Курдистан

Планета, может быть, начала забывать о преступлениях ИГИЛ, но езидские женщины – никогда

Езидские женщины протестуют перед Европейским парламентом в Брюсселе, Бельгия, 08.09.2014. Фото Виктора Дабковского / DPA / PA Images. Все права защищены.

Ирак должен принять срочные существенные меры для обеспечения лучшей защиты езидского женского населения и сделать правосудие реальностью.

Защита женщин по-прежнему остается нерешенной проблемой в Ираке, и езидским женщинам понадобится еще много времени, чтобы полностью восстановиться, как духовно, так и физически, от преступлений, совершенных участниками ИГИЛ. Во время военного конфликта представительницы коренного женского населения (не только женщины, но иногда и девочки) становилось жертвами таких видов насилия, как торговля людьми, изнасилование, пытки и сексуальное рабство.

Можно отыскать множество причин тому, что проблема защиты женщин до сих пор не решена, но самая простая из них заключается в том, что иракскому правительству необходимо, опираясь на мощную поддержку мировой общественности, переключить все свое внимание на вопросы законодательства в отношении езидских женщин, находящихся в отчаянном положении и не могущих забыть зверств ИГИЛ, в то время как часть планеты уже начала забывать. 
Проблема, с которой сталкиваются женщины, состоит из двух частей: от насилия страдают женщины по всей стране, но женщины-езиды подвергаются дополнительным преследованиям из-за их религии и веры. После того, как в августе 2014 года боевики ИГИЛ захватили Синджар и начали повсеместные преступления против всего езидского народа, они перешли к сексуальному насилию женщин-езидов в массовом масштабе. После вторжения прошло уже четыре года, а справедливость по отношению к женщинам так и не восстановлена. Неэффективное управление страной приводит к неспособности властей выработать демократические правовые нормы. Поэтому напрашивается вывод, что выход может быть в устранении структурных недостатков. Но реализация этого – вопрос спорный, и удивляет отношение законодателей, которые до сих пор не подготовили для включения в конституционное национальное законодательство проект статьи, гарантирующей отмену или замену внутренних законов признанными во всем мире международными законами и нормами о защите женщин от насилия.

Хотя Ирак продемонстрировал приверженность правовым реформам, у государственного аппарата еще много недостатков, главный из которых это то, что правительство не смогло провести должное расследование и привлечь к ответственности участников преступлений, совершенных ИГИЛ, и предъявить ему сатисфакцию. На проходящих судебных процессах члены ИГИЛ преследуются по закону «О борьбе с терроризмом» без признания всех других совершенных им преступлений, и все потому, что Ирак до сих пор не имеет в национальном законодательстве положений, касающихся преступлений против человечности. Правительство игнорирует потребности женщин, и большая часть поддержки, которую получает женское население, поступает от международных и национальных неправительственных организаций.

В качестве военной тактики ИГИЛ систематически подвергал пыткам и сексуальному насилию езидских женщин, унижая и разрушая общины. Это окажет большое влияние на грядущие поколения и укоренится в коллективной психике всего езидского народа. Проблема заключается не только в отсутствии законодательства, но и в правоприменительных механизмах: если нет эффективного органа, как Ирак может создать систему, которая поощряет и защищает женщин? 

Основными проблемами, связанными с судебными процессами в Ираке, являются ограниченные возможности местных судей на процессах о преступлениях, совершенных против женщин. Иракские судьи еще не достигли необходимых международных стандартов и профессионально не подготовлены к надлежащему и эффективному выполнению своих функций в судебных делах такого рода.

Правительству не хватает мотивации и ресурсов, чтобы организовать подготовку опытных судей, которые понимают как серьезность преступлений, так и международное законодательство, связанное с законами о правах человека. Для этого требуется понимание всех существующих законов, умение контекстуализировать эти законы и очень хорошо знать международные нормы о правах и защите женщин, находящихся в опасности. Только тогда можно будет эффективно применять закон, и езидские женщины смогут добиться справедливости, в которой они нуждаются и которую заслуживают. 

Кроме того, доступ к правосудию имеет важнейшее значение для удовлетворения потребностей выживших жертв, а правовая помощь для них испытывает множество препятствий, и поэтому еще достаточно слаба. Сейчас есть организации, которые оказывают женщинам психотерапевтическую и медицинскую помощь. Однако продолжает оставаться большая потребность в учреждениях, где женщины смогли бы получить не только медицинскую, но и правовую поддержку. Существование такого вида услуг необходимо для обеспечения сбора критически важной информации и документирования свидетельств женщин с целью привлечения к ответственности виновных в преступлениях против женского населения. Правительство и ключевые субъекты, как в Ираке, так и за его пределами, должны сделать все необходимое для того, чтобы оба сектора работали в координации и строго следили друг за другом, объединяя свои усилия. Без такой скоординированности и поддержки местные и международные организации лишь только усугубят прежнюю практику и будут продолжать неэффективное использование ресурсов. Кроме того, органы местного значения нуждаются в специальной подготовке для безопасного и этичного сбора данных, особенно с учетом культурных особенностей, связанных с проблемами сексуального насилия и геноцида езидов. До сих пор сбор доказательств насилия проводится нескоординированно и вне каких-либо правовых рамок. Поэтому не очень ясно, кем и каким образом они были собраны, и насколько они точны.

Для того чтобы некоторые международные преступления отнести к области криминальных, Ирак должен предпринять необходимые шаги для внесения поправок в свои национальные законы и Уголовный кодекс страны. Но пока власти не проявляют решительную готовность это сделать. Поскольку Ирак все еще не является участником Римского Законодательного Акта, в соответствии с которым был создан Международный Уголовный Суд (МУС), идеальным сценарием было бы создание специализированного международного трибунала в Ираке, а еще лучше – в Курдистане (с учетом его сегодняшней безопасности и стабильности) с тем чтобы привлечь к ответственности лиц, виновных в совершении ИГИЛ многочисленных преступлений против человечности.

Тем не менее, власти страны не преисполнены решимости что-либо менять из-за сложной обстановки в стране и слабых, часто нестабильных отношений между региональным правительством Курдистана и федеральным правительством в Багдаде. Поэтому местные суды по-прежнему рассматривают дела, не применяя нормы об ответственности за преступления против человечности.

Многих женщин охватывает отчаяние и чувство изолированности от властей, они часто боятся, что суды никогда не смогут им помочь, чтобы восстановить справедливость. Кроме того, регион Синджар все еще не восстановлен, и поэтому многие езиды опасаются туда возвращаться из-за соображений безопасности. Вооруженный конфликт и раздробленность страны вызвали необходимость в восстановлении мира, стабильности и укрепления доверия между общинами. Для решения этих проблем первыми важными шагами должны стать признание преступлений, совершенных против езидских женщин, и восстановление их жилищ. Для развития усилий в области миротворческой деятельности интересы езидского общества должны быть более широко политически представлены, в то время как международное сообщество должно в срочном порядке заняться их бедственным положением.

В 2017 году Совет Безопасности ООН принял резолюцию о создании следственной группы для сбора доказательств преступлений, совершенных ИГИЛ. Однако реализация этой резолюции идет удручающе медленно. Иракская судебная система в корне несовершенна, и лица, виновные в совершении преступлений ИГИЛ иногда подвергаются короткому судебному разбирательству с небольшим количеством представленных доказательств. Ирак должен принять срочные и существенные меры для обеспечения лучшей защиты езидского женского населения и претворения правосудия в жизнь. Другими словами, дома должна начаться тяжелая работа. 

Перевод с английского специально для сайта Ezdixane.ru (Open Democracy)

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Most Popular

To Top
Translate »