Театр

Памятка курдам!

Памятка курдам!

Искусство – это творческое отражение действительности, воспроизведение ее в художественных образах. Произведением искусства называют далеко не все творения, это должно быть нечто очень качественное, наиболее интересное и способное изменить сознание зрителя (слушателя). Искусство воспринимается человеком всеми органами чувств.

Театр – это род искусства, представляющий собой художественное отражение реальности посредством драматического действия. В театре актеры, перевоплощаясь в героев действия, воссоздают перед зрителями искусственную реальность, показывают развитие ситуации. В зависимости от формы актерской игры, выделяют драматический театр, оперный театр и балетный театр. Это основные формы театра, но существует еще несколько промежуточных. Также театром называют здание, в котором происходят театральные представления.

Искусство сцены родилось в глубокой древности. В разные времена оно было призвано то развлекать, то воспитывать, то проповедовать. И с этими задачами театр справлялся — его возможности многообразны, а сила воздействия велика, и потому театральное искусство стремились поставить себе на службу короли и князья, императоры и министры, революционеры и консерваторы. Средние века в применении к театру выдвинули определение Theatrum Mundi, что в переводе с латыни означает «мир в театре». Сценическое про странство мыслили как модель мироздания, где следовало разыграть, повторить таинство творения. В эпоху Возрождения на театр всё чаще стали возлагать задачи исправления пороков. Осуждая «низкие нравы и заблуждения, следует побуждать людей к жизни достойной», — говорится в одном из сочинений того времени. А в эпоху Просвещения искусство сцены оценивалось очень высоко — как «очищающее нравы» и поощряющее добродетель. Эти идеи позже развил русский писатель и драматург Н. В. Гоголь. Для него сцена — «это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Тезис «театр — университет» сохраняет значение по сей день.

Приблизительно в конце 40-х годах в курдском селении Алагяз (тогда еще Апаранского района Армении) был создан курдский театр, причем он был государственным. Это был первый и, к великому сожалению курдов, последний государственный курдский театр. Он сумел просуществовать всего лишь несколько лет. Потом он «развалился», и долго-долго еще «на его руинах» люди пытались что-то вновь построить, но все их старания были тщетны. Хотя театр и был государственным, но по своему уровню он был весьма далек от профессионализма. Уровень его был не выше, чем в обычном самодеятельном кружке. Конечно же, это им, тогдашним актерам и режиссерам, не в упрек… Наоборот, честь им и хвала. Не их вина, что за спиной не оказалось достойного «папы».

Спустя много лет, а именно 4-го сентября, 1979-го года уже в Тбилиси (Грузия) нашими усилиями и хлопотами был создан курдский драматический кружок, который возглавил ныне покойный курдский поэт Джардое Асад. Правда, он не смог долго нести эту ношу и через полгода передал бразды правления своему родственнику, журналисту армянской газеты в Тбилиси, Муразу Узоевичу Джафарову. Но к тому времени кружок этот уже был переименован в курдский народный театр и просуществовал этот театр тринадцать лет. За эти годы репертуар театра пополнился тринадцатью спектаклями (Мистическое совпадение, не так ли?..). Все эти спектакли были переводами с армянского, грузинского и азербайджанского языков. Но свою историю театр начал все же с чисто курдской пьесы. Это была комедия курдского поэта из Армении Аскаре Боика «Снджо выдает дочь замуж». И здесь коллектив особо не блистал своим мастерством, и уровень, можно сказать, был чуть выше своих предшественников из Алагяза. Вероятно, если бы не своеобразные интриги самих же нас, век театра не оказался бы столь коротким и печальным, и, возможно, сегодня мы могли бы хоть что-то рассказать о курдском театре, но увы, нам, курдам, это не дано.

В 1990-м году уже мною был создан в Тбилиси Курдский театр сатиры и юмора, который, к сожалению, тоже недолго просуществовал. Здесь нашей помехой стали глобальные межгосударственные проблемы: развал СССР, падение уровня жизни, кризис всего творческого мира – куда уж нам! И в 1994-м пришлось с большим сожалением закрыть свой театр на неопределенное время, оставив позади четыре курдских спектакля. Наряду с вышеперечисленным в тех же городах, Тбилиси и Ереване, было и другое: создавались ансамбли песни и танца, инструментальные ансамбли, но, повторяю, все это дальше самиздата и личного энтузиазма не шло.

В марте 2007 года, мы сделали еще одну попытку создать в Москве курдский театр.

А в марте 2008-го года (ровно через год) наш театр уже участвовал в V московском Международном фестивале национальных театров, со спектаклем «Богом Проклятые», где мы были отмечены сразу 5-ью номинациями: за лучшую детскую роль – Сева Джавзо, за лучшие мужские роли – Касыме Чарказ и Махсуме Касым (Фарман), за лучшую пьесу и за оригинальную постановку. А также граммотой Благодарности за поддержку театра.

Но без поддержки со стороны, в одиночестве никто и никакой театр не сможет создать.

Чтобы не выглядеть совсем злостным критиком и не заканчивать на пессимистической нотке, в заключении я бы хотел воспользоваться случаем и призвать всех курдов, которыми, хоть сколько-нибудь, движет здравый ум – вспомнить о том, что кроме денег и собственного благополучия, есть еще элементарное, чисто человеческое, самолюбие, которое порой должно быть выше всего, пробудить в себе это самое чувство и сделать так, чтобы в будущем ни он и ни его потомок не стеснялись больше, что они представители этой нации. Ни одна нация не может быть постыдной. Люди сами, в силу своей беспомошности, недальновидности и недостатка ума, позорятся своей же принадлежности к той или иной нации. Думаю, что нужно вобрать в себе мужества и самим быть хозяином своей культуры и пожелать всех благ.

Часто бывает так, что в кого-то ты все-таки веришь. Надеюсь, что эти личности все же сумеют дать искорку для воспламенения курдской души. Ведь надежда умирает последней, не так ли?..

С Уважением,
Художественный руководитель театра — Джангои Шалва Муразович (Salоko Bкkes)

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Most Popular

To Top
Translate »