О нас

Навроз, Пироз Бe

ImageПрохожие удивленно останавливались у настежь распахнутых ворот, откуда доносились песни на незнакомом языке, и группа людей танцевала незамысловатый танец: два шага вперед, два — назад, и так долго-долго под бесконечную музыку. Впрочем, соседи не вытягивали шеи из окон и не собирались у ворот двухэтажного дома, они-то уже привыкли – каждый год в этот день, 21 марта, курды отмечают свой Новый год.

Празднование начинается еще с ночи, с песни и пляски вокруг костра и плавно переходит в следующий день, с еще бурным продолжением веселья и обильной едой.

Навроз на курманджи означает новый день. По солнечному календарю, это первый день весны. Природа просыпается и начинает новую жизнь. Начало весны символизирует возрождение как в буквальном, так и в переносном смысле, если учесть куда уходит своими корнями праздник Навроз.

Так как курды издревле были кочевыми племенами, большинство их традиционных праздников так или иначе связано с земледелием. С Наврозом дело обстояло так.

В 7 веке д.н.э. в крепостном городе у подножия гор Загрос в Месопотамии правил ассирийский царь Дехак. Царя без его же ведома посадил на трон Ахриман. Затем злой дух поступил в услужение к царю в качестве шеф-повара. Однажды Дехак похвалил «повара» за его блюда и тот как милость попросил у царя поцеловать его плечи. Царь разрешил. Как только Ахриман поцеловал плечи царю, вспыхнул свет, и две гигантские змеи возникли по две стороны Дехака. Лже-повар испарился. На его место тотчас же образовался доктор и предрек царю, что жить ему теперь со змеями, более того, когда рептилии проголодаются, Дехак будет испытывать невыносимые боли, которые успокоятся только тогда, когда змеи насытятся мозгами молодых людей и девушек.

Так в городе начали убивать юных парней и девушек и вскармливать их мыслительными органами змей. Увидев это безобразие, солнце отказалось взойти. Город погрузился в тьму и холод. Урожай перестал всходить, цветы завяли, птицы перестали петь. Люди ходили грустные-прегрустные и тряслись от одного имени Дехака. Они пели пронзительные душераздирающие песни под аккомпонемент флейты.

В том городе жил кузнец по имени Кава. По приказу Дехака уже были убиты его 16 детей. Однажды из дворца прибыл приказ, что последняя дочь Кавы должна быть умерщвлена и на следующее утро ее мозг должен быть отправлен к воротам дворца, откуда стражники заберут ее.

Всю ночь Кава не мог уснуть. Под утро его осенило. Он заколол ягненка и отнес змеям его мозг.

Весть о его поступке быстро расспространилась среди населения. Все стали так делать. А детей тайно отправляли в горы Загрос, где они росли на свободе. По ходу Кава ковал из них воинов. Воинов, которые однажды вернутся в свой родной город и освободят его от царя, не по своей воле ставшего тираном.

Однажды этот день настал. Воины спустились в город, и из всех домов, мимо которых они проходили, люди присоединялись к ним. Очень скоро армия Кавы стала многотысячной. С этой армией он 21 марта прорвался в крепость и отсек злодею-царю и змеям головы. Затем поднялся на высокую гору и зажег огромный огонь, чтобы жители Месопотамии знали, что теперь свободны. Все стали зажигать огни, и снопы пламени взмыли высоко в небо. И мгла ушла, и снова наступил свет. И солнце опять взошло. А с ним и вся природа ожила.

Люди все зажигали костры и пели и танцеали вокруг огня под аккомпонемент флейты и барабанов.

В те времена Месопотамия была заселена курдами, персами, афганами и другими народами, так что многие из них до сих пор празднуют Навроз. Учитывая, что у армян старый Новый год — Навасард, тоже приходится на 21 марта, может, Кава тогда освободил и армян тоже.

Но для курдов этот праздник имеет особый смысл, ведь за свою свободу они борются до сих пор. Многие участники курдского освободительного движения – Мазлум Дохан, Зекие, Ронахи, Бериван — сжигали себя за свободу Курдистана именно в день Навроза.

Курды, проживающие в Армении, Навроз в Ереване и областях отмечают в разные дни, чтобы все успели отметить, где хотят, говорят они.

Жена координатора Курдской общины Армении Тамара Хасанова рассказывает о традициях Навроза.

Навроз должен отмечаться 4 недели. Недели посвящены земле, огню (солнцу, курды исповедуют езидизм, поклонение солнцу), воде и воздуху. В неделю воды нужно один день всю ночь бодроствовать у воды. В неделю огня зажигаются огни. В неделю земли поминаются покойники.В день Навроза нужно мириться, если с кем в ссоре и прощать. Если в чьем-то доме недавно была свадьба, нужно в этот день навестить новую невестку с подарками.

В день Навроза готовятся семь видов сластей, с разными начинками, символизирующими семь дней недели. Правда, ереванские курды их не приготовили. В этот день обязателен рис с приправами и рыба. Курды красят яйца в разные цвета и ставят их вокруг проросшей пшеницы. Также пекут гату, куда засовывают монету. Кому она достанется, тот и будет самым удачливым в этом году.

Праздник Навроза обязательно празднуется в открытом помещении, лучше всего на природе. Во дворе двухэтажного дома несколько женщин пляшут круговой танец под живой аккомпонемент курдских музыкантов и взгляды своих мужчин, другие женщины готовят праздничные столы.

По стенам развешаны огромные плакаты с портретом Абдуллы Оджалана и и героев курдского освободительного движения. Танцы время от времени прерываются пламенными речами в честь «нашего лидера» Оджалана и «свободного Курдистана».

Каждая такая речь заканчивается криками Навроз Пироз Би! (С Новым Годом) и Бижи Навроз! Бижи, Курдистан! (Да здравствует Навроз! Да здравствует Курдистан!).

Асмик Оганесян
Фото: Нелли Шишманян

Обсудить на форуме

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Most Popular

To Top
Translate »