. Он очень хотел увидеть, где живёт Даниель Райс и навестить его семью.

Цезарь (его настоящее имя скрывается в целях его безопасности ) гордится тем, кто он есть. «Я не мусульманин» — сказал он. «Я езид».
Райс, офицер погранично-патрульной службы из Атланты, сидит на белом пластиковом стуле и пьёт напиток RC Cola, местной версии. Сегодня он почётный гость.

Одна из женщин семьи Цезаря проводила меня в комнату, что бы показать новорожденного ребёнка, который лежал в детской кроватке. Цезарь представил меня своей сестре. Женщины одеты в юбки и облегающие блузки. Золотые изделия украшают их шеи, уши и запястья.

Езиды – это непонятная и малоизвестная секта, которая исповедует очень древнюю религию. Их обычаи очень часто неверно бывают истолкованы.

Никто точно не знает, сколько езидов осталось в мире, хотя по приблизительным подсчётам сто тысяч человек проживают здесь, в северо-западном Ираке, вдоль горы Синджар.

Езиды замкнуты, у них есть свои собственные обычаи. Они никогда не носят синий цвет и не едят листья салата.

Они сохранили свою религию, устно, передавая её из уст в уста. И они ошибочно воспринимаются остальными народами как поклонники злого духа, потому что они почетают падшего ангела. Однако, езиды верят, Малаки Таус был прощён Богом и был возвращён на небеса. Они называют его только как Малакке Таус (король-павлин) и молятся ему. Они никогда не произносят слова оскорбляющие его.

В езидских деревнях женщинам необязательно ходить с покрытой головой. Они употребляют алкоголь. Баночки из-под пива Heineken были видны в горах мусора. На местном новогоднем празднике солдатам грузинской национальной армии было предложено виски (естественно, они отказались).

Езиды, так же как и их соседи, курды, были подвергнуты гонениям Саддамом Хусейном, после его прихода к власти в 1979 году. Когда диктатор был свергнут в 2003 году, у езидов появились большие надежды, что их жизнь изменится к лучшему. Они верили в американцев как в спасителей, которые освободят их от невзгод.

Но сейчас, когда идёт уже пятый год войны, жители езидских деревень испытывают всё большее разочарование.

В соседнем Ярмуке мухтар (мэр) Самир Касим Рашу охотно садится с майором Ворис Мак Бернетом, директором высшей школы из Ралейха, Северная Каролина. Он служит в Ираке в военной переходной команде.

Рашу ведет Мак Бернета в большой зал, пол в который устлан коврами, а на потолке висят причудливые осветительные приборы. Однако, там нет электричества.

Рашу не выдержал. Он начал жаловаться: нет электричества, нет воды, и нет никаких продовольственных поставок.

«Электричество? Мы забыли, что это такое»,- сказал Рашу.

«В начале мы были счастливы, видеть коалиционные силы. Они избавились от Саддама. И теперь мы разочарованы».

Мак Бернет объясняет, что с этого момента коалиционные силы будут делать меньше.

«Пришло время Иракскому правительству сделать больше», — сказал он.

«Вы правы», — ответил Рашу. «Но уже три месяца как они ничего не делают для нас».

Он говорит, что часто грузовики повстанцев доставляют пищу и лекарства в деревню.

«А что, если б ваши дети были бы без еды, без воды и без сил?», — сказал Рашу майору.

«Мы думаем, что повстанцы приходят не из Ирака, но арабы здесь помогают им. А иракское правительство и понятия не имеет, что происходит в этих деревнях, мы ведь далеко от Багдада».

«Это забытые люди», — сказал Рашу.

«Мы чувствуем себя в безопасности с того момента как Садам был свергнут, но мы плохо обеспеченны».

Мак Бернет объясняет, что иракское правительство должно научится понимать и защищать собственных граждан; американцы больше не могут делать для них их же работу.

Затем мэр сделал политическое заявление: «Мы хотим быть частью Курдистана.»

Несмотря на то, что курды-езиды и курды-мусульмане исповедуют разные религии, у них есть очень много общего. Они происходят из одной этнической группы. Езиды проживают в деревнях, которые расположены на пограничной полосе между арабским Ираком и Курдистаном долгие годы.

Курды создали автономный регион в 1991 году, после войны в Заливе, сейчас они развивают своё влияние на территории Синджара. Но некоторые езиды хотят объединиться со своими северными соседями. Они боролись столетиями, чтоб сохранить свою индивидуальность. Рашу высказал отчаяние о положение в экономике. «В течении нескольких лет мы видели помощь только с Курдистана», — сказал он.

Вернувшись в Баронах семья Цезаря не хотела отпускать Райса и его команду. Они хотели показать ему своё езидское гостеприимство.

Семья Цезаря показывала мне альбом с фотографиями свадеб и отпусков. Они любят ездить в Духок, курдский город в Северном Ираке, где по их словам очень хорошо.

Езиды живут на окраинах, вдалеке от суетливых улиц Багдада, проигнорированные даже войной, которая жестоко выделяет этнические и религиозные отличия. И нет о них никаких упоминаний даже теми, кто хочет разделить Ирак этнически на отдельные страны.

Один человек сказал, что грустно то, что единственная связь с Ираком в эти дни проходит через кровопролитие. Езиды, сказал он, готовы к бомбардировкам и терактам так же, как и шииты, сунниты и христиане, проживающие южнее и восточнее их.

Сестра Цезаря хотела, чтобы я взял себе на память фото из их семейного альбома.. Я сказал, что я не могу принять настолько личный подарок.

Она мне сказала, что они никогда прежде не видели иностранного журналиста в своей деревне. И возможно, больше никогда не увидят. Она – часть забытого народа.

Перевод с английского Мамоян Зозан
Специально для Ezdixane.ru

Оригинал: Лалиш.ру

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Most Popular

To Top
Translate »