Лятиф Маммад

Курдский праздник Хыдыр Наби

Курдский праздник Хыдыр Наби
Хыдыр Наби
— отмечается во второй декаде февраля, в промежутке от 12 до 20 февраля, когда полнолуние приходится на пятницу. Этот праздник имеет тысячелетнюю историю как праздник добра, исполнение желаний.

Именно в Шумере были написаны первые клинописные таблички, относящихся к периоду конца III тысячелетия до н.э. (около 2050 г. до н.э.), в которых содержатся сведения о празднике Весны – Наврозе, традиции которой непосредственно связаны с земледельческой культурой древних обитателей Месопотамии. Этот праздник широко отмечался и в касситской Вавилонии, где культу бога Набу ( в городе Борсиппы) отводилось особая роль. Ныне у курдов пророк Хыдыр (Хыдр) Наби, где Наби (Набу) – индоевропейское слово (ср. с русским «небо»), означает «небесный» («пророк») и Хыдыр (Хыдр) – собственное мужское имя. Этот праздник вошел в быт народов – соседей курдов еще в доисламскую эпоху. И сегодня он сохраняет свое значение не только среди курдов, но и соседних народов – христиан и мусульман (у армян – День святого Саркиса). В христианстве образ всадника в белом коне известен как Святой Георгий.

Согласно поверью, ангел мечты и любви Хыдыр Наби в эти дни путешествует по земле на своем белом коне. Чтобы помочь Хыдыр Наби свободно путешествовать по земле в этот день нельзя стирать и мыться в бане (иначе перед ним возникнет море), использовать расчески (ему преградой вырастит густой лес), воспользоваться мылом (на пути явится непреодолимое ледяное поле), иголкой (символизирует колючее поле) и все это затрудняет ему посетить своих почитателей. Хыдыр Наби путешествует верхом на белом летающем коне, который после приземления уменьшается до размера детской игрушки и может легко зайти в дверь (поэтому в праздничную ночь с четверга на пятницу никто не закрывает дверей).

Перед праздником все проводят уборку своих жилищ: чистят, моют, убирают квартиры и дома. В сельской местности жители также моют и чистят дома, но кроме того — рисуют внутри дома на стенах и потолках изображения хозяев, членов семьи, детей, молодоженов, скота, собак и кошек. Такие изображения имеют очень глубокие корни. Первобытные люди делали подобные рисунки на стенах пещер, и эта традиция сохранилась у езидов до наших дней. Конечно, обряд подвергся трансформации, и современные курды понимают его как пожелание дому благополучия процветания путем честного труда. Хдрнаби посещает в первую очередь тех, кто был в прошедшем году безгрешен, был добр, милосерден и т.д.

Если Хдрнаби посетит дом, следующий год будет для его обитателей счастливым, принесет им богатство, удачу, счастье. Поэтому каждая семья, чтобы привлечь Хдрнаби, наполняет мукой большую миску, прикрывает ее тонкой шелковой тканью ставит на почетное место в доме на «стер» (место, предназначенное для ангела-хранителя дома, покурдски ходанемале); туда на день складывают постели, это место ангела-хранителя дома. Конь Хдрнаби оставляет на муке свои следы. Иногда Хдрнаби вырывает волос из хвоста своего коня и оставляет на миске, Так узнают, побывал ли в доме Хдрнаби. Ранним утром в пятницу молодые девушки и женщины идут за водой к роднику.

В праздничный день родниковая вода считается святой. Каждая стремится прийти к роднику первой: тогда ей и ее семье достанется больше счастья. Этой водой умываются и ее пьют все члены семьи. Вечер четверга называется «День памяти». Этим «Днем Памяти» связан и другой курдский обряд «Dil bikrin» («Приобретение сердца») или же «Azari» («Грусть») — «Обряд снятие траура». В этот день старшие члены семьи посещают те дома, где за прошедший год кто-то ушел из жизни. В первую очередь посещают дома родных и близких. Хозяин дома накрывает поминальный стол, все вспоминают умершего, служители культа (шейхи и пири) читают молитвы, облегчающие скорбь родственников покойного. Говорится, что нет ничего вечного, все течет и изменяется, тот, кто рожден, должен умереть такова воля божья. После этого члены этой семьи могут принимать участие в праздниках, посещать свадьбы. Таким образом, с семьи снимается траур (таким же образом этим же обрядом курды испрашивают разрешение у членов семьи усопшего разрешения на свадьбу или другие семейные торжественные мероприятия). В пятницу все поздравляют друг друга с праздником.

Праздник Хдрнаби содержательно и радостно отмечает молодежь. В четверг вечером незамужние девушки и холостые парни пекут маленькую соленую лепешку каждый для себя. Весь вечер они не должны пить, а перед сном съедают эту лепешку, надеясь, что им приснится суженый (суженая). Если во сне молодому человеку или девушке принесет напиться знакомый (или незнакомый, но из известного места), значит, они предназначены друг другу по воле бога и можно отправлять сватов. Если же во сне человек сам достает воду, это значит, что он должен искать себе невесту (жениха) сам, божественного знака ему не оказано. Если же спящий, несмотря на жажду, вообще не пьет во сне, это означает, что ему (ей) просто неизвестно, когда и на ком жениться или выходить замуж. В четверг вечером молодежь устраивает праздничное веселье: парни и девушки поют, играют музыку, танцуют, знакомятся друг с другом, затевают различные игры, качаются на качелях. Подростки ходят по домам и поют традиционные песни, за что получают подарки — своего рода колядки. Не одарить колядующих считается большим грехом.

Праздник Хдрнаби донес до наших дней старинные курдские представления о чести, добре, справедливости, трудолюбии, стремлении к лучшему, которые и сегодня полностью соответствуют курдскому национальному характеру.

Лятиф Маммад
Главный редактор сайта Kurdist.ru

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Популярное

To Top
Translate »