29.10.2007 Квартирный вопрос испортил национальный вопрос
Проблемы с жильем на Кубани еще с первых лет советской власти являлись камнем преткновения. Большевики замахнулись на святое, на то, что боялся трогать даже царь-батюшка: земельные делянки казаков.
Сейчас на Кубани наблюдается очередной виток скандала, который во многом стал визитной карточкой края начиная с середины 90-х: проблемы домовладений так называемых «нелегальных мигрантов». Многие считают, что в этом году уже можно будет поставить на этой теме крест, к таким голосам неисправимых оптимистов присоединился даже зам. губернатора Кубани Мурат Ахеджак, который недавно заявил, что с отъездом этих самых мигрантов во многих районах края существенно улучшилась обстановка. Однако пока на самом деле можно наблюдать только очередной виток процесса. Речь идет об отъезде в США практически всех проживавших на территории края турок-месхетинцев (из 12 тыс. на территории края осталась только 1 тыс. и та готовится также к отъезду).
В отношении Кубани власти Российской империи – Советского союза – Российской Федерации уже имели опыт разного рода переселений народов. Самое известное и крупное из них было проведено императрицей Екатериной II, которая после упразднения Запорожской Сечи переселила на Кубань запорожских и черноморских казаков, чьи потомки составляют сейчас около 30% населения края. Затем были эксперименты c переселением из Крыма армян, с «акклиматизацией» христиан (греков и армян) из Османской империи. В конце концов, в конце 80-х годов XX века местное руководство предложило переселиться из Узбекистана на Кубань крымским татарам, туркам-месхетинцам, крымским грекам, курдам, крымским армянам, армянам-хемшилам.
Это решение было вызвано упадком сельского хозяйства в крае, которое, по идее, должны были поднимать эти народы, выселенные из мест обитания в Среднюю Азию и Казахстан по приказу И.В. Сталина, обвинившего их в коллаборационизме в годы ВОВ. Как раз в 1988 году произошло землетрясение в Спитаке. Особенно пострадали горные ущелья, населенные компактно проживающими курдами-езидами. Помимо пострадавших от землетрясения армян (были размещены в Крымском районе, Армавире, Краснодаре, Новороссийске и Новороссийском районе, т.е., в местах, где и ранее жили армяне), в Краснодарский край и Адыгею (тогда она была АО в составе края) были переселены езиды. Переселение происходило, в основном, в окрестности Майкопа (где в адыгских аулах и произошли первые стычки между езидами и адыгами), в Краснодар, Усть-Лабинский, Крымский, Кавказский районы.
Миграция крымских татар прошла довольно быстро и спокойно. Представители этой диаспоры прибывали в районы, соседние с Крымом и переехали в Крым после того, как советские власти разрешили там им селиться. Исключение составляют крымские татары Тамани (70% населения поселка) являющиеся там коренными жителями, их предки, в основной своей массе, до депортации проживали там. Следующими, практически на место крымских татар, занимая их дома, приехали турки-месхетинцы, курды-курманч и армяне-хемшилы.
Эти диаспоры в 1944 году были депортированы в Среднюю Азию и Казахстан из Аджарии. Обычно хемшилов на переписях записывают армянами, несмотря на то, что они мусульмане, и значительная часть дома общается на турецком языке. Что касается курдов, то из-за их сопротивления обобщению в одну нацию в переписях фигурируют этнонимы «курд» (в которую объединены курды-курманч и курды-соран, последних на Кубани мало, это преимущественно политэмигранты из Турции) и «езид». И езиды и курды-курманч разговаривают, в отличие от своих соплеменников из Турции, Сирии и Ирака, на диалекте «курманджи», различия есть только в религии: езидизм (эздихане) ведет свое начало от зороастризма, тогда как курманч – исключительно мусульмане, хоть и придерживаются ряда солнцепоклоннических традиций. Турки-месхетинцы фигурируют именно под этим двойным этнонимом, несмотря на то, что их самоназвание tьrk и от анатолийских турков они никак себя не отделяют (зато в Турции их своими не считают). Курды-курманч были расселены в Кореновском, Усть-Лабинском, Калининском, Кавказском, Горяче-Ключевском районах, городе Краснодар. Наиболее значительная группа – в станице Платнировская Кореновского района. Турок-месхетинцев расселили, преимущественно, в Крымском, Абинском и Белореченском районах.
Далее речь пойдет, как раз именно о курдах (включая езидов) и турках-месхетинцах, как о наиболее проблемных диаспорах края.
Свято место пусто не бывает
Сейчас, несмотря на то, что одну из «неудобных диаспор» – турков-месхетинцев – все же вынудили уехать из края, проблем не стало меньше. Наиболее остро стоит вопрос, что, все-таки, делать с бывшим их жильем. Все дело в том, что и турки-месхетинцы, и курды покупали в конце 80-х недвижимость по «ручным сделкам»: в присутствии свидетелей оформлялся акт передачи прав собственности. Нотариусы такие сделки принципиально не удостоверяли с благословения местных властей: у одной из сторон сделок не было прописки. До 1996 года такие сделки были в сельской местности законными. Количество турков – владельцев жилья, которые все же добились признания законности сделок, невелико. Большинство высвободившегося жилья нигде не зарегистрировано. Случаев тяжб между турками-месхетинцами и прежними собственниками жилья не было отмечено, так же, как и случаев привлечения вынужденных переселенцев к ответственности за самозахваты.
Примечательно то, что подобного поведения властей и нотариусов не было зафиксировано ни в Ростовской, ни в Саратовской областях, ни в Ставропольском крае, где также живут турки-месхетинцы. В Краснодаре подобная политика является нормой, а какие она приносит плоды, мы уже видим: образовалась куча ничейного жилья, зарегистрированного формально на владельцев, которых найти очень сложно.
Следует отметить, что такая политика руководства Краснодарского края проводилась не только в отношении вынужденных переселенцев. Еще перед распадом СССР на Кубани были введены ограничения по прописке, которые на тот момент уже действовали в Москве, Ленинграде, Киеве, а также в Севастополе, Видяево, Гаджиево и ряде других военных городов. Признание права собственности через суд для мигрантов зачастую ничего не означало: так, в 1995 году курд-курманч Мамед Камалов оформил документы на домовладение, однако в прописке по адресу ему отказывают до сих пор. В Темрюкском районе запрещается селиться вынужденным переселенцам из-за его пограничного статуса, между тем, там проживает значительное количество крымских татар и армян, есть греческая община.
Тем не менее, значительная часть мигрантов (чаще курдов, к которым отношение лучше), все же, передвигается по территории края достаточно свободно. Например, многие курды переехали из Крымского района в соседнюю Анапу, где есть работа. Так что, видимо, помимо личного отношения представителей власти к той или иной национальности, имеет значение еще и финансовый вопрос – ведь не бесплатно же этим курдам оформляют в Анапе документы на бизнес (главным образом, в сфере общепита).
Всего на текущий момент было распределено среди населения (главным образом, славянского) края около 1700 домов, высвободившихся после отъезда в США турков-месхетинцев. Сколько еще осталось – сказать сложно. По словам уже упоминавшегося Мурата Ахеджака, это полный объем «турецкого» жилого фонда. Однако эта информация представляется не очень достоверной, т.к. за такой срок привести в порядок документы на эти дома просто физически невозможно, тем более, часть из них оформлена на сельскохозяйственные предприятия (многие из которых уже не существуют). С другой стороны, уже не вызывает сомнений другой факт: в руки курдов эти дома точно не попадут, вторая крупная группа вынужденных переселенцев может на это даже не надеяться. Вместе с тем, в отличие от турков-месхетинцев, курдов никто в Америку не приглашает, а Грузия не горит желанием репатриировать их в Аджарию. Поэтому жилищный кризис только усилится. Проблема только начинается, и следующее звено этой проблемы – курды.
В большой семье – большие уроды
Руководство современной России, видимо, так и не сделало выводов из распада СССР, локальных межнациональных конфликтов и т.п. Когда местное начальство на Кубани решило переселить депортантов из Средней Азии, оно, вероятно, думало, что дружная семья советских национальностей будет рада любым переселенцам. Однако казачья Кубань в этой семье никогда не состояла, как не состояла в ней Прибалтика или Западная Украина.
Непонятно то, почему до последнего времени местные власти мешали туркам-месхетинцам продавать дома – ведь при отношении местных к вынужденным переселенцам наоборот надо было создать условия для отъезда «нежелательного элемента). Так что, видимо, местные власти устраивает наличие на территории Кубани универсального врага, на которого можно списывать все беды. Теперь этим врагом могут стать курды.
Роман Мамчиц,
специально для ИА DAILYSTROY
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.