СМИ о Езидах

TehranTimes: Езиды — исконные иранцы, отказавшиеся от культа Заратустры: профессор

Тегеран — Филипп Г. Крейенбрук, профессор и директор отдела иранских исследований Геттингенского университета имени Георга Августа в 1996-2017 годах, считает, что езиды — это остатки иранских племен, отказавшиеся от культа Дэва или Заратустры.

«Помимо группы древних иранцев, столкнувшихся с культом Дэва и отвергнувших его, были и другие племена, которые продолжали следовать древней религии, не признавая культ Дэва или Заратустры», — утверждает Крейенбрук в интервью газете Tehran Times.

«Некоторые из этих групп мигрировали на запад с северной ирано-афганской границы и поселились в западных районах современного Ирана, северном Ираке и восточной Турции».

Происхождение езидов неизвестно историкам; в некоторых источниках говорится об их связи с зороастризмом, а экстремистские группы в Ираке обвиняют езидов в том, что они, как и их древние предки, являются поклоники злых духов.

«Зороастризм» – древнейшая религия, которая существует до сих пор, оказала значительное влияние на многие мировые религии и культы.

До мусульманского завоевания Персии в седьмом веке нашей эры зороастризм был государственной религией трех персидских династий, сформировавших одну из крупнейших империй древнего мира — могущественную Персидскую империю.

Однако голландский профессор считает, что племена езидов отказались следовать учению Заратустры.
«Эти иранцы продолжали исповедовать традиционную, дозороастрийскую религию и признали зороастризм гораздо позже, когда он стал доминирующей религией в западных районах Ирана при Ахеменидах», — замечает он.

«Я считаю, что в культуре езидов и ярсанов, большинство из которых говорят на курдском языке, сохранились черты этой древней религии».

Ниже приводится текст интервью:

Кем был Заратустра, и насколько популярным было его учение? Был ли он пророком?

Заратустра был высокообразованным жрецом древней религиозной традиции, восходящей к тому времени, когда предки иранцев и северных индийцев еще были единым народом (ок. 3000-2000 гг. до н.э.). Он исповедовал древнюю религию, основанную на понятии Аша (Истина, Правота), и отвергал культ чужеземных богов (даэва, позднее див, или «демон»), не связанных с Аша. Большинство древних индийских племен стали поклоняться Дэвам об этом говорится в их ранних текстах, Ведах. Последователи Заратустры тесно общались с поклонниками дэвов, но отвергали их верования.

Заратустра, как хорошо образованный жрец, описывал верования своего народа в «Песнях» (Гатах), отражающих его непосредственное видение Господа Мудрости (Ахура Мазды, позже Хормазда), которому он поклонялся как Богу, создателю жизни на земле.

Мировоззрение Заратустры (Daena, позже Din) в конечном итоге стало основой нового культа, распространившегося по всему иранскому миру, так что слово Daena/Din приобрело значение «религия». Челвоек, основавший новую религию после прямой встречи с Богом, Заратустра действительно может считаться пророком, хотя понятие «пророчество» обычно ассоциируется с авраамическими религиями.

Есть ли связь между зороастризмом и езидизмом, поскольку некоторые называют езидизм иранской религией?

Помимо группы ранних иранцев, непосредственно столкнувшихся с культом Дэва и отвергших его, были и другие племена, продолжавшие исповедовать древнюю религию, игнорировавшие культ Дэва или Заратустры. Некоторые из этих групп мигрировали на запад с северной ирано-афганской границы и поселились в западных районах современного Ирана, северном Ираке и восточной Турции. Эти иранцы продолжали исповедовать традиционную религию, бытовавшую в Иране до зороастризма, и вступили в контакт с зороастризмом гораздо позже, когда он стал главной религией на западе Ирана при Ахеменидах. Я считаю, что в культуре езидов и ярсанов, большинство из которых говорят на курдском языке, сохранились черты этой древней религии.
Некоторые курдские народы в Ираке, Сирии и Турции говорят на языке, близком к персидскому (фарси).

Являются ли эти курды настоящими иранцами?

С лингвистической точки зрения, безусловно. Это означает, что они являются носителями культуры, имеющей общие корни с культурой современных иранцев.

Какое значение имеет дуализм и конфликт между светом и тьмой в зороастризме и езидизме?

Прежде всего, термин «дуализм» является корректным лишь отчасти. Обе религии верят в существование двух «сфер» — «мира сего» (гетиг, zaher) и «мира иного» (меног, batin). В зороастризме борьба между добром и злом, светом и тьмой, истинными верующими и демонопоклонниками считалась очень важной. В езидизме и ярсанизме ей уделяется гораздо меньше внимания. Там люди верят, что все происходящее в этом мире в конечном итоге находится в руках «Господа мира сего», а люди могут только делать все возможное , чтобы постичь скрытую ( batin) реальность, которая прячется за явной (захер).

Видите ли вы какую-либо связь между зороастризмом и восточноазиатскими религиями, такими как индуизм?

Да, индуизм также восходит к индо-иранской религиозной традиции, но изменился, потому что принял культ дэвов/девасов, в то время как зороастрийцы отвергли этот культ. Древние западные иранцы никогда не слышали о них, пока не попали под влияние зороастризма в период Ахеменидов.

Мохаммад Мазхари

Перевод с английского специально для Эздихана.ру


Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Most Popular

To Top
Translate »