Курдистан

«Я не обратилась в их веру. Я не читала их молитвы»

Езиды, оказавшие на воле после шестимесячного пребывания в плену у боевиков «Исламского государства», рассказывают о своей жизни в качестве заложников и боятся за свое будущее.

Лалеш, Ирак — Самира Бенав и ее мать были переполнены эмоциями, обнимаясь со старшим братом Самиры Херо. Встреча происходила в одном из зданий, расположенных возле комплекса каменных строений с коническими крышами, где хранятся гробницы святых езидов. Пожилая мать Самиры Дайке Херо, у которой парализована нижняя часть тела, не смогла встать, чтобы обнять своего сына после пяти месяцев разлуки.

17 января двадцатипятилетняя Самира, страдающая отклонениями в умственном развитии, и Дайке Херо вместе с другими 194 езидами неожиданно были выпущены на волю. Предположительно сотни членов группы религиозного меньшинства по-прежнему пребывают в заложниках. Отпустили в основном пожилых людей, психически и физически неполноценных и нескольких больных мальчиков. Никакого предупреждения о планируемом освобождении группы заложников, равно как и о сроках их выпуска на волю джихадисты не давали.

Несмотря на обретенную в конце концов свободу, мужчины и женщины, нашедшие приют в гостевом доме храма Лалеш, совсем не выглядят счастливыми, если не считать проявлений радости при воссоединении с родственниками. Они бледные, слабые и изможденные. За время пребывания в плену у некоторых из них развились кожные заболевания с ужасными язвами. Эти люди попали в плен в начале августа, когда в результате массированного наступления, начавшегося в июне, боевики «Исламского государства» захватили их города и селения в округе Синджар в северо-западной провинции Ирака Ниневии.

«Когда мы услышали, что они приближаются к нам, мы были вынуждены бежать», — говорит 35-летний брат Самиры Херо, фермер, который жил в Дихолане, городе езидов с населением около 10 000 жителей, расположенном примерно в часе езды на машине к северу от горы Синджар. — «Я забрал жену и троих детей, но оставил свою мать и сестру, потому что думал, что боевики «Исламского государства» не причинят им вреда».

Самира рассказала, что боевики «Исламского государства» увели их 3 августа в сопровождении конвоя грузовиков с установленными на них пулеметами. «Они захватили нас, разорвали мою одежду, забрали наши деньги, которых у нас было очень мало», — говорит Самира. — «Многие из нас были больны, но они не заботились о нас. Еда была очень плохой. Ее вообще нельзя было есть. Если кто-то протестовал по какому-нибудь поводу, его оскорбляли и били».

Их похитители перегоняли их из одного места в другое по территории, контролируемой джихадистами, в том числе в село Кучо недалеко от Синджара, где в августе с особой жестокостью были убиты десятки мужчин-езидов после того, как они отказались принять ислам. Были они и в городе Талафар недалеко от границы с Сирией, и в Мосуле, втором по величине городе Ирака, который стал цитаделью «Исламского государства» в стране. «Исламское государство» прославилось своей жестокостью. В докладе, опубликованном в конце прошлого года, «Международная амнистия» сообщила, что джихадисты пытали и изнасиловали много женщин-езидок и девочек, и назвали зверства группировки «военными преступлениями и преступлениями против человечности». По оценкам Организации Объединенных Наций, по состоянию на конец августа прошлого года боевики «Исламского государства» похитили 2500 езидов, в основном женщин и детей.

Больше всего достается религиозным меньшинствам. Особенно пострадали последователи древней месопотамской религии, известной как езидизм. Много мужчин-езидов было убито, многие женщины захвачены в качестве сексуальных рабынь, а их имущество разграблено. «Исламское государство» настойчиво называет езидов, которые поклоняются богу солнца, неверными и обязуется обратить подвергающееся опасности меньшинство в ислам.

«Они сказали нам, что мы должны стать мусульманами», — говорит мать Самиры Дайке Херо, лежащая на матрасе в гостевом доме Лалеш. — «Я не обратилась в их веру. Я не читала их молитвы». Однако многие мужчины и мальчики признаются, что принимали участие в групповых молитвах, потому что боялись быть убитыми, если они этого не сделают.

Последним местом пребывания этих несчастных во время пятимесячных испытаний был большой свадебный зал в Мосуле, превращенный в лагерь для пленных. Они ютились на полу, холодными ночами пытаясь согреться под тонкими простынями. Холодный душ можно было принять только раз в две недели. Оскорбления и насилие стали обыденными.

Почему этих 196 пленников освободили, непонятно. Некоторые утверждают, что их похитители сказали им, что самопровозглашенный халиф «Исламского государства» Абу Бакр аль-Багдади решил помиловать их. Другие говорят, что все гораздо практичнее. «Основная причина освобождения этих людей в том, что состояние их здоровья очень плохое. Они нуждаются в помощи и были обузой», — говорит Баба Чавиш, религиозный лидер езидов, в ведении которого находится храм Лалеш. — «Мы не уверены, но слышали, что аль-Багдади решил выпускать езидов группами».

17 января этих 196 человек посадили в автобусы и доставили к заставе в районе Эр-Рияд провинции Киркук на севере Ирака, охраняемой курдскими силами пешмерга. Итак, они освободились из плена джихадистов, но возвращение в Курдистан влечет другие проблемы.

У освобожденных езидов нет места, которое они могли бы назвать домом. Их города и села все еще под контролем «Исламского государства». Те города, которые недавно были освобождены курдскими силами, еще небезопасны. Многие из них присоединятся к своим семьям и родственникам в лагерях беженцев, которые буквально усеивают курдскую территорию.

Травматические события в жизни езидов стали причиной недоверия между ними и их бывшими суннитскими соседями и обострили их чувство безопасности. Один из освобожденных езидов Салах Хидир, которому, по его словам, около 60 лет, помнит тот день, когда джихадисты брали его город. 3 августа соседи Салаха, почти все арабы-сунниты, первыми проявили враждебность по отношению к его семье. Он был крупнейшим владельцем крупного рогатого скота в районе, так что его захват был выгоден боевикам.

Салаху и другим езидам было трудно понять, почему их давние соседи, в основном арабы-сунниты, а также некоторые курды, передали их «Исламскому государству». Исторически езиды в основном отшельники, проживающие в отдаленных пустынных районах во избежание конфликтов с окружающими их народами. То есть, так было до тех пор, пока «Исламское государство» не постучалось в их двери. Теперь этой небольшой общине в Ираке есть чего бояться. «Мы не можем вернуться без надежной международной защиты», — считает Салах. Возможно, им придется долго ждать, но, по крайней мере, сейчас некоторые из них на свободе.

Foreign Policy

Перевод с английского специально для Эздихана.ру

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Most Popular

To Top
Translate »