Армения

Ариф Юнусов. «Армянский плач по азербайджанским меньшинствам»

Ариф Юнусов.Летом 2007 года появился целый ряд публикаций армянских экспертов, посвященных проблеме национальных меньшинств в Азербайджане. Кроме того, в Ереване прошла конференция, посвященная данной теме. Особое внимание на ней уделялось Кавказской Албании — древнему государству на территории нынешнего Азербайджана, и роли этого государства в судьбе различных народов Закавказья. Продолжая следить за полемикой между армянскими и азербайджанскими экспертами, ИА REGNUM публикует интервью с руководителем департамента конфликтологии Института мира и демократии (Баку) Арифом Юнусовым.

ИА REGNUM: Чем вы объясняете повысившееся в последнее время внимание к проблемам древней Кавказской Албании?

Действительно, в конце августа и начале сентября, словно по команде, с армянской стороны последовал настоящий пропагандистский залп по Азербайджану. Появились многочисленные публикации на страницах ряда значимых в России информагентств, а в Ереване с участием некоторых российских политологов была проведена конференция по проблеме Кавказской Албании — откровенно пропагандистское мероприятие, направленное опять-таки против Азербайджана. Все эти факты, безусловно, нельзя воспринимать как случайные, которые просто совпали по времени.

К примеру, возьмем проведенную 3-5 сентября в Ереване конференцию по проблемам существовавшего в далекие средние века на территории Азербайджана государства под названием Кавказская Албания. Это достаточно сложная проблема, которой занимаются специалисты-албановеды. А что мы видим? На конференции с армянской и российской стороны принимают участие современные политологи! С каких это пор, к примеру, Левон Мелик-Шахназарян стал специалистом в области албановедения? Или приглашенные гости из Дагестана, скажем, член правления «Фонд Шамиля» Тимур Айтберов, который, судя по его словам, не имеет представления даже о проживающих сегодня в северных районах Азербайджана народах, что там говорить о далеком средневековье! Да и в отношении других участников возникают такие же вопросы.

Ответ очевиден: цель этого мероприятия — не выяснение все еще многочисленных «белых пятен» в истории давно исчезнувшего государства под названием Кавказская Албании, а проведение идеологической атаки против Азербайджана. И собрало оно людей, которые просто люто ненавидят Азербайджан и даже не посчитали нужным это скрыть.

Чего стоит хотя бы оскорбительное высказывание того же профессора Айтберова о представителях тюркской этнической группы «терекеме», которых он обозвал «тараканами». После этого говорить о серьезности научного подхода подобных людей говорить не приходится. Впрочем, организаторы этого широко разрекламированного мероприятия — директор Института востоковедения Рубен Сафрастян и руководитель аналитического центра «Митк» Эдуард Абрамян — и не особо таили его политической и идеологической составляющих. Также совершенно неслучайно организаторы не удосужились послать приглашения, хотя бы ради формальной галочки, представителям Азербайджана. Ведь Кавказская Албания, как ни неприятно некоторым армянским и иным пропагандистам, все-таки существовала на территории Азербайджана и является частью истории именно Азербайджана, а не Армении или, скажем, России.

Такая же тенденция видна в выступлениях многих армянских официальных лиц. Возьмем последние два интервью с советником министра обороны Армении Гайком Котанджяном, которого помпезно представили как «независимого эксперта с высшей российской и американской научной квалификацией в области этнополитологии конфликтов». Оставим в стороне его далеко не выдержанные и недостойные высказывания в адрес и всего государства, и руководства Азербайджана («восточный деспот», «государство-агрессор», «антидемократический бакинский режим», «алиевские манипуляторы», «спецпропагандистская ложь», «поощряемый азербайджанским государством цинизм» и т.д.), которые обычно используют на улицах и в казармах. Рассмотрим его аргументацию: Азербайджан является антидемократической страной, которая с самого начала своего существования проводит специальную политику притеснений и ассимиляции национальных меньшинств. Причем свою политику Азербайджан, якобы, осуществляет, используя «жузы» — родоплеменные-региональные кланы тюрков-степняков Центральной Азии»! Генерал-майор Котанджян, видимо, прочел где-то об этих жузах и решил, что раз азербайджанцы также тюркоязычны, значит, и у них царит та же среднеазиатская, а точнее, казахская система. Спасибо, как говорится, что он не указал, что свою политику «тюркизации» Азербайджан осуществляет, используя систему чеченских тейпов!

Но еще забавнее становится, когда он сделал открытие для всех нас — оказывается, Азербайджан десятилетиями в своей политике ассимиляции национальных меньшинств использовал «действовавший в Оттоманской Турции механизм личного добровольно-принудительного этноконфессионального самоопределения иноверцев-инородцев «денме», под которой понимался, в первую очередь, механизм конвертации евреев из иудаизма в ислам»! На самом деле не в Османской империи (так, кстати, следует писать название этого государства), а на мусульманском Востоке «денме» именовали тех, кто отказывался от своей веры. И часто это касалось шиитов и суннитов, ибо шла очень острая борьба между этими двумя направлениями в исламе. Оставим в покое факт грубейшего искажения происхождения основателя современной Турецкой Республики Мустафы Кемаля Ататюрка и зададимся вопросом: а причем тут Азербайджан? Оказывается, уверяет Котанджян, в Азербайджане в советское время шла целенаправленная политика по добровольно-принудительному вынуждению представителей нацменьшинств записываться азербайджанцами. В таких случаях возникает чувство гордости за Азербайджан: в отличие от всех остальных уголков СССР, в этой советской республике, даже во времена Сталина (!), местные коммунистические руководители, оказывается, вели собственную и независимую от Москвы национальную политику!

На самом деле проблема многих армянских политологов заключается в том, что они не имеют представления о сложности этнических процессов, в том числе среди мусульманских народов. О том, что в Азербайджане многие малые народы мусульманской веры (таты, талыши, курды) в силу многих причин (близость культуры и веры, заметное численное превосходство азербайджанцев) тюркизируются, писали многие российские этнографы и исследователи еще в 19 в., когда Азербайджан находился в составе Российской империи. Неужели и тогда азербайджанская элита думала об ассимиляции?! Нельзя же так грубо искажать историю!

ИА REGNUM: С чем связана ваша негативная реакция на недавние публикации эксперта Эдуарда Абрамяна о ингилойцах и татах?

Эти публикации из той же серии, можно сказать, имеем дело с клоном. В одном случае (статья об ингилойцах) — явная попытка вбить клин между Азербайджаном и Грузией, в другом (статья о горских евреях) — между Азербайджаном и Израилем. Вновь повторяются пропагандистские штампы о том, что, начиная с советских времен, Азербайджан методично занимался ассимиляцией малых народов. И опять приходится напомнить о необходимости более серьезного подхода к этническим процессам. Так, если верить Абрамяну, термин «горские евреи» был введен в науку в 1940-е годы и это было связано, разумеется, с политикой Азербайджана по «азербайджанизации», а также с политикой СССР в отношении Израиля в тот период.

Приходится посоветовать лучше изучать историю региона. Ведь на самом деле термин «горские евреи» известен, по крайней мере в российских документах, еще с конца 18 века. А в 19 веке он применялся достаточно часто. Есть даже специальные публикации, например, статья «Горские евреи» И.Я.Черного (издана в Тифлисе в 1870 г.) или К.М.Курдова «Горские евреи Шемахинского уезда» (издана в 1912 г.). Можно привести и другие данные российских этнографов и исследователей. Читая опусы Абрамяна и некоторых других авторов из Армении, вспоминается знаменитая советская комедия «Кавказская пленница», и хочется в стиле героя этого фильма Шурика спросить у них: «Средневековую часовню тоже азербайджанцы разрушили?»

Абрамян грубо искажает факты о судьбах конкретных людей. Оказывается, видный общественно-политический деятель Азербайджанской Демократической Республики Фатали-хан Хойский «также являлся горским евреем по национальности, а его еврейское имя было Хакан Сулайф»! Между тем хорошо известно из давно опубликованных материалов, что Хойский на самом деле происходит из тюркского рода, который в 18 веке правил в Хойском ханстве, располагавшемся на севере современного Ирана. В конце 18 века ханство стало частью Ирана, и многие представители рода Хойских переехали в Азербайджан и устроились на севере страны в Шеки. Это хорошо известный факт, в том числе подтвержденный самим Фатали-ханом Хойским и его наследниками. Так зачем грубо искажать его биографию или биографии других общественно-государственных деятелей Азербайджана? Кстати, неплохо также было бы, если бы Абрамян и Котанджян сумели понять разницу между татами-мусульманами и горскими евреями. А то в результате один и тот же человек у них становится то татом-мусульманином, то горским евреем, хотя сохранилась написанные его рукой автобиографии, где он до 1937 г. называл себя «тюрок», а после — «азербайджанец». И большинство татов-иудеев, вопреки утверждению Абрамяна, проживают не на Апшероне, а на севере Азербайджана. А на Апшеронском полуострове проживают таты-мусульмане.

Не секрет, что взаимоотношения Азербайджана и Израиля не просто дружеские, но стратегические. И еврейское лобби на Западе не уступает по значению армянскому. Вот почему в Армении предпринимают отчаянные усилия, чтобы свести на нет этот опасный для себя фактор. И участившиеся публикации армянских пропагандистов о «трагедии татов в Азербайджане» — часть этих мероприятий. Здесь же должен обратить внимание на один факт: армянскую сторону очень беспокоит информация об обнаружении и раскопках в районе города Куба в северном Азербайджане братских могил жертв армянских экстремистских организаций в далеком 1918 г. Ведь этот факт уже привлек внимание не только татов и многих национальных меньшинств, но и Израиля! Котанджян же найденные массовые захоронения объявил «массовыми захоронениями армян, убитых бандами кавказских татар»! Оставим в стороне недопустимый промах с использованием архаичного и неверного термина «кавказские татары», а также факт незнания мест проживания армян в Азербайджане, ибо там, где найдены массовые захоронения, никогда не проживали армяне! Для нас важен факт нервной реакции.

В распоряжении азербайджанских исследований не только материалы раскопок, но и, в первую очередь, многочисленные архивные материалы, которые открываются и публикуются. И в их числе — материалы о злодеяниях посланных в 1918 г. на север Азербайджана Степаном Шаумяном отрядов под командованием Амазаспа и Лалаяна для подавления, как считалось в советские времена, «антисоветских выступлений». Итог действий отрядов Амазаспа и Лалаяна хорошо известен — всего в Азербайджане было убито до 10 тысяч антисоветски настроенных азербайджанцев, а также татов, горских евреев и лезгин, из них до двух тысяч было убито в Кубинском районе. В архивах сохранились не только письма Шаумяна Амазаспу и Лалаяну с указанием о беспощадном подавлении и уничтожении «мусульманского населения», а также сочувствующих им, но и точные координаты братских могил. В советские времена все это запрещалось публиковать, но сейчас СССР нет, и все эти архивные материалы открыты и публикуются. И начавшиеся весной нынешнего года раскопки также осуществлены на основе архивных материалов о злодеяниях отрядов Амазаспа и Лалаяна. Можно уже сейчас указать Котанджяну, что такие же братские могилы жертв банд, посланных по указанию Шаумяна, есть недалеко от городов Хачмаз и Шемаха, и там также будут проведены раскопки.

ИА REGNUM: Из ваших слов следует, что публикации, о которых идет речь, по вашему мнению, выполняют некий политический заказ.

Конечно, в Азербайджане немало проблем и в области демократии, и в национальной сфере. И я лично не раз, в том числе на страницах ИА REGNUM, говорил об этом. И я бы с большим интересом прочел взгляды армянских и иных экспертов о ситуации в Азербайджане, но при условии их, во-первых, объективности, а во-вторых, неангажированности. Ведь после подобных «интервью», «исследований» и «конференций» невольно возникают вопросы: а разве в Армении нет проблем в области демократии? Разве в Армении так все прекрасно в национальной сфере? Почему бы господам Котанджяну, Абрамяну и другим не осветить ситуацию со всем этим? Почему бы не дать объяснения, по каким причинам за годы после обретения независимости Армении из республики уехало 85% русских, почти на 80% сократилось численность евреев, катастрофически уменьшилась численность курдов? Не говорю уже об азербайджанцах и их печальной судьбе в Армении. Почему бы армянским экспертам не дать информацию о ситуации с изучением русского языка в Армении? Почему бы не объяснить, по какой причине многие курды-езиды в Армении плохо знают свой родной язык и хорошо — армянский? Почему не осветить ситуацию с конфессиональными меньшинствами, преследования которых не раз отмечались международными организациями? Почему в качестве предмета «исследований» выбирается положение дел в Азербайджане? Если для развития демократии в Азербайджане армянские представители предлагают создавать автономии для всех национальных меньшинств в Азербайджане, то почему они не предлагают подобное же для родной Армении? Разве проживающие в Армении курды-езиды или русские чем-то хуже аварцев или татов в Азербайджане?

Как видим, возникает очень много вопросов. Вот когда армянские эксперты вначале подробно и объективно дадут на все это ответы, тогда можно будет серьезно воспринимать их взгляды на ситуацию в Азербайджане. В отсутствие же всего этого нынешний пропагандистский армянский «плач о судьбе национальных меньшинств и демократии в Азербайджане» представляется очень уж фальшивым.

Постоянный адрес новости: www.regnum.ru/news/882797.html

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Most Popular

To Top
Translate »