Был отмечен долгожданный шквал активности по защите меньшинств Ирака — хотя несмотря на благие намерения, эта деятельность была поверхностной и имела политическую окраску.
Последний доклад организации Human Rights Watch (Страж прав человека) под названием «На уязвимой территории», который изложен якобы от лица меньшинств, находящихся под угрозой, на самом деле сеет семена раздора посредством карикатурного и политически мотивированного исследования, а также вводящего в заблуждение подстрекательского языка.
Более семи тысяч лет, Месопотамия была частью некоторых величайших человеческих цивилизаций и империй — шумерской, аккадской, вавилонской, ахеменидской, эллинистической, мидийской, персидской, аббасидской и оттоманской. Эта земля, эта «колыбель человечества», была домом для потрясающего разнообразия народов: халдео-ассирийских христиан, курдских иудев из Закхо, индоевропейских народов, говоривших на языках заза, горани, сорани и курманджи, и составляющих пестрое полотно Курдистана, гностики-мандеи и мааданы из Южных Болот, армяне, туркмены и арабы Джазиры — этот список можно продолжить. Внутри этих групп существует изумительная мозаика этносов, культур, религий, историй и мирских переживаний. Мир, однако, знает удивительно мало об этом мировом сокровище. Большинство людей было бы повергнуто в шок, если бы они узнали, что Вавилон был центром иудейской жизни и научных знаний более 2,5 тыс. лет, а также местом рождения талмудистского закона, и что Багдад и Эрбиль были городами с ярко выраженной иудейской идентичностью.
Только 80 лет назад «Ирак» был создан британцами. И за эти 80 лет сокровища Ирака уничтожались с невиданной доселе скоростью — и это не хищение нефти, которое лежит в основе проблемы. Это хищение идентичности народов, уничтожение в массовом масштабе всего того, что делает их харами, ассирийцами или мандеями. Это изгнание иудеев и курдов-файли, применение химического оружия на сельских жителях, массовые захоронения, война, этническая чистка, надругательство над культурой, осушение самых обширных болот Среднего Востока, уничтожение самого большого в мире сада финиковых пальм, использование воды в качестве политического оружия, киднэппинг, террористические акты, совершенные смертниками, засуха, болезни, оккупация и коррупция.
Более тридцати лет жители Ирака подвергались душераздирающим гонениям. И более тридцати лет, мир — его средства массовой информации, его политики, его научное сообщество, его общественные институты — оставались безучастными, и что еще хуже, активно делали вид, что ничего не замечают. И кажется, что, когда Саддам перестал быть другом Рамсфелда, мир внезапно заметил ужасы, которым подвергались курды и шииты. Мир внезапно стал обращать внимание на несчастья, ужасы и надежды иракских «меньшинств» – общая холодная современная карикатуризация и компартментализация всего того, что делает нас людьми: наши переживания, культуры, религии, чувства, истории и ценности.
Мир успешно сократил полотно Ирака к «большинствам» и «меньшинствам» – представленные нам как упрощенные классификации курдов, суннитов, шиитов и туркмен. К этой компартментализации были также добавлены езиды и шабахи; и в зависимости от превалирующих прихотей, социально-экономических и политических веяний, различные группы будут пользоваться расположением или впадать в немилость.
Доклад Human Rights Watch “На уязвимой территории» возлагает вину за возросшее насилие и терроризм почти открыто на силы Курдской Пешмерги — армия, которая признается в пределах Ирака и в международном сообществе как конституционно легитимная — дисциплинированная и обученная на высоком уровне, и подотчетная парламенту. Логика доклада странная — в нем утверждается, что присутствие армии и полиции с целью обеспечения безопасности является причиной террористических актов, совершаемых смертниками, и киднеппингов — другими словами, на территории жилось бы легче, если бы она была вакуумом безопасности для проникающих террористов. Однако, только по причине присутствия Пешмерги, эти так называемые «исследователи» смогли с безопасностью для своей жизни посетить эти места. Много вопросов вызывает причина, по которой десятки тысяч иракцев предпочли жить, учиться и работать в Курдистане, если они подвергались таким ужасным широкомасштабным мнимым унижениям и притеснениям.
В 2007 году 4 скоординированных атаки террористов-смертников сравняли с землей два езидских села, в результате которых погибли почти 800 человек, и получили серьезные ранения 1500 человек — самое крупная одновременная резня, которую видел Ирак с того времени, как началась война. Учитывая небольшое количество оставшихся езидов, это было равносильно истреблению. С того времени люди с равнин Ниневех обращались к помощи Пешмерги и получали ее. Курдистан под охраной Пешмерги не видел бомбежек годами, невероятное достижение, учитывая настоящее положение Ирака.
Доклад Human Rights Watch, продукт нормативного политического исследования, политизировал этничность и идентичность, пропагандируя разделение, а не единение, и создавая напряжение, там где его раньше не было. В основе этого недостаток аналитической компетентности, культурная и историческая близорукость — проще говоря, они не смогли по настоящему понять, что эти люди сосуществовали почти 7 тыс. лет. Между ними существуют глубинные связи, которые может понять только тот, кто оттуда родом. Идентичность является глубоко личной, укоренившейся в истории и во взаимоотношениях с другими людьми. Политизация идентичности разрушает и разделяет эти основополагающие взаимооотношения.
И неудивительно, что доклад был расхвален людьми и группами, которых в большой мере подвергают осуждения, такими, как екс-баасисты, геноцид-деньеры и ультра-националисты — те же самые люди, которые преследовали народы Ирака в течение 30 лет при Саддаме. Если организация Human Rights Watch продолжит публиковать выражение подобного политического высокомерия, они подвергнутся риску серьезно навредить своей репутации международной организации по защите прав человека.
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.