Карлене Чачани

Предлагаем вниманию читателей статью о Арабэ Шамо (Шамилов)

Предлагаем вниманию читателей статью о Арабу Шамо

Предлагаем вниманию читателей статью о Арабу Шамо председателя Секции курдских писателей при Союзе писателей Армении Карлени Чачани .

На стене одного из зданий на улице Абовяна в Ереване есть мемориальная доска; » В 1963—1978 гг. здесь жил и творил известный курдский писатель и общественный деятель Арабэ Шамо (Шамилов)». Каждый раз, когда я прохожу по этой улице и вижу эту доску, я вспоминаю те незабываемые, теперь уже далекие, дни. когда я часто приходил в его дом. Во время наших встреч речь обычно шла о курдской культуре и литературе. Он рассказывал как-то о тяжелых днях своего детства, вспоминал родное село Суз, где его народ страдал от турецкого варварства, о том, как курды были вынуждены оставить родные очаги и переселиться в Армению. Он всегда говорил: «Да, именно Россия спасла нас от гибели. Мы переселились в Армению, которая тогда была в составе России. После установления Советской власти для меня, как и для тысяч курдов, были созданы благоприятные условия для спокойной жизни и развития национальной культуры».

Жизненный путь Арабэ Шамо был нелегким. Он родился в селе Суз Карской области, где Арабэ с детства был чабаном. Затем семья бежала в село Александровск Карской области. Маленького Арабэ привлекла местная русская школа, в которой он получил начальное образование. Здесь он вскоре познакомился с армянскими и русскими большевиками и примкнул к ним. В городе Сарикамыш он получил первое партийное поручение. Вскоре Арабэ Шамо был арестован и брошен в Сарикамышескую тюрьму. Через некоторое время он бежал из тюрьмы и отправился в Баку, где познакомился с известным курдским революционером комиссаром Чингизом Ильдримом. Затем отправился в Ставрополь, где вошел в состав русского военного полка. В 1918 году он вступил в ряды большевистской партии.

В 20-х годах перед Арабэ Шамо открывается дорога в новую жизнь. В 1924 году он окончил Лазаревский институт в Москве, где также обучал студентов курдскому языку. Затем отправляется в Армению для проведения культурно-просветительской работы среди курдского населения республики. Более 10 лет он работал в аппарате ЦК Компартии Армении. Он организовывал конференции, собрания курдов, где обсуждались вопросы социально экономического и культурного развития курдов Армении.

В жизни Арабэ Шамо наступает второй этап — этап литературного творчества. Он начал активно заниматься вопросами развития курдской культуры и литературы. В своих произведениях он отразил жизнь курдского народа, его историю, национальные обычаи, нравы, богатый фольклор, героическую борьбу за национальную независимость, был активным сторонников дружбы народов. Почти в каждом его произведении отражена дружба русского, курдского, армянского народов.

В 1929 году по поручению армянского правительства Арабэ Шамо вместе с Марагуловым (ассириец) на основе латинской графики создали первый учебник курдского языка для школ. В 1931 году в Москве вышла в свет также его первая художественная книга на русском языке «Курдский пастух», где автор на своем примере показывает тяжелую судьбу многострадального курдского народа в Турции. В 1935 году эта книга была издана на курдском языке, затем переведена на многие языки мира. Арабэ Шамо, в числе других представителей молодой курдской интеллигенции в Армении, был активным организатором создания очагов курдской культуры. По его инициативе группа курдских молодых людей получила высшее образование в вузах Москвы и Ленинграда. Он руководил Закавказским курдским педагогическим училищем, работал редактором курдской газеты «Рйа Таза» («Новый путь»), преподавателем Восточного факультета Ереванского государственного университета. Его творческая деятельность была прервана. В годы сталинских репрессий его необоснованно арестовали и отправили в далекую Сибирь. Он провел в ссылке 20 лет, работал грузчиком, сторожем, выполнял разного рода тяжелые работы. Несмотря на тяготы и лишения он не бросил творчество.

После реабилитации Арабэ Шамо возвратился в Армению и снова активно включился в творческую жизнь. На курдском языке вскоре вышел его исторический роман «Рассвет», затем в 1959 году другой роман «Счастливая жизнь», в которых отражена героическая борьба курдского народа против турецких поработителей. Эти романы в разные годы издавались на русском, армянском и других языках.

В 60-х годах, когда в Южном (иракском) Курдистане началась освободительная борьба за национальные нрава, Арабэ Шамо написал исторический роман под названием «Дим-дим», где описывает героическую борьбу курдского народа Восточного Курдистана против Шаха Аббаса. Эта книга также переведена на русский и другие языки.

Арабэ Шамо (Шамилов) был не только известным писателем, но и ученым. Вместе с курдологом О. Вильчевским он составил курдскую грамматику, издал научные работы «Феодальные отношения среди курдов Закавказья», «Октябрьская революция и курды» и другие. Он автор двух документальных фильмов о жизни курдов Армении и России. Своими благородными трудами Арабэ Шамо (Шамилов) внес большой вклад в развитие курдской национальной литературы и культуры. Арабэ Шамо был нафажден орденами «Дружбы Народов», «Боевого Красного знамени», многими другими Орденами и медалями, был членом Академии Иракского Курдистана, а также был удостоен высокого звания «Заслуженный деятель культуры Армении». Свои дни он закончил в 1978 году в полюбившемся ему Ереване.

Карлени Чачани.

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Most Popular

To Top
Translate »